Услышал от священника, что Бог забирает человека в двух случаях: либо перед падением души, либо на пике его душевного развития. Имеет ли место такое суждение?
– Это два случая. А нас семь миллиардов на планете. Нельзя подвести всех под общий знаменатель, у каждого своя история. Часто Господь хотел бы дать тебе сто лет жизни, но ты решил купить новый автомобиль, нарушить правила и проехаться на скорости сто сорок километров в час вместо шестидесяти положенных. Перевернулся, съехал в кювет, умер. Что – Господь хотел тебя забрать? Нет, ты просто нарушил правила дорожного движения, нарушил правила жизни в обществе. Ты, по сути, искусил Господа Бога твоего напрасно. Господу приходится перенастраивать навигатор жизни твоих детей, жены, родителей, они теперь пойдут по другому пути. Ты просто своим бахвальством, своим безумием, надеждой непонятно на что (на резину, или на надежность автомобиля, или на авось) лишился всего. Господь говорит: "Не искушай Господа Бога твоего напрасно". С того крыла храма, на которое возвел дьявол Иисуса во время искушения, можно было спуститься по лестнице. А дьявол предлагает легкий вариант: давай спустись чудотворным образом и заодно больше людей к Себе привлечешь. Нет, Господь говорит: "Я спускаюсь по лестнице".
Мы часто просто играем нашей жизнью и рискуем бессмысленно. Поэтому я согласен с этим батюшкой, что есть два самых распространенных убеждения. Человек как свежее яблочко: сорвешь раньше – оно зеленое, невкусное; сорвешь позже – будет с гнильцой. Господь срывает яблочко нашей жизни вовремя. Но здесь есть некоторый вкус кальвинизма и ислама, что все предопределено. Господь ничего не предопределяет. Ты сам формируешь свою жизнь. Господь просто, находясь вне времени, знает, что ты выберешь, но не предопределяет твой выбор. То есть во многом ответственность лежит на нас: что мы едим, чем дышим, где работаем, какой у нас образ жизни (двигаемся или на диване лежим). Господь во многом милосердно к нам относится, мы сами своими неправильными поступками уменьшаем время своей жизни.
Бывают, конечно, какие-то катастрофические состояния. Здесь уже можно войти в категории глубокого богословия (такие, как теодицея). Помните, у Господа спросили: "Получается, семнадцать человек, которые погибли в Иерусалиме после падения на них Силоамской башни, были грешнее всех?" А Господь страшную вещь сказал: о коллективной ответственности друг за друга. Чтобы люди покаялись.
Или Господь пользуется смертью других людей в педагогических целях, чтобы ты задумался о бренности всего сущего. Ты спешишь жить, любить, насладиться всем, что жизнь дает, а завтра умрешь. Может быть, стоит еще параллельно задумываться о более высоких вещах, не думать, что сегодня нагрешу, а завтра покаюсь. Завтра может не быть, "в чем застану, в том и сужу".
Часто смерть других людей происходит для того, чтобы ты жил. Это тяжело представить на самом деле. Читаешь, что где-то катастрофа, где-то кораблекрушение или самолет падает. Почему? Твоя вина тоже в этом есть. Ты должен сейчас проснуться от этого, а не просто сказать, какие ужасные новости, и забыть. Ты должен спешить творить добро. А вдруг завтра не успеешь его осуществить? Надо об этом думать.
Священник Владислав Береговой