19.02.1954. - Указ Президиума Верховного Совета СССР о передаче Крыма из состава РСФСР в состав УССР
Крым – неотъемлемая часть России
Крымская область была передана из состава РСФСР в состав УССР 19 февраля 1954 года по личной инициативе главы КПСС Н.С. Хрущева к 300-летию Переяславской Рады в знак вечной дружбы русского и украинского народов. Это было решено 25 января 1954 года на заседании Президиума ЦК КПСС и затем оформлено сначала указом Президиума ВС РСФСР от 5 февраля 1954 года, затем указом Президиума ВС УССР от 13 февраля и, наконец, указом президиума Верховного Совета СССР от 19 февраля того же года.
Вся эта цепочка указов была незаконна, так как: а) Президиум ЦК КПСС не имел права передавать территории одной республики другой, б) Конституция РСФСР 1937 года не называет в числе полномочий Президиума Верховного Совета РСФСР право решать вопросы территориальной целостности РСФСР, в) вообще никакие органы государственной власти РСФСР не были наделены правом изменять территорию РСФСР или давать согласие на ее изменение.
Единственным способом получения согласия РСФСР на изменение ее территории был бы референдум. И пункт «г» статьи 33 Конституции Российской Федерации наделял Президиум Верховного Совета правом проводить всенародный опрос (референдум). В 1954 году этого сделано не было: референдум, учитывающий мнение жителей Крыма, при передаче не проводился. Таким образом, акты 1954 года о передаче Крымской области из состава РСФСР в состав УССР не имеют юридической силы с момента их принятия.
В то время это ничего не изменило в жизни населения Крыма, поскольку государство было одно, с одной властью, одними законами.
После революционного расчленения единого государства в 1991 г. русское население Крыма стало подвергаться насильственной украинизации и потребовало на основе референдума возвращения Крыма в состав России в связи с распадом СССР.
В 1992 г. Верховный Совет России признал постановление президиума Верховного Совета РСФСР 1954 г. "О передаче Крымской области из состава РСФСР в состав Украинской ССР" как принятое с нарушением Конституции, не имевшее юридической силы с момента принятия.
Постановление Верховного Совета Российской Федерации от 21 мая I992 года "О правовой оценке решений высших органов государственной власти РСФСР по изменению статуса Крыма, принятых в 1954 г." гласит:
«Верховный Совет Российской Федерации постановляет:
1. Постановление Президиума Верховного Совета РСФСР от 5 февраля 1954 г. "О передачи Крымской области из состава РСФСР в состав Украинской ССР", как принятое с нарушением Конституции (Основного Закона) РСФСР и законодательной процедуры, признать не имеющим юридической силы с момента принятия.
2. Ввиду конституирования последующим законодательством РСФСР данного факта и заключения между Украиной и Россией двустороннего договора от 19 ноября 1990 г., в котором стороны отказываются от территориальных притязаний, и закрепления данного принципа в договорах и соглашениях между государствами СНГ, считать необходимым урегулирование вопроса о Крыме путем межгосударственных переговоров России и Украины с участием Крыма и на основе волеизъявления его населения. Председатель Верховного Совета Российской Федерации Р.И.Хасбулатов.
Москва, Дом Советов России, 21 мая 1992 г., № 2809-1»
Однако упомянутый в данном Постановлении двусторонний российско-украинский Договор (от 19 ноября 1990 г.) своей 6-й статьей совершенно четко устанавливает: «Высокие договаривающиеся стороны признают и уважают территориальную целостность Российской Советской Федеративной Социалистической Республики и Украинской Советской Социалистической Республики в ныне существующих, в рамках СССР, границах». Яснее ясного: «В РАМКАХ СССР». Не стало СССР - не стало и никаких юридических последствий этого зловредного Договора.
ОТКРЫТОЕ ОБРАЩЕНИЕ Российского народного вече г. Севастополя
к Президенту Российской Федерации Владимiру Путину, к Госдуме, Совету Федераций, Правительству
Российской Федерации
29 октября 1948 года Президиум Верховного Совета РСФСР выделил Севастополь из состава Крымской области в самостоятельную административно-хозяйственную единицу, придал ему статус республиканского города и напрямую подчинил Правительству РСФСР, а как главную базу Черноморского флота - наркомату обороны СССР. Сделано это было в строгом соответствии с Конституцией РСФСР 1937 г., Конституцией СССР 1936 г. и законодательной процедурой.
Значительно позже - в феврале 1954 года – было объявлено, что из политико-экономических соображений, а главное из кровного братства русского и украинского народов, из советской, социалистической солидарности, Президиум Верховного Совета РСФСР принял постановление "О передаче Крымской области из состава РСФСР в состав Украинской ССР". Однако на этот раз и Конституция РСФСР, и законодательная процедура были безцеремонно попраны.
Став таким произвольным и противоправным образом хозяином Крымской области, украинское руководство решило, что теперь оно вправе распоряжаться всем полуостровом. И в 1966 году в одностороннем порядке включило в свою новую Конституцию 77 статью о том, что Севастополь является городом республиканского подчинения в составе УССР. Хотя никакого решения о передаче Украине сверх Крымской области еще и самостоятельной российской административно-хозяйственной единицы - Севастополя конституционные органы власти РСФСР не принимали. Не заключали они по этому поводу с Украиной и никакого международного договора, т.е. не выполнили основное требование Международного Права, Международного Суда и Венской Конвенции: передачу государственного суверенитета любой, даже самой незначительной территории (а тем более такого города как Севастополь) оформлять только Международным Договором, через соответствующие международные инстанции. И потому Севастополь как был де-юре, так и поныне остался де-юре неотъемлемой частью Российской Федерации.
И потому в противоправных попытках удержать за собой вместе с Крымом и Севастополь, украинские "прихватизаторы" и тут цепляются за двусторонний российско-украинский Договор от 19 ноября 1990 г. Но мы уже разъяснили суть его 6-й статьи: не стало СССР - не стало и юридических последствий данного Договора, в сущности, и самого Договора. Точно так же, как если нет международно-правового оформления территориальных изменений, то нет и права на соответствующие территории.
На основании вышеизложенного, результатов двухлетней скрупулезной работы специальной депутатской комиссии Верховного Совета Российской Федерации по проблеме Крыма, Севастополя, Черноморского Флота (председатель комиссии Е.К. Пудовкин), других постоянных комиссий, парламентских слушаний и сессий - Верховный Совет Российской Федерации 9 июля 1993 г. (почти через год после своего Постановления о Крыме) принял следующее Постановление "О статусе города Севастополя":
«Верховный Совет Российской Федерации, рассмотрев по поручению седьмого съезда народных депутатов Российской Федерации вопрос о статусе города Севастополя, постановляет:
1. Подтвердить российский федеральный статус города Севастополя в административно-территориальных границах городского округа по состоянию на декабрь 1991 г.
2. Совету Министров - Правительству Российской Федерации в кратчайший срок разработать государственную программу обезпечения статуса города Севастополя, дав соответствующие поручения Министерствам и Ведомствам; провести переговоры с Правительством Украины о городе Севастополе, как главной базе единого Черноморского флота.
3. Центральному банку России предусмотреть финансирование соответствующих статей бюджета города Севастополя через свои отделения.
4. Комитету Верховного Совета Российской Федерации по конституционному законодательству подготовить проект Закона Российской Федерации о федеральном статусе города Севастополя.
5. В целях недопущения политической напряженности просить правительство Украины отозвать передислоцированные в район города Севастополя подразделения спецчастей. Председатель Верховного Совета Российской Федерации Р.И.Хасбулатов.
Москва, Дом Советов России. 09 июля 1993 г. № 5359-1».
Россия подтвердила свой суверенитет над Крымом и Севастополем (постановление ВС РФ от 9 июля 1993 г.). Осенью 1993 г. высший законодательный органа РФ был расстрелян захватившей власть олигархией, но постановления его в последующем не отменялись. Народ Крыма продолжал борьбу за воссоединение с Россией на основе закона и своего волеизъявления.
23 августа 1994 г. Российский федеральный статус города Севастополя своим Постановлением подтвердил и Севастопольский городской Совет ХХII созыва.
Крым вернулся в состав России путем всенародного референдума 16.3.2014 в виде реакции народа на антирусский государственный переворот в Киеве в феврале 2014 г. Референдум проводился по двум вопросам: «Вы за воссоединение Крыма с Россией на правах субъекта Российской Федерации?» и «Вы за восстановление действия конституции Республики Крым 1992 года и за статус Крыма как части Украины?». Явка составила 83, 1 % и 96, 77% избирателей, принявших участие в голосовании, высказались за вхождение Крыма в состав РФ.
Крым (историческая Таврида) значим для России и как цивилизационный центр. Именно из Крыма Русь восприняла христианство. Здесь находилось одно из первых славянских княжеств на Руси (Тмутаракань), а Черное море в ту пору называлось Русским.