СПАСТИСЬ ИЗ БЕЗДНЫ В храме в г. Днепр мироточит икона Божьей Матери «Неупиваемая чаша» У кого вой?
СПАСТИСЬ ИЗ БЕЗДНЫ
В храме в г. Днепр мироточит икона Божьей Матери «Неупиваемая чаша»
У кого вой? у кого стон? у кого ссоры? у кого горе? у кого раны без причины? у кого багровые глаза? У тех, которые долго сидят за вином, которые приходят отыс¬кивать вина приправленного (Притч. 23, 29-30).
Они уходят от близких в алкогольный дурман, в какие-то темные коридоры, куда никому нет доступа. Вот он, стоит рядом, бесконечно любимый сын, надежда всей материнской жизни. Стоит, покачиваясь, нетвердо держась на ногах. Хмельная, заплетающаяся речь, тупой взгляд, бессвязные фразы. А мечтала, что вырастет, выучится, станет поддержкой и опорой состарившейся матери. Что женится на красивой и доброй девушке, а там и внуки пойдут.
Вырос, выучился. Женился. Будущая невестка выходила замуж такая счастливая! И свадьба была, и белое платье с фатой, и крики «горько». А получилось действительно горько. Поначалу только иногда возвращался домой под хмельком. Случалось, и друзей приводил. Так ведь они мужики, для них, считают многие, нормально выпить в компании. Это же безобидное застолье. Только постепенно выпивки стали чаще, потом еще чаще. И вот уже приходит домой пьяный, агрессивный, злобный. Сколько раз приходилось убегать от побоев, держа на руках перепуганного ребенка! О такой ли ты жизни мечтала, девочка, когда в загсе говорила: «Да»?
А если пьет девушка, женщина, мать? Это ведь тоже происходит все чаще. Кому не приходилось видеть: сидят на скамейке стайкой симпатичные, нарядные девчонки – а в руках банки с пивом, или бутылка с вином, в зубах – сигареты. Хорошо, если вовремя одумаются, спохватятся. Но кто-то спохватится, а кто-то – втянется.
Спросите медиков. Они скажут: для того, чтобы стать алкоголиком, мужчине нужно всего лишь регулярно употреблять спиртные напитки в течение семи - десяти лет. Время проходит быстро. И вот перед вами уже не душа компании и весельчак, а запойный человек, которого нужно лечить. И не факт, что лечение окажется результативным. А женщине и вовсе достаточно пяти лет. Защитная функция у женщины намного ниже. Так что алкоголь и продукты его распада быстро проникают в мозг, повреждая мозговые клетки и разрушая нейронные связи.
Даже у так называемых «умеренно пьющих» людей мозг оказывается поврежденным алкоголем. Допустим, человек при жизни выпивал. Потом по какой-то причине умер. Тело отвезли в морг. Что видят врачи на вскрытии? Они видят сморщенный, уменьшившийся в объеме мозг, и микроязвы, микрорубцы на поверхности коры. А когда вскрывают погибшего алкоголика, вообще удивляются, как с таким мозгом человек жил.
Но если бы только собственный мозг травил алкоголик! Под большой угрозой находятся зачатые им дети. Чтобы мужчина мог дать жизнь здоровому ребенку, необходимо, чтоб он спиртного в рот не брал три с половиной месяца. А женщине и этого не дано. Половые клетки девочки зарождаются вместе с ее появлением на свет. В отличие от мужского организма, они не обновляются. И никто не знает, какая именно рюмка водки, банка пива, бокал вина повредят ту клеточку, что созрела для оплодотворения. И каким в результате родится ребенок.
В школе на уроках биологии учителя иногда показывают такой опыт: в пробирку с несколькими каплями крови капают несколько капель водки – и кровь сворачивается хлопьями. То же самое происходит и в сосудах человека, если он выпил. Кровь в них тоже сворачивается, капилляры закупориваются. Особенно это вредно для мелких сосудов, эритроциты в них склеиваются, сосуды погибают и уже не могут питать кровью определенные участки тела.
Конечно, человеческий организм имеет большой запас прочности. И до поры, до времени он с нарушениями, вызванными употреблением алкоголя, справляется. Но знаете, сколько в результате происходит смертей от сердечно-сосудистых заболеваний? А сколько преступлений, совершенных «по пьянке»? От алкоголя страдают все органы, но больше всего – мозг. Эритроциты склеиваются, клетки мозга закупориваются. Страдает вестибулярный аппарат, пьяный не может удерживать равновесие. Страдает память, утром человек не может вспомнить, что делал накануне. Страдают клетки мозга, контролирующие поведение.
Почему нам кажется нормальным, что практически все праздники проходят со спиртным? Несколько лет назад, в День молодежи, погиб под колесами автомобиля мой шестнадцатилетний племянник. Такой парень был – солнышко ясное! Доброжелательный, отзывчивый, всем старался помочь. Пожилым соседям помогал крышу перекрывать, одинокой пенсионерке помидоры подвязывал. Все знали: если возникнет надобность, зови Вову, он не откажется. На его похороны собрался весь поселок. Гроб несли на руках. И горько плакала девочка, так и не успевшая стать его невестой.
А случилось вот что: родители отпустили юношу на выходные в Бердянск, вместе с одногруппниками по колледжу, у одного из которых там жили родственники. Ребята загорали на пляже, кому-то захотелось мороженого. Вова вызвался принести. Он уже возвращался назад, когда по набережной, там, где запрещено движение транспорта, промчалась на высокой скорости иномарка. За рулем был почти что его ровесник, немногим старше. В честь праздника Дня молодежи он с утра выпил, взял у родителей без разрешения машину и пригласил покататься свою девчонку.
…Друзья на пляже долго ждали Вову, а потом пошли его искать. Он лежал навзничь, широко открытые голубые глаза смотрели в такое же голубое небо. И обхватив голову руками, сидел на корточках возле него водитель иномарки, колеса которой только что убили человека. Он твердил одно и то же: «Зачем только я пил сегодня» ?!
В состав любого из алкогольных напитков входит этиловый спирт. Какие бы красивые глянцевые этикетки не клеили на бутылки – это наркотический яд. Помните в школьном учебнике картинку с надписью о том, что капля никотина убивает лошадь? Курение –тоже яд, тоже наркотик. А восемь граммов спирта на килограмм веса убивает человека. Конечно, такое количество вряд ли кто-то за один присест выпьет. А меньшее? 100 грамм, 200? Тогда эта отрава будет медленно действовать на все органы – печень, поджелудочную, сосуды, мозг. Просто здоровым человеком пьянице уже не бывать.
Согласитесь, никто же не выпивает по утрам вместе с кофе рюмку мышьяка! За сумасшедшего сочтут, если только обмолвиться о таком возлиянии! А пиво, водку, коньяк – можно?
Как-то у меня с одним знакомым зашел разговор на эту тему. И он спросил: «Ну, хорошо, допустим, что алкоголь – и вправду яд. Тогда почему в Библии так много говорится о вине? Даже первое чудо Христос совершил, превратив в Кане Галилейской воду в вино. Разве не так»?
Я задала этот же вопрос знакомому священнику. Его объяснение мне хочется привести целиком. Оказывается, вино, которое употребляли во времена Христа - это было вино естественного брожения, 3-5 градусов. Причём это вино употребляли, обязательно добавляя воду и разбавляя вино как минимум в два раза, а то и в пять-десять раз. То есть максимальный градус спиртного напитка в то время – полтора-два градуса, а то и менее. Это градус сегодняшнего кваса. Поэтому вино никогда не вело к алкоголизму, к страсти. Святитель Иоанн Златоуст говорил о том, что вино – это дар Божий, но оно дано Богом не для того, чтобы им упивались допьяна, а чтобы оставались трезвыми.
Один из самых распространенных тостов, что поднимают обычно за столом: «Выпьем за здоровье»! А какое уж тут здоровье? Когда человеческий организм пытается разложить алкоголь, возникает химический элемент под названием ацетальдегид. Исследования ученых однозначно доказывают, что эта субстанция меняет генетический код стволовых клеток человека, и вполне способна вызвать рак.
О том, что алкоголь, попадая в кровь, склеивает эритроциты, мы уже говорили. А ведь в человеческом организме все взаимосвязано. Задача эритроцитов – проникать через мельчайшие кровеносные сосуды, чтобы насытить ткани кислородом. Но склеившись, они, наоборот, закупоривают сосуд. И та зона, что обслуживал до сих пор мозг, отмирает. А в каждой такой зоне по сто-двести тел нейронов, которые нуждаются в кислороде так же, как мы – в воздухе, чтобы дышать. Нет кислорода – клетки мозга гибнут. Гибнут всего за семь минут! Таков механизм опьянения.
Почему же, зная все это, люди пьют? Где тут логика? Почему человек становится алкоголиком? Как ему помочь? Смотришь на пьяного и возникает ощущение, что его, взрослого, в цветущем возрасте, когда люди твердо стоят на ногах, чего-то добиваются, становятся опорой и поддержкой для своих близких, окутала по рукам и ногам злобная гадина. Парализовала всю его деятельность. И теперь он никому не поддержка и опора – ни супруге, ни собственным детям, ни родителям.
Ответ на эти непростые вопросы есть у Церкви. Он может поначалу показаться неожиданным. В нем нет обвинительных интонаций. Скорее, жалость к несчастным. Да, именно к несчастным, потому что счастливые люди пьяницами не становятся. Никто не спивается от счастливой жизни. В основе алкоголизма, говорит Церковь, лежит неудовлетворенная жажда Богообщения. По Божьему замыслу человек должен был всегда находиться в радости постоянного общения с Ним. Обратите внимание: в Библии 365 раз повторяется слово: «Радуйтесь»! Практически на каждый день года. Человеку, который умеет радоваться, не нужны искусственные стимуляторы.
Но потерявшие связь с Богом люди неминуемо теряют и смысл жизни, сталкиваются с духовной опустошенностью. А свято место пусто не бывает, говорит народная пословица. Радоваться-то все равно хочется, а не получается. И тогда кто-то начинает применять искусственные ферменты, некий эрзац счастья – алкоголь, наркотики. Собственно, алкоголь как раз и является сильнейшим наркотиком. Разрешенным, увы, к продаже. А эйфория приходит незамедлительно. Так просто получить незаслуженную, незаконную радость – радость винопития.
Ловушка в том, что отказаться от нее будет совсем непросто. Постепенно в мозгу сформируется устойчивая связь: алкоголь равняется удовольствию. Со временем алкоголь встроится в обмен веществ, и это уже будет необратимо. Алкоголик, попытавшийся отказаться от алкоголя, испытывает самую настоящую ломку, выдержать которую мало кому удается. Ведь, чем терпеть и проходить через эти муки, гораздо проще дать организму то, чего он настойчиво требует. То есть выпить.
И бесы тут же подключаются, внушая настойчивые помыслы: да выпей лучше, поправься, зачем себя изводить? Все равно, мол, ничего не получится.
Нормальный, естественный обмен веществ искажается. Таким ли был замысел Бога о человеке? Представьте себе: архитектор задумал прекрасный храм, построил его. И тут приходит какой-то самозванец и начинает по своему хотению «улучшать» его – выдергивает кирпичи, передвигает колонны, на которые опирался свод, рушит фундамент. Что произойдет? Скорее всего, храм рухнет. Или останется искалеченным, непригодным. Примерно то же происходит и с человеческим организмом. «Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои?» - писал апостол Павел. (1Кор.6:19) Понятно, кто такой самозванец, который пытается разрушить храм – это диавол. Послушавшись его, человек заменяет Бога своими хотениями. И, подталкиваемый врагом рода человеческого, летит в бездну, из которой без посторонней помощи уже не выбраться.
В обществе к алкоголикам чаще всего относятся как к распущенным людям, не умеющим себя контролировать. С презрением. Иногда с некоторой долей снисходительности. Мол, выпил, с кем не бывает? Отсюда поговорка: «пьяный проспится, а дурак – никогда». Но на самом деле алкоголизм – это тяжелая болезнь, и физическая, и духовная, проспаться от которой не всем удается. Недаром считается, что бывших алкоголиков не бывает.
Бросить пить трудно. На самом деле любой алкоголик понимает, сколько вреда приносит сам себе. Но не хочется расстаться с тем временным удовольствием, что дает опьянение (хотя потом и голова трещит, и давление поднимается). И думается: а как же встречи с друзьями, дни рождения, посиделки за кружкой пива, рюмкой водки? Бросить пить – но зачем? Чем тогда заполнить душу? Только чтобы здоровым быть? И что с этим делать? Одна моя знакомая, не выпускавшая изо рта сигарету и любившая выпить, так и говорила, отмахиваясь от советов поберечь здоровье: «Кто не курит и не пьет, тот здоровеньким помрет». К сожалению, слова эти оказались пророческими: полная раньше сил и энергии, она умерла в сорок с небольшим лет. Сгорела за месяц.
Но для верующего человека нет безвыходных ситуаций. Всемилостивый Господь всегда протягивает ему руку, надо только за нее ухватиться. В одном из храмов, где я часто бываю, несет послушание регента женщина, когда-то блестяще окончившая музыкальную школу, а потом много лет страдавшая алкогольной зависимостью. История это длинная, я расскажу вкратце. Ее внешностью и способностями восхищались. Женихи просто увивались вокруг светловолосой голубоглазой красавицы. Родители были уверены в ее большом будущем. Все это перечеркнула неизвестно как появившаяся страсть к выпивке. Она пила днем, а по ночам тайком шла на кухню, чтобы отхлебнуть из припрятанной бутылки. Лечилась. Опять пила. Осознав наконец, что погибает и не может с собой справиться, пришла в храм. Ей подсказали, что надо «Неупиваемой чаше» свечку поставить. Поставила, постояла рядом. И, как потом сама рассказывала, почувствовала облегчение какое-то, голова ясней стала. Два дня после этого не прикасалась к бутылке. И чтобы опять испытать такое же облегчение, снова пришла в храм. Смотрит, люди к исповеди подходят. Подошла и она. Пожаловалась священнику, что на этот раз никакого облегчения не чувствует, наоборот, выпить тянет. А он ей ответил: «Икона – не таблетка. К ней с верой, с молитвой подходить надо. Молись Матери Божьей. И я за тебя буду молиться».
Потом, вспоминая об этой, первой в ее жизни, исповеди, она поражалась: ее не осудили, не прогнали, еще и пообещали молиться! «Трудно словами рассказать, что во мне в тот момент произошло, - делилась она позже. - Знаете, есть в храме такая икона, «Христос стучится в дверь» называется. Обратите внимание: там дверная ручка не нарисована. То есть, Христос сам не может эту дверь открыть, Он только в нее стучится. Вот и я будто приоткрыла тогда дверь Ему навстречу. Христос вошел в душу, и жизнь изменилась». А «Неупиваемой чаше» я тоже продолжаю молиться.
Икона «Неупиваемая чаша» есть, наверное, в каждом православном храме. Удивительна ее история. Она берет начало с 1878 года, когда отставному солдату, много лет страдавшему запоями, явился во сне светлый старец и повелел ему идти в Серпухов, в монастырь, где находится икона «Неупиваемая чаша». Идти, но как? Солдат давно потерял здоровье и даже ходить уже не мог. Но сон повторился, и еще раз, и еще. Он отправился в путь ползком. Это был нелегкий путь. Стертые до крови колени болели, силы оставляли немощного человека. Однажды хозяйка дома, где ему посчастливилось остановиться на ночлег, пожалела инвалида, дала ему костыль, натерла распухшие ноги лечебной мазью. Два дня он отлеживался у сердобольной женщины, а когда стало немного легче, продолжил путь. Опираясь на костыль, теряя последние силы, наконец добрался до Серпухова.
Но где найти икону? Монахини пожимали плечами. Никто не знал такого названия. В коридорах и галереях висело множество образов, неизвестно, когда и кем пожертвованных. Инокини посоветовали солдату приложиться к мощам основателя монастыря преподобного Варлаама. Увидев образ святого, он узнал его! Это был светлый старец, так настойчиво являвшийся ему во сне. Теперь уже и монахини усердно принялись за поиски иконы. И наконец, в переходном коридоре обнаружили забытую икону. Матерь Божия строго и вместе с тем жалеючи взирала на пришедших. Перед Ней был изображен Отрок Иисус, стоящий в чаше. На обратной стороне иконы прочли надпись «Неупиваемая чаша». Это была она!
Икону тут же перенесли в главную церковь, отслужили перед ней молебен. Удивительно, но за все время путешествия старому солдату ни разу не захотелось выпить. А во время молебна страсть не только навсегда оставила его, но и силы вернулись полностью. Теперь ему не нужен был костыль. Вместо немощного, измученного болезнью инвалида стоял перед иконой здоровый, крепкий человек. И потрясенно смотрели на него люди, видевшие его совсем другим всего несколько дней назад.
Случившееся поразило всех. Весть о чудесном исцелении разнеслась мгновенно. Со всех концов к иконе потянулись паломники. Идут они к ней, вымаливая исцеление от алкогольной и наркотической зависимости, и сегодня. Матерь Божия изображена на иконе в позе моления, с воздетыми к небу руками. Усыновившая Себе все человечество, за всех молится Сыну Своему. За спившихся, презираемых, несущихся в пропасть погибели, испачкавших и тело, и душу. Но она же – Мать, и потому нет презрения в Ее сердце, только любовь и жалость, тревога и желание спасти. Перед ней – Престол, на котором находится Чаша. А в Чаше – сам Христос, приносимый в жертву за грехи людские. Потому и называется эта Чаша «Неупиваемой», что невозможно выпить до конца ее содержимого - благодати Божией. На каждого хватит благодати, только приди к этой Чаше, прикоснись к ней.
Мы не знаем – и, наверное, никогда уже не узнаем имени иконописца, написавшего эту икону. Иконописцы не подписывали своих творений. Почему? Потому что создавалось все это по благословению, благодаря Божьей благодати. Бог давал человеку талант, чтобы тот использовал его со всей душой и сердцем. В Евангелии есть слова о том, что принимая похвалу от людей, мы лишаем себя славы от Бога, а только она может быть подлинной. И художник не дерзал поставить свое имя под тем, что ему открылось свыше.
Но нет сомнения, что создавший икону «Неупиваемая чаша» человек был кисточкой в руках Божиих. Все в иконе продумано, нет здесь ничего случайного. Темно-голубая туника, в которую облачена Богородица, символизирует чистоту ее девства. Голова и плечи укрыты красным платком. Красный цвет – это свидетельство происхождения Девы из рода царя Давида, царственного Ее происхождения. И еще красный цвет означает муки, которые Ей пришлось пережить, когда стояла возле умиравшего за нас на кресте Сына. На голове сияет украшенный драгоценностями царский венец, означающий богатые дары, полученные Ею в Небесном Царстве.
Младенец Христос, стоящий в Чаше, одет в белые одежды с золотыми проблесками. Белый цвет – начало все цветов, как Господь – начало всех творений. Золотые проблески на одежде – это сияние благодати, неисчерпаемой, неупиваемой. Вот такая она, чудотворная «Неупиваемая чаша».
…Недавно я случайно стала свидетельницей такого разговора. В битком набитом троллейбусе, где из-за тесноты захочешь, да не сможешь отодвинуться от рядом стоящих, разговаривали две женщины. «Опять сын пьяный явился, - жаловалась одна. – С работы выгнали, жена ушла. Куда ж ему теперь идти, как не к матери? А у меня все сердце изболелось. Лечился два раза, не помогло. Пьет еще больше. Молилась, свечки ставила – тоже не помогло. Я уж не знаю, что делать. Пропадает ведь» …
- А я слышала, в Трехсвятительском храме икона «Неупиваемая чаша» замироточила. Говорят, перед ней и молятся от пьянства. Сходи, вдруг поможет.
- Не знаю… Все, кажется, перепробовала…
Как часто мы отступаем в унынии и растерянности, не получив ответа на наши просьбы. Молилась, свечки ставила – не помогло. Литрами святую воду домой приносила – безрезультатно. Может, потому и безрезультатно, что нет терпения? Молитвенный труд нелегок. Не стоит думать, что освобождение от страстей происходит мгновенно, как по мановению волшебной палочки. Конечно, и так бывает. Но чаще приходится потрудиться и алкоголику, и его близким, и не неделю-вторую, а, может быть, и годами. Бывает, человек получил облегчение, а потом снова сорвался, выпил. Враг быстро не сдается. И опять надо вставать на молитву, прибегая к Матери Божьей, под Ее защиту, Ее Покров. Но постепенно все равно происходит исцеление.
Знаю одного человека, его мать тоже считала, что все перепробовала. Ее сын просто утопил свою жизнь в алкоголе. Было в этой жизни много грязи, драк, сквернословия. Потерял семью, работу. Случались и приступы белой горячки. В конце концов попал на два года в лечебно-трудовой профилакторий, а это почти что колония. И тогда на молитвенную вахту встала мать его матери, а попросту – бабушка. Она подчинила свою жизнь вымаливанию внука, отвлекаясь от молитвы только на совсем уж неизбежные домашние дела. Одну только дала себе поблажку – на полу перед иконами постелила коврик, чтобы не так больно было стоять старческим коленям. За два года на этом коврике от ее коленей образовались ямки.
А внук, освободившись из ЛТП, совсем перестал пить. Сам потом этому удивлялся. Поступил в техникум, окончил его с отличием. Устроился на хорошую работу. Но самое главное – стал глубоко верующим человеком. На сегодняшний день Библия – его настольная книга.
За этим потрясающим превращением – та самая молитвенная вахта родного человека. Не ЛТП, конечно, так изменило душу. А благодать, данная ему по молитве.
«В закрытую дверь можно стучаться молитвой», - говорил святитель Филарет Дроздов. И это будет самая большая помощь пьющему человеку, если ваши увещевания не достигают цели. Всегда должна быть молитвенная связь, как та соломинка, которая поможет вытащить из бездны алкоголизма близкого человека. Хорошо, когда есть кому за него молиться. Но даже если в окружении пьяницы нет верующих людей, и тогда не все потеряно. Молится Церковь, молится Ангел-Хранитель (если человек крещен), молится Богородица. И чудо иногда происходит.
О примерах таких превращений вам могут рассказать и в Свято- Трехсвятительском храме, где каждую среду перед иконой «Неупиваемая чаша» служится специальный молебен. Этот храм находится на левом берегу реки Днепр, среди частных домов и недавно построенных многоэтажек. Один из древнейших храмов областного центра, он был возведен в 1902 году. Господь хранил храм, его не разрушили в страшные богоборческие годы, и даже закрывался он ненадолго, всего на четыре года, с 1937-го по 1941-й. Храм выглядит, как корабль. Это символ того, что Церковь, подобно кораблю, спасает нас в житейском море. Мачта в центре корабля – вертикаль, идущая к куполу и кресту над храмом. Поддержи¬вающие купол «паруса» храма с изображенными на них Евангелистами, возвестившими миру Слово Божие, – это крепящиеся к мачте корабля паруса, наполненные Духом Божиим и ведущие корабль- Церковь к тихой пристани Царства Небесного.
- В нашем храме, - рассказывает его настоятель, протоиерей Николай Курдий, - благоговейно хранится много старинных икон. Это иконы трёх Святителей: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста, апостола Матфея, апостола Андрея Первозванного, великомученика Пантелеймона Целителя, преподобного Серафима Саровского, Святителя Николая архиепископа Мир Ликийских чудотворца, Великомученика Георгия Победоносца, Великомученицы Варвары, святого мученика Вонифатия, святой равноапостольной княгини Ольги, святой равноапостольной царицы Елены с частицами их святых мощей. Образа торжественно выносим для поклонения в дни празднования этих святых угодников Божиих.
Это все старинные образы. А вот икона Пресвятой Богородицы «Неупиваемая чаша» написана недавно, по просьбе прихожан. В 2012 году мы поехали в паломничество по храмам Украины – Руси. Взяли с собой и эту икону. И когда прибыли в женский монастырь в Серпухове, то провели там молебен, освятили икону, приложили ее к знаменитой «Неупиваемой чаше», которая находится в этом монастыре. Потом привезли ее домой, в Днепр, разместили в храме справа от алтаря. И каждую неделю обязательно служим перед ней молебен.
В тот день, когда мы разговаривали с о. Николаем, как раз и служился этот молебен. Читали акафист «Неупиваемой чаше». Вокруг стояло много людей. Молодая девушка – чья-то жена, невеста, родственница? Высокий задумчивый парень. Пожилая женщина, чьи губы непрестанно шептали слова молитвы. И еще много других. Каждый со своей бедой и со своей надеждой. На столике неподалеку стояли бутылки с водой – после молебна прихожане унесут их домой, как редкое, драгоценное лекарство.
- Мы освятили икону в 2012 году, -рассказывает протоиерей Николай Курдий. – А в 2013 году она начала источать слезу. Это продолжается до сих пор. Будто роса выпадает. Особенно сильно мироточит икона в Великом посту, практически каждый день. Многие люди, молившиеся перед ней, получили исцеление.
Отец Николай принимает посетителей в специально оборудованной для этого комнатке, сплошь уставленной иконами. Всегда есть люди, которым важно поговорить со священником один на один. Иногда выстраивается небольшая очередь. Как раз передо мной стояла в этой очереди молодая женщина по имени Мария. Уроженка Днепропетровска, она живет сейчас за границей. Примерно раз в полгода приезжает в Днепр навестить свою маму, и обязательно приходит в храм.
Именно в этом храме, считает Мария, она как бы родилась заново. Жизнь до того вспоминает, как страшный сон. Мария пила. Пыталась бросить. Обещала себе и маме, что больше в рот не возьмет спиртного. Держалась день, два, иногда неделю. И вновь срывалась.
Но если сам не справляешься, надо искать того, кто может помочь. Там, где бессильны оказались люди, кого звать на помощь? Однажды она услышала, что в Свято-Трехсвятительском храме есть икона «Неупиваемая чаша» И что именно перед этой иконой молятся об избавлении от страсти алкоголизма. В церковь пришла с перегаром, с больной головой. Но главное – что пришла. Просила, молилась, как умела. О. Николай долго с ней разговаривал. Надел на шею женщины крестик, благословил на подвиг молитвенный – на борьбу с убивающей ее страстью. Больше не пьет Мария. А к о. Николаю приходит за благословением всякий раз, когда приезжает в родной город. Как же иначе? Ведь он с тех пор стал ее духовником.
Приходил наркоман, вспоминает о. Николай. С дрожащими руками, худой, зрачки глаз расширены. Не знаешь, кого и пожалеть: его, погибающего в этой жизни и для жизни вечной или его близких, страдающих возле него. А Матери Божией всех жалко. За всех Молитвенница и Заступница. Больше тот парень не употребляет наркотики, живет трезвой нормальной жизнью. На работу устроился. Часто в храм ходит. И жена его с матерью вздохнули свободно. А до того сколько слез пролили!
Почему мироточат иконы? Может, это отклик на наши молитвы, нашу боль? Послание о том, что не оставлены на произвол судьбы в своей незадавшейся жизни? Иногда говорят, что мироточение - это слезы Божьей Матери. Плачет, глядя на нас, на ожесточение наше, грехи, страдания.
Православие богато на чудеса, изменяющие, а то и опрокидывающие физические законы. Схождение Благодатного Огня, появление в праздник Преображения Господня облака на горе Фавор… Объяснение здесь может быть только одно: Тот, кто создавал эти законы, может их и изменить. Для того, чтобы сделать нашу жизнь более осмысленной, заставить возвести ум от земного к небесному.
Страсти приходят в ту душу, где образовалась пустота. По многолетним наблюдениям, молитва перед образом «Неупиваемая чаша», освобождая человека от зависимости, удивительным образом заполняет душевные пустоты верой, любовью к людям, покаянием. Причем это относится не только к страждущим алкоголизмом и наркоманией. Разные бывают зависимости. Игра в карты, пристрастие к компьютерным играм, соцсетям, даже хождение по магазинам без особой надобности.
Если посмотреть монастырские летописи с записями об исцелениях по молитве к Пречистой Богородице, то окажется, что особенно много случаев Ее помощи приходилось на начало 2000-х годов, когда из горячих точек возвращались прошедшие ад войны, с израненными душами, надломленные люди. Многие из них искали возможность забыться на дне стакана. Сегодня не такое ли опять время? Может, потому и напомнила о себе икона «Неупиваемая чаша» в Свято-Трехсвятительском храме Днепра?
И не тщетны отходят, Пречистая, от Неупиваемой Чаши Твоих Божественных дарований, но неоскудно получая цельбы от чудотворного образа Твоего, Всеблагая" (акафист, 12 кондак).
Надежда Ефременко