Как не вляпаться в неоязычество.
О чём важно помнить и знать православному человеку, чтобы не попасть под влияние неоязыческих культов? И как помочь уже поддавшимся такому влиянию — советует архимандрит Хризостом (Грищенко).
— Сейчас все чаще встречаются люди, называющие себя “неоязычниками” и, как они считают, “несущие нам истинную веру наших предков – язычество”. Так ли это, и насколько неоязычество является язычеством?
— К сожалению, такое явление, как “неоязычество”, “неоязыческий культ”, имеет место быть. Представители этого культа говорят о своей древней традиции, но добавляют к своему названию приставку “нео”, что значит “новый”. И хотя они претендуют на какую-то старость, древность — письменных первоисточников, подтверждающих это, не сохранилось. Не сохранилось в письменной традиции и того, какое было дохристианское язычество у славян, поэтому так называемые “неоязычники” вынуждены заново изобретать свою религию, и в основном это получается — некий “духовный винегрет”. Немного они взяли из кришнаизма, что-то из буддизма, что-то из православия, из протестантских сект, что-то из оккультных практик, потому как занимаются и магией, и гаданием. Всё это смешалось — и получилось “неоязычество”, причем это пытаются выдать за древность.
Исследователи однозначно считают эту письменность подделкой. Никаких источников не сохранилось, возможно, только наскальные рисунки.
— Что важно помнить и знать православному человеку, чтобы не попасть под влияние деятелей таких неоязыческих культов? И как мы можем помочь уже поддавшимся такому влиянию?
— Во-первых, для того, чтобы человеку не отступить от Православия, надо укрепляться в вере. Я порой удивляюсь людям, которые ходят в храм, но при этом совершенно не интересуются Богослужением — просто отстаивают службы, слушают красивую мелодию, а слов, в которых и состоит весь смысл Богослужения, к сожалению, не понимают и не хотят понять. Некоторые люди не интересуются ни историей Церкви, ни Священным Писанием, ни Священным Преданием.
На самом деле, если бы люди читали Святых отцов, то увидели бы, насколько подробно они описывают, как и с какими грехами бороться, как стяжать добродетели. По моим наблюдениям, если человек не интересуется своим, настоящим, ему поднесут искусственную замену — “пустышку”.
Чтобы не отступить от Православия и при этом постараться передать глубину православной веры другому, надо в этой глубине быть утверждённым. К сожалению, иногда осведомлённость в области православной веры и культуры и наилучший настрой в отношении этих заблудших людей, неоязычников, попытки их переубедить, бывают совершенно бесполезными. У людей, которые вовлекаются в различные культы, часто повреждается ум, потому что культ — не просто человеческое изобретение. За таким изобретением нередко стоят злые духи, которые вдохновляют людей на подобную деятельность, как сказал апостол Павел: «…сам сатана принимает вид Ангела света…» (2 Кор. 11, 14). Обычно за такими культами прикрепляются падшие духи, которые повреждают умы людей, вводят их в глубокое заблуждение.
— Но ведь Господу всё возможно, не так ли?
— Конечно! Нельзя опускать руки, нужно продолжать молиться и искать подход к заблудшим людям.
Чаще всего мы до конца не понимаем неозычников и др. И мне кажется, правильно, если общаться с теми, кто попал в различные культы, будут разбирающиеся в этом люди. Если до конца не разобраться в особенностях культов, то беседовать с попавшими под их влияние — бесполезно.
К примеру, мы встретили такого адепта, чтобы попробовать его оттуда вытянуть, очень важно узнать причины, по которым он туда попал, в том числе узнать тонкости того или иного “вероучения”. Говорить с ним нужно на его языке, чтоб он услышал. Апостол Павел говорил: «…для иудеев я был как иудей, для эллинов как эллин, я стал всем для всех, чтобы привести к Господу хотя бы некоторых» (1 Кор. 9: 20-22), — это и есть миссионерский подход.
Если у человека нет такого опыта, то общаться стоит с адептами таких культов аккуратно и с любовью, потому что можно словом отвернуть такого человека от Бога.
В моей же практике случались люди, которых “гладить по голове” было совершенно бесполезно, им надо было говорить жёстче. Как апостол Павел некоторым лжебратьям ни на час не уступал: «…мы ни на час не уступили и не покорились, дабы истина благовествования сохранилась у вас» (Гал. 2:5). Для того чтобы достигнуть каких-либо результатов, нужно хотя бы немного разбираться в психологии неоязычников и т.п.: где можно — что-то резко сказать, а где — проявить терпение, промолчать. Мы видим, что и Христос по-разному относился к людям. К примеру, некоторых фарисеев Он довольно резко одёргивал, на некоторых смотрел с гневом и скорбью об ужесточении их сердец.https://vk.com/club102202237
Интересные личности
- Священник
- Протоиерей