ЧТО МОЖНО, А ЧЕГО НЕЛЬЗЯ В БРАЧНЫХ ОТНОШЕНИЯХ ХРИСТИАН?
Тест на самостоятельность от протоиерея Андрея Ефанова.
В жизни христианина есть вопросы, которые будут актуальными спустя сто и даже тысячу лет. Канет в Лету Интернет, многое что изгладится из исторической памяти, но всегда насущными для религиозных людей будут евангельские заповеди, их соблюдение в постоянно меняющемся мире, экологические проблемы, суеверия и предрассудки и, конечно же, вопрос половых отношений. То, что требует от человека личного решения, зачастую становится проблемой, которую проще решить посредством авторитетного совета, а так как «советчиков» за историю человечества было немало и предвидится еще больше, то тенденция ломать копья (после копий в ход пошли перья, а сейчас уже и кнопок на клавиатуре не осталось – клавиатура вместе с кнопками стали виртуальными) в борьбе за «единственно правильное мнение» только прогрессирует. Не пытаясь охватить необъятное, хотелось бы заострить внимание на последнем вопросе: насколько для христианина интимные отношения должны быть предметом, строго ограниченным рамками «дозволенного», вне которых все – грех?
Думаю, что каждому священнику неоднократно приходилось отвечать на вопросы касательно того, что можно, а чего нельзя в брачных отношениях христиан. И каждый раз возникает дилемма: как не нанести вред как излишней вседозволенностью, так и излишней строгостью? Хотя, на мой взгляд, ответ лежит на поверхности. То, что допустимо для самих супругов, для этой семьи не является грехом. Почему я так считаю? Дело в том, что нанести вред душе супружеские отношения не могут. Есть определенные ограничения, которые накладывает на интимные отношения общество. Их надо иметь в виду. Но религиозности в этом я не вижу. Это вопрос целомудрия, порядочности, уважения к своему супругу, но никак не то, что ставит для человека непреодолимые препоны в его отношениях с Богом. И каждая семья без чужого вмешательства может для себя решить, что для них допустимо. Уважение и любовь друг к другу помогут разрешить вопросы, которые регулярно выносятся на всеобщее обсуждение, приводя в смущение собеседников. Но почему же эта тема, которую и поднимать, в принципе, не стоит, весьма часто будоражит умы?
Дело в том, что есть определенные советы по данному вопросу, которые, имея частный характер или же достаточно авторитетный, хотя и не оправданный, при детальном рассмотрении, источник, налагают «бремена неудобоносимые» на брак в целом и на интимные отношения в частности. Для «ищущих повод» подобные наставления становятся истиной в последней инстанции, а частному совету придается значение общецерковного правила. О, сколько браков распалось по причине такой категоричной строгости. Чего стоит только одно наставление из «Посмертных вещаний преподобного Нила Мироточивого», предписывающее супругам полное воздержание от момента зачатия до отнятия младенца от груди! При внимательном рассмотрении названной книги становится понятным, что это произведение никак не откровение почившего святого, который, если бы он действительно диктовал свои поучения после смерти, не допускал бы ошибок, свойственных нам, людям живым, непросвещенным во всей полноте Духом Святым. Но это наставление разрушило не одну православную семью, когда супруги пытались буквально соблюдать требование разлучиться на несколько лет. И это далеко не единственный пример, когда строгость и попытка одну традицию привить на совсем иную почву давали отрицательный результат.
Почему бы, если уж так хочется каждый свой шаг согласовывать с духовным авторитетом, не прислушаться к словам апостола Павла: «Муж оказывай жене должное благорасположение; подобно и жена мужу. Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена» (1 Кор. 7:3–4). А значит, только единодушие может соединить супружество в единое целое, и основа этому единодушию – взаимная любовь.
Чем плотнее закрыты двери в супружеские спальни, тем нравственно здоровее общество. И цель данной заметки – закрыть тему рассуждений о том, что допустимо для мужа и жены. Взрослые люди сами способны разобраться в своих отношениях. Неоспоримая польза от жизни по совету духовника не отменяет необходимость ответственности за принятие внутрисемейных решений. Можно определить и без совета священника, какой борщ варить и какую одежду покупать детям. Точно так же, без наставника, можно самим решить и интимные вопросы. А несамостоятельным рано вступать в брак.
СпасиБог!
Действительно! Бог есть любовь...
Вопрос: А брак? есть что...
Ответ: Церковь, где Глава Церкви есть Любовь, радость-то какая!
С радостью! к Пасхе вместе (!!!)... - к Красной! с любовью... - к Богу: Христос Воскресе!
Благодарю вас, Анастасия, за статью, за высказанные суждения. Корни у описанной вами проблемы произросли не только из безнравственного, далёкого от религиозного сознания, общества. До конца 20 века о норме христианской жизни писали и говорили преимущественно люди монашествующие - отсюда и советы...
Развернуть
Благодарю вас, Анастасия, за статью, за высказанные суждения. Корни у описанной вами проблемы произросли не только из безнравственного, далёкого от религиозного сознания, общества. До конца 20 века о норме христианской жизни писали и говорили преимущественно люди монашествующие - отсюда и советы по максимальному воздержанию. Монахов, однако, не стоит судить: они исходили из добрых побуждений. Имеют право на снисхождение и люди пожилые, воцерковляющиеся под конец жизни, которые, услышав о воздержании - начинают учить своих родственников как тем жить правильно. О, это неофитство! И ещё отсутствие в нашей церкви братства, родственных во Христе отношений - препятствует человеку сразу отделить добро от зла: в храме, за малым исключением, мы все чужие друг другу. Отсюда нет добросердечной поддержки среди прихожан.
Свернуть