Библия и законы физики: никакого противоречия
Можно ли человеку неверующему, скептически настроенному или же просто «непросвещенному христианину», каковыми на сегодняшний момент являются многие наши братья и сестры во Христе, рационально объяснить истину о сотворении мира Богом из ничего? Возможно ли с учетом современных открытий в физике, астрономии и космологии подвести человека к осознанию того, что первые слова в Книге Бытия — первой книге Библии — не вымысел человеческого сознания, но реальность, начало начал, причина, благодаря которой мы сегодня существуем?
Эту сложную задачу пытается решить в своей книге, выпущенной в свет Издательством Саратовской митрополии, кандидат физико-математических наук, старший научный сотрудник Образовательно-научного института наноструктур и биосистем и доцент СГУ им. Н. Г. Чернышевского Алексей Клецов. Свою книгу ученый-физик, обладающий познаниями в естественных науках, а также в философии и богословии (включая древнегреческие тексты), назвал «Физика Бытия», и ее особенность в том, что исследование повествования о происхождении мира проводится одинаково глубоко как с научной, так и с богословской точек зрения.
Игры разума
«Физика Бытия» с первых же строк выводит читателя за пределы богоборческой идеологии модерна, которая предполагает, что философия должна искать свои основания в материализме. В XX веке материалистическая западная культура, казалось бы, совсем вытеснила религию на периферию сознания, за пределы осмысленного диалога. Но в XXI веке саморазрушительность и ограниченность западной цивилизации стали видны даже тем, кто был ею воспитан. То, что было очевидно для поэта Гавриила Державина, воскликнувшего в своем стихотворении «Бог»: «Я перед Тобой — ничто», спустя два с лишним столетия начало доходить и до тех, кто был взращен на материалистическом атеизме. Когда человек утилитарно измеряет мир по самому себе, цивилизация уподобляется дому на песке. И неизбежно там, где торжествуют нигилизм и безразличие к Богу, впоследствии происходит потеря человеком оснований своего существования. Сейчас, когда культура модерна и материалистическая идеология практически изжили себя, человек мучительно ищет иное основание бытия. И это основание, неоспоримое для всякого, у кого жива душа, — Бог. Но всё же с каким трудом дается это понимание людям, чье детство и юность прошли под лозунгом «Бога нет!»… А если за плечами у этих людей еще и научная школа, которая формировалась на том же фундаменте, что и идеология…
Впрочем, и молодому поколению ученых, выросшему в более идеологически свободное время, непросто совмещать в своей голове научные знания и богословие. Ведь их учили, что истина — в науке, а если наука не может что-то объяснить, то этого и не существует. И эта установка не может не влиять на всё, в том числе и на восприятие религиозных догматов. Да, я верю и утверждаю, что мир — это Божие творение. Но, в отличие от первых христиан, я обладаю знаниями о строении Вселенной, и мне неизмеримо сложнее пойти по воде, потому что усвоенные мною законы физики эту возможность опровергают.
Крепость нашей веры подвергается не только нападкам извне, но и нападкам изнутри, со стороны нашего рассудка, полученных нами знаний. И потому факт одномоментного сотворения материи из ничего моему разуму объять было трудно. Но после прочтения книги «Физика Бытия» описание первых дней творения нашей Вселенной зазвучало на более понятном мне языке. Например, читая стих первой главы Книги Бытия: И сказал Бог: да будет свет. И стал свет (Быт. 1, 3), я представляю миллиарды фотонов, которые, став свободными некоторое время спустя от начала мира, осияли первозданным светом всю Вселенную. Но это все-таки произошло не само собой, не случайно, а по замыслу Творца.
Все новое — хорошо забытое старое
Как признается сам автор, идея создания книги зародилась у него в том числе и после диалогов со студентами:
«Однажды я рассказывал своим студентам в Университете Восточной Каролины (несколько лет Алексей Клецов жил и работал в США. — Авт.) о том, как близко подошла современная космология в объяснении возникновения Вселенной к повествованию о сотворении мира, имеющемуся в Книге Бытия, первой книге Библии. И один студент воскликнул: "Если начало Библии — правда, то и вся остальная Библия может быть правдой? И десять заповедей тоже?"».
Так что «Физику Бытия» рекомендуется прочесть хотя бы для того, чтобы дать ответ в нашем уповании вопрошающим нас (ср.: 1 Пет. 3, 15) убежденным атеистам и сомневающимся агностикам, которых особенно много в научной среде. Впрочем, и любому человеку, испытывающему затруднения в общении с ближними, увлеченными антирелигиозными обоснованиями происхождения мира, эта книга будет полезна.
При обнадеживающем возрождении православной веры в России нападки на христианскую веру продолжаются, только теперь в «новой» упаковке безбожных космологических гипотез о вечно существующих вселенных и спонтанном зарождении жизни из неживой материи. Например, по мнению американского астрофизика Лоуренса Краусса, автора научно-популярной книги «Вселенная из ничего», «в Боге нет необходимости или, в лучшем случае, Он лишний». А британский космолог Стивен Хокинг, написавший книгу «Высший замысел», считает, что «нет необходимости привлекать Бога, чтобы запустить Вселенную».
Лоуренс Краусс хорошо известен не только своими научными работами, но и антирелигиозными выступлениями. Вот его собственное признание: «Я знаю наверняка (потому что получаю множество писем на эту тему), что мои книги и выступления помогают людям, с которыми я не знаком, либо отказаться от религии, либо — еще чаще — уже отказавшись, прекратить испытывать по этому поводу чувство вины».
Можно представить, что будет твориться в душе неокрепшего в вере человека после прочтения книг «Высший замысел» и «Вселенная из ничего», ставших на западе бестселлерами. А что говорить о тех, кто еще не пришел к Богу?
Алексей Клецов исследует труды этих авторов, чтобы дать понять своему читателю, на какой почве выросли современные безбожные теории, и приходит к выводу, что идеи Хокинга и Краусса не новы. После прочтения «Физики Бытия» становится очевидным, что под маской гипотезы бесконечного множества вечно рождающихся миров скрываются воззрения древнегреческих философов-материалистов — Эпикура и Демокрита. Согласно Эпикуру, множество миров во Вселенной вечно рождается и распадается, причем этот процесс осуществляется спонтанно (без причины) и без вмешательства Бога. Эти теории в свое время завели в тупик греческую философию, и только христианство пролило свет в темноту эллинского отчаяния.
«В связи с изложенными философскими учениями о происхождении мира, — пишет автор книги, — хотелось бы привести слова выдающегося британского христианского мыслителя начала XX века Гилберта К. Честертона о том, как христианство спасло античный мир: "Античность грустно стояла на том же распутье, что и мы. Те, кто хотел насладиться миром [язычники], с успехом разрушали его, а те, кто хотел жить по совести [стоики], обращали на них слишком мало внимания, чтобы скрестить с ними меч. На этом самом распутье внезапно явилось христианство и предложило ответ. Люди приняли его и признали единственно возможным… Этот ответ — как удар меча: он рассекает, а не смешивает и не ссыпает все воедино и уж никак не «объединяет». Меч разделил Бога и мир. Бог отделен, определен. Многие, пришедшие ныне к христианству, делают вид, что этого нет, но только из-за этого люди приходили в христианство тогда. Именно так отвечало христианство несчастному пессимисту и совсем уж несчастному оптимисту"».
По-разному, но об одном и том же
Все имеет причину. Мы, христиане, утверждаем, что Причина нашего мира — Бог. Но как для хранения чистой питьевой воды не обойтись без чистого сосуда, так и понимание истины о сотворении мира Богом невозможно без благодати Святого Духа. И человеку для разумения истины надо просить Бога, как просил этого святитель Иоанн Златоуст: «Господи Иисусе Христе! Отверзи мои очи сердечные, чтобы услышать мне слово Твое и уразуметь его и исполнить волю Твою». Как утверждал священник и религиозный философ Павел Флоренский, для понимания Истины нужно благодатное состояние души; рассудку неподвластно принять истину, она кажется ему парадоксальной, потому как рассудок человека поврежден грехом и страстями: «Самый разум раздроблен и расколот, и только очищенный богоносный ум святых подвижников несколько цельнее: в нем началось срастание разломов и трещин, в нем болезнь бытия залечивается, раны мира затягиваются, ибо и сам-то он — оздоровляющий орган мира».
В своей книге Алексей Клецов излагает основные вехи истории раскрытия истины творения из ничего христианскими апологетами (такими как Феофил Антиохийский и Ириней Лионский) — теми самыми «очищенными богоносными умами», о которых говорил отец Павел Флоренский. И самое удивительное, что принятая научным сообществом космологическая теория происхождения мира согласуется с христианской истиной о сотворении мира. К примеру, теорема о сингулярности Борде-Гута-Виленкина математически точно доказывает существование начала времени — точки отсчета, «до» которой времени как такового не было, что подтверждает одну из истин христианства — истину о начальности мира.
Хотим ли мы поучаться или, как играя в детстве, закрыть глаза, заткнуть уши и повторять: «Я тебя не слышу, я тебя не слышу…» — выбор за нами. Как говорит автор «Физики Бытия», «перед каждым из нас сейчас, как и в древности, стоит выбор, верить в то, что мир был изначально задуман и создан Богом из Им же сотворенной материи, или верить в бесцельное и беспричинное (самопроизвольное) возникновение мира из вечно существующей материи. Кому вы верите: Иисусу Христу или Стивену Хокингу?»
www.eparhia-saratov.ru/Articles/bibliya-i-zakony-fiziki-nikakogo-protivorechiya
Популярное видео
-
43:19
Идущие на смерть
Ира · 1428 просмотров -
1 АНГЕЛ ХРАНИТЕЛЬ Православие детям
Громовы Валерий и Людмила · 876 просмотров -
Аида Ведищева "Лесной олень" (1971)
Громовы Валерий и Людмила · 506 просмотров