
О богатстве подлинном и мнимом.
В Откровении Иоанна Богослова голос Бога обращается к Смирнской Церкви:
Откр.2:9 Знаю твои дела, и скорбь, и нищету (впрочем ты богат)....
Скорбь, нищета, и тут же говорится: «впрочем ты богат». Этим самым Господь Иисус Христос научает, что подлинное богатство – проявляется в нашем теперешнем бедственном материальном положении. Важно не то, что мы страдаем, а то, чему мы в страданиях научаемся. Где человек видит нищету, там Бог часто видит богатство. Претерпевая нищету в земных богатствах, ты богат духовно. И как зачастую духовно жалки и бедны сильные мира сего!
Христианские женщины любят ругать своих мужей за то, что у тех маленькие зарплаты. Но вы не понимаете, сестры, что духовное богатство ваших мужей заключается в том, что они не воруют на работе. Они не обманывают бедных людей. Они не богатеют на несчастье других. Поэтому их нищета – это их богатство. И богатство вашей семьи. И это надо оценить.
Мне приходится общаться иногда с богатыми людьми, их богатство – оно проклято.
Это очень тяжелые люди, больные люди. Проклятие богатства тяготеет над ними. Потому что их богатство – это удержанная плата. Никого еще нечестно заработанные, большие деньги – не сделали счастливым.
В США самое большое количество самоубийц именно среди так называемых миллионеров. Самое большое количество психических заболеваний – среди миллионеров. Еще в дореволюционной России психиатры заметили, что предприниматели в третьем или четвертом поколении обязательно вырождаются. У них начинаются психические заболевания. Сначала нервные и затем психические.
Савва Морозов, известный русский миллиардер начала XX века, которому принадлежала Орехово-Зуевская мануфактура, был предпринимателем третьего поколения. Он боялся, что он может сойти с ума, постоянно лечился за границей в лечебницах для душевно- и нервнобольных. Его жизнь окончилась трагически. Одни говорят, что он застрелился, другие - что его застрелили, но вся его жизнь настолько расшаталась в нервном, психическом смысле, что эта жизнь – талантливого, блестящего, очень образованного человека, – в сущности, не состоялась. Он помогал тем, которые рушили его дело, он доверял тем, которые, возможно, и подтолкнули его к самоубийству.
Богатство – это очень большое искушение. Одна женщина, прихожанка, рассказывала о том, что у нее был друг в молодости, и они дружили семьями: у нее своя семья, у него своя семья, дети общались друг с другом. Но вдруг этот ее друг начинает богатеть. И он стал очень богатым. Но он продолжает дорожить тем, что она – знакомая его молодости, и он приглашает ее на дачу, на квартиру. Он любит, когда она приезжает со своим ребенком, с мужем, ему нравится, что они продолжают дружить домами.
Но эта женщина вдруг начинает чувствовать, что между ними образовалась пропасть. Он присылает за ними машины. У него на даче бассейн, у него дома бассейн, и она видит, как ее маленький сын, родившийся и воспитывающийся в ее бедной семье, обычной московской семье, смотрит на это противоречие: как живет этот человек и как живут они в своей бедной квартире. И духовно она понимает, что это общение надо прервать. Потому что это общение начинает калечить ее душу и душу ее ребенка.
Тот, богатый, продолжает звонить. Она отказывается от встреч. Он обижается, говорит, что больше не будет звонить. Женщина успокоилась. Ей это и надо.
Конечно, не является богачом, в дурном смысле этого слова, человек, который, организовав свое дело, платит налоги, не дает взяток и вовремя платит своим работникам зарплату. Но, увы, как сознаются сами бизнесмены, делать «честные деньги» практически невозможно. Нечестно заработанные деньги оскверняют руку праведного человека. Мы должны довольствоваться тем, что мы имеем.
прот. Олег Стеняев.
Популярное видео
-
05:56
Как можно помочь своим близким, далеким от Церкви?
аккаунт удален аккаунт удален · 1826 просмотров -
56:58
Беседы с батюшкой. Где найти счастье. Эфир от 12 июля 2013г
ფიქრია - Pikria - Пикрия · 1325 просмотров -
Летят журавли (1957)
Громовы Валерий и Людмила · 399 просмотров









Человек остался добрым, если помнит старых друзей. Как общение с ним повредит их душам?
Человек остался добрым, если помнит старых друзей. Как общение с ним повредит их душам?
Андрей, интересный вопрос. Думаю, что проблема в бедных друзьях, т.к. чужое богатство может вызывать зависть, любовь к материальным вещам, стремление к обогащению с уменьшением движения к Богу. Сказано «Не можете служить Богу и мамоне». Богатый юноша в Евангелии отошел от Христа в печали, т.к. «...
Развернуть
Андрей, интересный вопрос. Думаю, что проблема в бедных друзьях, т.к. чужое богатство может вызывать зависть, любовь к материальным вещам, стремление к обогащению с уменьшением движения к Богу. Сказано «Не можете служить Богу и мамоне». Богатый юноша в Евангелии отошел от Христа в печали, т.к. «удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие». Богатство связывает крепче клея, и тому, кем оно возобладало, трудно отказаться от него. По смыслу слов Христа: Если ты не способен раздать свое богатство нуждающимся братьям, то богатство господствует над тобою, а не ты над ним.
«Бог однажды и навсегда сказал, что служение Богу и маммоне не может быть соединено вместе. А потому ты не говори, что может быть соединено. Когда маммона велит похищать чужое, а Бог повелевает отдавать и собственное имущество; когда Бог повелевает вести жизнь целомудренную, а маммона — жить блудно; когда маммона повелевает упиваться и пресыщаться, а Бог, напротив, — обуздывать чрево; когда Бог повелевает презирать настоящие мирские блага, а маммона — прилепляться к ним; когда маммона заставляет удивляться мраморам, стенам и крышам, а Бог — все это презирать и почитать истинную мудрость: как же ты говоришь, что служение Богу и маммоне может быть соединено вместе?»
Свт. Иоанн Златоуст
Свернуть