

Я часто слышал в народе такое выражение: «Священник взял на себя грехи во время исповеди»,
— и всегда мне это казалось каким-то суеверием.
Как священник может взять на себя грехи других людей, разве он распялся за них на Кресте?
Но затем я понял, что при всей своей богословской неточности эти слова имеют под собой некоторое основание. Есть духовные отцы, которые молятся, чтобы Господь взыскал с них грехи духовных чад. Это дар особой жертвенной любви. Она звучит в словах архимандрита Агапита Нило Столобенского: «Распаляясь любовию Божиею, я желал бы слить весь род человеческий в одно целое, дабы прижать это целое к груди моей и умереть за спасение его в лютых пытках муки». Такую любовь имел схиигумен Савва. Он просил у Бога для себя наказания за грехи своих чад, он молился, чтобы их болезни перешли к нему. Нам было легко, потому что ему было тяжело.
Духовная дочь отца Саввы монахиня Митрофания рассказывала мне, что однажды она сильно простудилась и ее мучила невыносимая зубная боль, от которой она не находила себе места. Несколько ночей она не могла спать: ощущение было такое, будто электрический ток проходил через голову; лицо распухло, и никакие медикаменты не помогали. Наконец, плотно закутавшись до глаз в шаль, она с трудом дошла до монастырского храма, где в этот день служил отец Савва, и попросила, чтобы он помолился о ней. Он ответил: «Я помяну тебя сейчас на проскомидии», — и ушел в алтарь.
Началась литургия. Монахиня села в углу на скамью и решила не уходить из храма до конца службы. Сначала ей казалось, что боль усилилась: по лицу текли струйки пота, смешанного со слезами; вдруг она почувствовала, что боль стала уменьшаться, а к концу службы совсем исчезла, осталась только слабость. Народ подходил к отцу Савве, чтобы поцеловать крест в его руке. Она подошла последней, чтобы поблагодарить за исцеление, но когда взглянула на старца, ужаснулась: у него было распухшее лицо, усилием воли он преодолевал боль.
«По его молитвам, — говорила мать Митрофания, — моя болезнь перешла к нему». Тогда она опустилась на колени и стала просить: «Пусть болезнь от вас снова вернется ко мне», — но он ушел в алтарь, ничего не ответив.
Архимандрит Рафаил (Карелин),
из книги «ВСТРЕЧА С ПРОШЛЫМ»
