Христианство проповедуется не столько словом, сколько силой благодати
Цель христианина — стяжание благодати. Благодать проникает в глубины сердца и дает человеку возможность общения с неведомым для него духовным миром. То, что при этом испытывает душа, можно выразить словом ≪радость≫, которая не похожа на обычное эмоциональное переживание: это радость обретения самого главного в жизни — Того, Кто выше всякого слова.
Изучение церковных наук в духовных школах, знакомство с творениями святых отцов — это одеяние души, которое для многих необходимо, но это еще не сам человек: внутренне он образуется через подвиг жизни. Человек, исполняющий евангельские заповеди, понимает Евангелие лучше, чем ученый-богослов, потому что ощущает в своей душе силу благодати, которая заключена в нем; он чувствует Евангелие как саму жизнь души.
В своей жизни я не раз беседовал с богословами, но слова ни одного из них не произвели глубокого впечатления на мою душу. Я чувствовал в этих людях какую-то сложность и неопределенность: ведь рассудок, предоставленный самому себе, холоден, как вспышки электрического света. Они могли помочь разрешить некоторые умозрительные вопросы, в их словах звучала уверенность, но это была не спокойная уверенность истины, а раздражающая самоуверенность собственного интеллектуального превосходства.
Им было трудно сказать: «Я не знаю», у них была какая-то «головная» религия, отключенная от сердца; некоторые из них были искренне верующими, но я не встречал ни одного, для которого центром духовной жизни была бы молитва. Их сердце было подавлено противоречивой информацией рассудка, который эти люди считали своим главным богатством. Подобно слепым, они могли рассказать о том, что слышали, но не могли показать того, чего не видели.
Донести слова проповеди до сердца другого человека можно только через стяжание благодати, через Иисусову молитву и очищение своей души от страстей. Чтобы говорить о Боге, нужно возвыситься над миром, над его страстями, представлениями и, более того, над его мнимой правдой, надо стать иным, а иным человека может сделать только благодать.
Истинный проповедник христианства — только тот, кто стяжал благодать Духа Святого; он проповедует о Христе даже когда молчит, может быть, сам того не осознавая. Благодать звучит в его голосе, отражается в его глазах, он сам становится источником незримого света. От такого человека веет всепроникающим теплом, в котором душе хочется согреться, как окоченевшему от холода путнику — около горящего костра.
Человек, стяжавший благодать, в своем лице становится очевидцем и свидетелем истины. Он говорит как имеющий власть, молится, не сомневаясь, что его молитва будет услышана. Но в то же время он знает, что это действует не он, а благодать, посетившая его, и еще больше смиряется перед величием этого дара.
Архимандрит Рафаил (Карелин),
из книги «ВСТРЕЧА С ПРОШЛЫМ»