В ПОЛЕ ДЕЙСТВИЯ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫХ ПОТЕНЦИАЛОВ
1 февраля исполняется семь лет со дня интронизации патриарха Кирилла.
Сейчас разные издания будут, наверное, пытаться подвести итоги этого семилетия – кто-то апологетически, кто-то критически; нам же хотелось бы взглянуть на эти годы с точки зрения тех возможностей, которые они дали церкви. Очень многие из этих возможностей, потенциалов развития пока так и не стали полноценной реальностью, не осуществлялись до конца, или осуществлялись плохо, формально, а то и «с точностью до наоборот». Тем не менее они были и пока еще остаются точками возможного роста. И то, что они есть, – прежде всего заслуга патриарха1. Главное при таком анализе – воспринимать написанное не как панегирик, а скорее как руководство к действию, ведь именно эти семь пунктов – то, в чем усилия предстоятеля Русской церкви нужно поддерживать прежде всего (даже если кое-где «руководство среднего звена» готово за это «надавать по шапке», а собратья будут недобро поглядывать на того, кто «вырвался вперед на белом коне»).
1. Миссия и катехизация
За прошедшие семь лет слово «миссия» не только было реабилитировано (в предыдущие годы не редкость было получить «с самого верха» отповедь «церковь должна заниматься не миссионерской, а православной деятельностью») – были предприняты усилия и по практическому возрождению православной миссии. После восьмилетнего перерыва (с 2002 по 2010 год) снова начали регулярно собираться Миссионерские съезды, были приняты документы «Об организации миссионерской работы в Русской Православной Церкви», «О современной внешней миссии Русской Православной Церкви», организованы многочисленные курсы епархиальных миссионеров. Катехизация (пусть и очень урезанная) стала за это время восприниматься как нечто должное. В принятом пять лет назад документе «О религиозно-образовательном и катехизическом служении в Русской Православной Церкви» говорится: «Оглашение должны проходить все взрослые и дети старше 7 лет, желающие принять Таинство Крещения. Недопустимо (курсив наш. – Ред.) совершение Таинства Крещения над взрослыми людьми, которые, не зная основ веры, отказываются готовиться к участию в Таинстве. ...К участию в Таинстве Крещения не могут быть допущены люди, желающие креститься по суеверным причинам». Это положение все последние годы настойчиво предлагается воплотить на практике. В течение всех этих лет шла работа над общецерковным Катехизисом, и сегодня она близится к завершению.
2. Внутрицерковная дискуссия
Еще в 2004 году патриарх Кирилл тогда митрополит Смоленский и Калининградский) говорил в своем интервью нашей газете: «Для того, чтобы двигаться вперед, нам нужно осмысление проблем не только на уровне Синода или Архиерейского собора. Важно, чтобы весь народ Божий принимал участие в подготовке этих решений»2. Семь лет назад началось создание Межсоборного присутствия – совещательного органа, состоящего из архиереев, клириков и мирян, задачей которого является «предварительное изучение вопросов, рассматриваемых Поместным и Архиерейским Соборами, а также подготовка проектов решений по этим вопросам»3. Межсоборное присутствие включает в себя представителей разных церковных течений. За шесть с лишним лет им было подготовлено несколько десятков документов, некоторые уже одобрены на уровне Архиерейского собора или Архиерейского совещания, некоторые находятся в стадии общественного открытого обсуждения на портале «Богослов».
Image
3. Общинная жизнь
В своем докладе на епархиальном собрании г. Москвы 23 декабря 2014 года патриарх коснулся вопросов общинной жизни: «Господь возжелал, чтобы мы достигали спасения не в одиночку, но сообща в общине Его последователей. Сам факт создания Церкви является Божественным указанием на то, что вне этого общения нет спасения... На приходах должна быть правильно поставлена работа по приобщению к общине тех, кто только-только входит в храм. Для этого мы сейчас располагаем двумя важными инструментами. Во-первых, это предкрещальная катехизация, а, во-вторых, так называемое приходское консультирование». Пока что усилия по строительству общинной жизни можно увидеть нечасто; но зато они в нормальном случае могут быть «выведены из-под подозрения».
4. Повышение качества высшего богословского образования
На первом же заседании Синода после интронизации патриарха Кирилла, 31 марта 2009 г., по его инициативе было принято решение о создании Общецерковной аспирантуры и докторантуры. Все последние годы предпринимаются усилия для государственной аккредитации духовных вузов.
5. Разукрупнение епархий
Это одно из наиболее пререкаемых новшеств. Формально приведение епархий к разумному «человеческому» размеру – это исполнение решения Поместного собора 1917–1918 гг. и дальнейшее преодоление тяжелого советского наследия, когда и так большие епархии насильственно укрупняли. Однако оказалось, что эта мера очень зависима от конкретных исполнителей и приводит к цели (более личностным отношениям между архиереем, священниками и мирянами) только в том случае, если сам епископ настроен именно на это.
6. Трезвенная оценка истории репрессий
На фоне оживившихся попыток реабилитировать сталинизм и советские репрессии церковь все эти годы призывала к трезвенному, а значит, покаянному взгляду на темные страницы недавней истории. Лейтмотивом этих выступлений был призыв к преодолению беспамятства (достаточно вспомнить, как в сентябре 2015 года патриарх после посещения музейно-мемориального комплекса «Норильская Голгофа» пожелал, чтобы больше никогда не произошло «всенародного беспамятства и богоотступничества в масштабах целого народа»).
7. Стремление к миру и диалогу в церкви
В условиях, когда многие люди легкомысленно и безответственно относятся к возможному разрушению отношений между странами и народами и даже между различными течениями в церкви, все эти годы патриарх тихо и иногда неприметным образом старался удерживать церковь от раскола. Пока что это получалось, хотя (как можно предположить) ценой тяжелых компромиссов.
* * *
Самое печальное, что есть люди (в церкви они или вне церкви – Бог весть), которые именно всем перечисленным нами «точкам роста» и противостоят, а если и хвалят патриарха сквозь зубы, то за что угодно, только не за это. Конечно, никто сегодня не скажет, что выступает против просвещения, соборности или личностности в церковном общении. Но в своей жизни многие противостоят именно этому. Ведь все, о чем мы говорили выше, при подлинном, а не поверхностно-формальном воплощении, требует от каждого из нас постоянных духовных усилий (а значит, подлинной аскетики) – в отличие от магического отношения к вере, индивидуализма и разобщенности. Но как бы ни сложны были обстоятельства, с каким бы противодействием ни приходилось сталкиваться всем, кто действительно «хочет жить благочестиво», всегда остается надежда – надежда, которая не постыжает.
Александра Колымагина
---------------
1 Конечно, кроме «положительных» были неизбежно и «отрицательные» потенциалы. Но в последнее время появилось так много желающих поговорить о них, что нам кажется: содержательный разговор «в положительном направлении» внесет некоторое разнообразие – в одном контексте содержательностью, а в другом положительностью.
2 «Кифа» № 14–15, декабрь 2003 г.
3 Из Положения о Межсоборном присутствии.
ссылкаКифа> № 1 (203) , январь 2016 г.