Регистрируясь при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами
Сообщество
Покровский храм с. Лом
Село Ломовское — церковь Покровская (история прихода села Лом)
На высоком холме, по его склону, раскинулось старинное село Лом. Сегодня это одно из самых красивых и ухоженных сел нескольких районов юго-запада области. Его украшают два живописных пруда, асфальтированные улицы проезжей части и такие же пешеходные тротуары. Но, безусловно, жемчужина здешних мест — величественная Покровская церковь. Само здание церкви ничем особым не выделяется, но устремленная ввысь четырехъярусная колокольня впечатляет. Долго можно стоять возле нее и любоваться застывшим в камне временем, как бы стремящимся к небу, к солнцу, к Духу.
Колокольня
История любого села начинается с храма, его биографии. Село Ломовское — одно из самых старых сел Яранского района. Оно упоминается уже в 1691 году, наряду с древними монастырями города Яранска. 1 мая 1719 года бывшая в селе деревянная церковь сгорела. 16 ноября по прошению прихожан Митрополит Казанский Тихон выдает храмозданную грамоту на построение вместо сгоре...
Село Ломовское — церковь Покровская (история прихода села Лом)
На высоком холме, по его склону, раскинулось старинное село Лом. Сегодня это одно из самых красивых и ухоженных сел нескольких районов юго-запада области. Его украшают два живописных пруда, асфальтированные улицы проезжей части и такие же пешеходные тротуары. Но, безусловно, жемчужина здешних мест — величественная Покровская церковь. Само здание церкви ничем особым не выделяется, но устремленная ввысь четырехъярусная колокольня впечатляет. Долго можно стоять возле нее и любоваться застывшим в камне временем, как бы стремящимся к небу, к солнцу, к Духу.
Колокольня
История любого села начинается с храма, его биографии. Село Ломовское — одно из самых старых сел Яранского района. Оно упоминается уже в 1691 году, наряду с древними монастырями города Яранска. 1 мая 1719 года бывшая в селе деревянная церковь сгорела. 16 ноября по прошению прихожан Митрополит Казанский Тихон выдает храмозданную грамоту на построение вместо сгоревшей Предтеченской церкви нового деревянного храма вновь во имя Рождества Иоанна Предтечи. Для этой цели разрешено перевезти из села Рождественского (Шошмы) находившуюся там деревянную церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы. «В нынешнем 1719 году, когда в 12-й день бил челом нам, Преосвященнейшему Митрополиту, Иаранского уезду, села Ломовского, церкви Иоанна Предтечи, поп Афанасий Савинов сего ж де 1719 году маия в первом числе волею Божею та церков и в ней святыя иконы и всякая церковная утварь згорела безостатку и ныне в то село дает на погорелое место из села Рождественнского домовой сын боярской Иван Решетов церковь во имя Рождества Пресвятыя Богородицы в поминовение родителей своих и чтоб нам, Преосвященному Митрополиту, пожаловати ево, челобитчика, благословити и повелети тоя церков разобрав, и ис того села перевесть в помянутое село на погорелое место, о том дает благословенную грамоту», — говорится в этом документе.
В 1742 году построена и освящена особая деревянная церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы. Таким образом, в селе теперь стало две деревянные церкви: старая Предтеченская и новая Покровская.
В 1783 году дана храмозданная грамота от 30 марта за № 75 на построение вместо ветхой деревянной Предтеченской церкви деревянной во имя Покрова Пресвятой Богородицы с приделом в честь Иоанна Предтечи. Короче говоря, вместо двух деревянных церквей сделали одну двухпрестольную, расширив старую Покровскую церковь. «Слушав мы подданого к нам сего марта 22 дня Яранского заказа, села Ломовского, Предтеченской церкви от выборного Ивана Иванова с приобщением приговора доношения, коим просил о построении в оном селе вместо ветхой означенной деревянной Предтеченской вновь в проименование Покрова Пресвятой Богородицы с приделом Крестителя Господня Иоанна деревянной же церкви. Благословили мы оную в объявленном проименовании церковь с приделом, заложа по церковному чиноположению на восток, строить, и по построении убрать святыми иконами и прочим церковным благолепием…
1783 года марта 30 дня № 75, Смиренный Лаврентий Епископ Вятский», — так гласит храмозданная грамота.
В 1779 году в селе Ломовском насчитывалось 100 приходских крестьянских дворов. Священником числился Симеон Михайлов сын Попов, 40 лет. Дьячок — Тихон Митрофанов, 28 лет. Пономарь — Гаврил Семенов, 21 года.
В 1806 году в селе Ломовском имелась «церковь одноприходная деревянная, во именование Покрова Пресвятыя Богородицы с приделом Рождества Иоанна Предтечи. При ней приходских дворов 167. В них жителей мужска пола душ 400, женска 443. Священник Иоанн Симеонов сын Луппов, вдов, 33 года. В настоящий чин произведен в 1793 году Преосвященным Амвросием, Епископом Вятским. В семинарии не обучался. В поведении не худ.
Диаконское место предоставлено за учеником в поэзии Яковом Шевелевым. Дьячек Прохор Петров, сын Дьячков, 58 лет. В настоящий чин произведен в 1793 году. В семинарии не обучался. В поведении смирен.
Пономарь Иван Герасимов, сын Попов, 19 лет. В чин определен в 1801 году», — так говорится о селе Ломовском в клировых ведомостях церквей Вятской епархии за 1806 год.
В 1807 году по резолюции Преосвященного Гедеона, Епископа Вятского, старую деревянную Предтеченскую церковь разрешено разобрать как старую ветхую (дело духовной консистории за 1807 год № 451). В 1814 году по просьбе причта с прихожанами выдана старая соборная книга на постройку вместо деревянной церкви каменного храма.
В клировых ведомостях церквей Вятской епархии за 1816 год записано: «Яранской округи вышеозначенного села Ломовского церковь деревянная, холодная во имя Покрова Пресвятыя Богородицы и при ней придел деревянный в проименование Рождества Иоанна Предтечи. Построена по указу Вятской Духовной консистории в 1785 году. Освящена 1788 года октября 2 дня Яранским протоиереем Зотиным. Придел освящен 1789 года июля 23 дня тем же иереем.
В приходе крестьянских дворов 189, в коих проживает 734 души мужска пола и 842 — женска. Священник Яков, Алексеев сын Шевелев, 30 лет, из учеников поэзии, на настоящем месте с 1810 года. Диакон Симеон, Никитин сын Чемоданов, 30 лет, на сем месте с 1811 года. Дьячек Иоанн, Прохоров сын Дьячков, 23 года, ученик класса риторики, на сем храме с 1814 года.
Пономарь Петр Алексеев сын Глушков, 39 лет, на сем месте с 1811 года».
В 1819 году в селе был выстроен каменный храм с тремя престолами: в холодном храме — Покровский, в теплом правый — Предтеченский, левый — в честь св. пророка Илии. В приходе насчитывалось прихожан уже 184 крестьянских двора и 845 душ мужского пола.
27 августа 1820 года резолюцией Преосвященного Амвросия, Епископа Вятского, старую деревянную Покровскую церковь разрешено разобрать (дело № 136 за 1820 год).
В 1825 году в клировых ведомостях церквей Вятской епархии про село Ломовское записано следующее: «В оном селе церковь каменная. Настоящий храм после освящения имеет быть во именование Покрова Пресвятой Богородицы. При ней придел по правую сторону во именование Рождества Иоанна Предтечи. Оная церковь построена по указу консистории в 1819 году. Придел освящен того же года 23 июня Яранским Троицким протоиреем Матфеем Кувшинским. Оная церковь в таком виде: стены извне раскрашены, крыши деревянные. В ней полы кирпичные. Оградою обнесена. Место для клироса имеется.
Священник Иаков Алексеев Шевелев, 30 лет, в храме с 1810 года. В 1812 году награжден наперсным крестом на Владимирской ленте.
Диакон Симеон Никитин Чемоданов, 39 лет, в храме с 1811 года. Дьячек Симеон Яковлев Шевелев, 16 лет, на сем месте с 1829 года. Пономарь Петр Алексеев Глушков, 48 лет, в храме с 1818 года».
В 1829 году в холодном храме не было иконостаса. Причт тот же. Всего прихожан насчитывалось 197 дворов, 1049 душ мужского пола и 1192 — женского. Из них духовных лиц 3 двора и 12 человек (5 м. и 7 ж.), военных 1 человек.
Ясашных крестьян в селе Ломовском — 30 дворов (184 и 205), в деревнях Поповке — 16 (73 и 99), Округе — 16 (90 и 109), Аксенове — 17 (82 и 103), Васькино — 13 (59 и 75), Шешурге — 29 (153 и 167), Мемдемучакше (Ахмоличи — прим. авт.) — 6 (28 и 21), починках Кумужважском (Рыжаково — прим. авт. ) — 6 (25 и 35), Кокшаге — 6 (34 и 39), Аракнуре — 10 (42 и 50), Межницком — 2 (9 и 8), Медведерском — 1 (10 и 9), Ошминском — 6 (31 и 31), Чернове — 1 (6 и 5), Кабанове — 1 (4 и 7). Кроме того в приход входили починки Чертонерка, Верхомаслянский, Маслинский, при р. Ошомке.
Крестьян в починках удельного ведомства: Янгурашках (село Михайловское — прим. авт.) — 3 (12 и 19), Шарине — 4 (28 и 25). Экономических крестьян в Ваштрангском заводе — 1 (3 и 5).
Как видим, в 1829 году Ломовской приход представлял собой обширную территорию, частично охватывавшую часть Кикнурского, Тужинского, Яранского и Тоншаевского района Нижегородской области. Позднее на этой территории возникнут села Михайловское, Шешурга и Кокшага.
В 1848 году, т.е. спустя 19 лет, приход села Ломовского территориально не претерпел по сути дела никаких изменений, а численно значительно увеличился. В приходе насчитывалось 366 дворов, в коих проживало 2466 душ мужского пола и 2783 — женского. По-прежнему деревнями и починками являлись будущие села — Шешурга (деревней) в 22 двора (141 и 149), Михайловское (починок Янгурашки) — 8 (64 и 83), Кокшага (починки Аракнур в 10 дворов (55 и 68) и Кокшайский в 10 дворов (43 и 55)). В самом селе Ломовском был 41 двор, 274 души и 304 — всего 578 человек.
К приходу села были причислены две входные часовни:
В самом селе, размерами 3, 5 на 3 сажени. Празднество в часовне проводилось 24 июня. В деревне Шешурга, деревянная 4 на 3 сажени в длину и ширину. Празднества в часовне — 18 августа и 8 ноября. Причт села в 1848 году стал двухштатным. Священник Николай Михайлович Ивутин, 45 лет, окончил Архангельскую семинарию в 1829 году с аттестатом 1 разряда. В 1830 году рукоположен на священническое место в село Ломовское. Диакон Петр Михайлович Наумов, окончил Вятскую духовную семинарию с аттестатом 2 разряда, в сем храме с 1842 года. Дьячок Александр Григорьевич Перминов, 42 лет, в храме с 1846 года. Пономарь Андрей Яковлевич Селивановский, в храме с 1839 года. Второй священник — Самсон Николаевич Куклин, окончил Вятскую семинарию в 1843 году с аттестатом 2 разряда. В храме с 1845 года. Дьячок Андрей Филиппович Нужов, окончил духовное училище в 1809 году, в храме с 1835 года. Пономарь Андрей Самсонович Чемоданов, в храме с 1838 года.
В 1862 году теплая каменная церковь перестраивается.
В 1866 году в клировых ведомостях записано: «В селе Ломовском церковь Покровская, 1819 года. Теплый храм перестроен в 1862 году. Колокольня на деревянных столбах. Часовни в приходе — сельская и в деревне Васькино, открытая. В оной празднества не бывает. Причт села: священник Петр Антипьевич Филимонов, 43 года. В 1844 году окончил Вятскую семинарию с аттестатом 2 разряда. В 1861 году переведен на постоянное место. В 1864 году награжден набедренником за усердную службу. Диакон Петр Иоаннович Утробин, 24 года — из низшего отделения семинарии. В 1863 году рукоположен диаконом настоящей церкви. Дьячек Андрей Семенович Чемоданов, 49 лет. Пономарь Михаил Селивановский — в храме с 1864 года. Второй священник Иоанн Иоаннович Дьячков — в храме с 1854 года. Окончил Вятскую семинарию с аттестатом 1 разряда. Знает 5 проповедей и 30 катахизических поучений. В 1863 году награжден набедренником. В приходе села 304 двора, 1635 душ мужского пола и 1853 — женского».
Уменьшение количества дворов в приходе по сравнению с 1848 годом объясняется образованием новых приходов и сел: Кокшаги (в 1849 году), Михайловского (в 1861 году) и Шешурги (в 1863 году).
В «Списке населенных мест Вятской губернии по сведениям 1859-73 годов» казенное село Лом (Предтеченское) насчитывало 51 двор и 687 жителей (320 и 367).
В 1891 году в нем насчитывалось уже 122 крестьянских двора и 718 человек (320 и 398). Местным промыслом среди населения было плотничество. Им занимались 41 человек в 28 дворах. Административно-территориальное положение села того времени — Ломовское сельское общество Комаровской волости (волостной центр — село Алексеевское, ныне Пиштенур Тужинского района — прим. авт.) Яранского уезда Вятской губернии.
В вышедшем в 1912 году издании «Вятская епархия. Историко-географическое и статистическое описание» о селе написано: «Село Ломовское (Предтеченское) — церковь Покровская, каменная, построенная в 1819 году. В приходе две деревянные часовни — сельская, 1820 года, и в деревне Поповка, 1866-го. Село расположено на возвышенной равнине при реке, в бедной лесом местности. В селе две школы — церковно-приходская и земская, и в деревне в шести верстах — земское училище. Прихожане — хлебопашцы. Количеством их православных русских 2562 мужского пола и 2769 — женского и крещеных черемис 86 м.п. и 99 ж.п.
В приход входят 24 селения расстоянием от села от 2 до 9 верст. Причт состоит из двух священников, диакона и двух псаломщиков. Жалование в год у причта по общей кружке — священнику 535 рублей, диакону — 356 и псаломщику — 178 рублей. По частной кружке священнику — 234 рубля, диакону — 156 рублей, псаломщику — 78 рублей. Руш собирается, 120 пудов ржи и 100 пудов овса в год. Земли у причта усадебной 2 десятины, пахотной — 30 десятин и сенокосной — 3 десятины».
Но времена меняются — благоустраиваются села. В 70–80-е годы двадцатого века, совсем, кажется, недавно, во многих из них были построены новые магазины, школы, жилые дома. К сожалению, Яранского района проблема реставрации православных храмов практически не коснулась. А ведь нам в этом плане повезло больше: здесь сохранились здания почти всех храмов. Но лишь Михайло-Архангельская церковь села Уртмы полностью отреставрирована и уже довольно давно используется по назначению. Силами отдельных энтузиастов обретают свой облик Троицкая церковь села Салобеляк и Казанско-Богородицкая села Кугушерга, хотя до окончания работ там еще далеко. Ждут не дождутся своего часа Троицкая церковь села Первомайского (Пержи), Троицкая села Кугалок, Предтеченская села Лум и, конечно, Покрова Пресвятой Богородицы в Ломе. До сих пор в ней находится колхозный склад, и лишь колокольня перекрыта листовым железом и выглядит довольно нарядно.
Покровская церковь
Старинное село со славным прошлым, к тому же очень ухоженное заботой колхозного руководства в 70-е годы, вполне заслуживает от людей должного отношения к своему приходскому храму. Восстановление и реставрация Покровской церкви должны стать заботой администрации Яранского района. Если мы не отреставрируем Покровскую церковь, то не сможем оправдаться перед историей!