
Откровенно скажу, что с большим волнением совершал сегодня Божественную службу в этом храме, где десять лет был настоятелем мой отец, в самые тяжелые годы так называемых хрущевских гонений. Храмы закрывались. Безумный правитель сказал, что к 1980 году в нашей стране будет построен коммунизм, и он покажет — не очень хорошие слова, но приведу точную цитату — «последнего попа по телевизору».
Вот в такой атмосфере мы жили. Я учился в школе; все, конечно, знали, что я сын священника. Но ребята относились очень хорошо, никто никогда не дразнил, отношения были дружеские, вспоминаю и сейчас некоторых мальчиков и девочек, которые в моем классе учились.
А вот преподавательница истории была закоренелая атеистка: когда она на меня смотрела, у нее просто дрожь какая-то начиналась. И вот, как сейчас помню, урок истории, посвященный эпохе Возрождения, Леонардо да Винчи — все знают, что это за эпоха и какие возникали вопросы, связанные с отношением к Церкви тогдашних интеллектуалов. Я отвечаю, всё как всегда, урок, конечно, знал. А потом она спрашивает: «Ну да, всё знаешь. Ну, а сам ты в Бога веришь?» Класс замер, ведь то была эпоха воинствующего безбожия. А я сам себе сказал так: «От того, как ты сейчас ответишь на этот вопрос, будет зависеть твоя дальнейшая жизнь». И я подумал и говорю: «Да, верю». Началась истерика: «Как такое возможно?! Гагарин в космос полетел, никакого Бога нет!», и так далее, и так далее. Но в этот момент я вижу, как через ряды, через парты кто-то передает записочку. А за первой партой сидела девочка, даже фамилию помню — по фамилии Рябых. Смешная такая девчонка с косичкой, небольшого роста, и она мне показывает: возьми записочку. Протягиваю руку, беру записочку и читаю: «Молодец!» Сейчас точно скажу, как там было написано: «Молодец, Володька, держись!» Вот так класс отреагировал на антирелигиозную пропаганду.
Трудное время, и храм был, конечно, не в таком замечательном состоянии, как сейчас. Ведь ремонтировать его было нельзя — даже облик храма должен был свидетельствовать о том, что вере православной в нашей стране оставалось очень немного до конца. Но тех, кто замышлял это безумие, уже и «память погибе с шумом» (см. Пс. 9:7), а мы с вами в этом замечательном храме, который восстановлен так, как я и представить себе не мог. Он был голубого цвета, невзрачный внутри, а сейчас такое великолепие, за что я хотел бы поблагодарить отца настоятеля и всех, кто трудился над восстановлением этого храма.
Вот такая история — история нашей страны, история нашего народа, которая не может оставить равнодушным внимательного наблюдателя. Почему? Да потому что в этой истории — знак Божиего присутствия в жизни нашего народа, знак Божиего Промысла. Все силы тогдашней супердержавы, уже атомной державы, были направлены на то, чтобы уничтожить религию, в первую очередь Православие. Работали тысячи пропагандистов. И что? «Память погибе с шумом». А мы с вами молимся в храме святого Александра Невского, том самом, который был предназначен к закрытию, а, может быть, даже к сносу. Всех тех, кто это замышлял, народ и не знает; а храм Божий стоит.
История нашей жизни, нашей борьбы в те тяжелые безбожные времена свидетельствует, еще и еще раз, о том, что невозможно идти против Бога.
-—
Из Патриаршей проповеди после Литургии в храме благоверного князя Александра Невского в Красном Селе г. Санкт-Петербурга, 6 декабря 2025 года











