Ответы на вопросы участникам форума. О "выгорании" в социальном служении. (видео)
— Ваше Святейшество, часто приходится сталкиваться с синдромом эмоционального выгорания в социальном служении. Люди активно помогают, днем и ночью отдают себя ближним, но не рассчитывают свои силы, берут на себя слишком много, и в какой-то момент желание у них пропадает. Из опыта своего служения я вижу это по добровольцам, которые помогают онкобольным. Когда они видят своих пациентов, которые уходят, они прилагают колоссальные усилия, но ничего не получается — они теряют веру. Это большая проблема. Что делать, чтобы не допустить такого выгорания? Как помочь людям, которые попадают в такую ситуацию? И хочется попросить, пользуясь случаем, Первосвятительских молитв о строительстве храма иконы Божией Матери «Всецарица» в городе Минске, в котором мы помогаем онкобольным.
— Спаси Господи! Во-первых, желаю вам, конечно, успехов в строительстве, чтобы Царица Небесная Сама соучаствовала в этом святом деле, потому что перед образом Всецарицы люди получают исцеление, — я был свидетелем таких чудес.
Теперь к теме выгорания. Это сложная тема. Я размышлял над ней, и не только в отношении социальных работников, но и в отношении некоторых священников, которые через какое-то время теряют энтузиазм, особенно сталкиваясь со скромными материальными возможностями, иногда под влиянием семьи, когда им говорят: «Смотрите, как сосед живет, а что же мы тут в нищете». Все это действительно происходит. И я думаю, для того чтобы не выгорать, не нужно слишком сильно и ярко гореть.
Я вспоминаю своего духовного отца, митрополита Никодима, который говорил, что есть две возможности освещать пространство: вспыхнуть, как лампочка, на которую подают высокое напряжение, и тут же потухнуть; или гореть — не очень ярко, но долго. К сожалению, сам он пошел по первому пути, как вы знаете, и умер в 48 лет от шестого инфаркта, находясь на рубеже церковно-государственных отношений, защищая нашу Церковь от всех тогдашних внешних напастей. Но вообще-то нужно не тлеть, а гореть, но светить таким светом, которого бы хватило надолго.
Если человек себя отдает слишком эмоционально, то он быстро себя и расходует. Кстати, я задавал этот вопрос профессиональным врачам: «Как же вы все время оперируете? У вас же неизбежно есть какой-то процент погибающих. Как вы все это переживаете?» Ответ был такой: если включаться максимально эмоционально, то всего этого пережить невозможно. Нужно немножечко дистанцироваться. Это не значит терять чувствительности. Сам факт участия человека в социальной работе свидетельствует о его добром сердце, ведь социальная работа не приносит ни больших денег, ни какого-то сверхпочета. Это уже определенный подвиг, свидетельствующий о расположении человека, о его жертвенности. Но не нужно сгорать на этой работе, потому что у всех нас ограниченные возможности. Это, я думаю, справедливо не только по отношению к социальным работникам.
И вот еще что я бы посоветовал. Выгорание связано еще и с привыканием. Откуда энтузиазм на первых шагах? Человека захватывает новая тема, открылись горизонты, и он начинает это пространство от своей личности до вновь появившегося горизонта максимально заполнять реальными делами. У него яркая повестка дня. А потом он вроде как сделал все, и начинается рутина. Так вот, для того чтобы не было рутины, нужно всегда ставить перед собой новые цели. Появление новой цели мобилизует человека. Это очень важно для руководителей, но важно и для исполнителей, потому что всегда есть пространство для развития. Никто не может сказать, что достиг всего. Если покопаться в самом себе, то какое там достижение всего! Столько слабостей и неправильностей в жизни, ошибки в профессиональных делах... Но в плане определения новых целей решающую роль должен играть руководитель — в первую очередь правящий архиерей. У него должно быть видение ситуации. Он должен чувствовать атмосферу в регионе, знать, чем живет народ, какие проблемы существуют. Он должен свое видение передавать своим помощникам. А помощники, добавляя собственное понимание ситуации и внося собственную экспертизу, должны мобилизовать своих подчиненных, с тем чтобы решать все новые и новые задачи. Если есть динамичное развитие, никакого выгорания быть не может.
А почему происходить ДОЛЖНО ВЫГОРАНИЕ?А как же упование на Бога?Если больному суждено умереть в тот или иной срок, зачем его вытаскивать силой из смерти и напрягать тех, кто призван совсем не для этого?Тем более, что в основе своей помогают молодые наши братья и сестры.Я бы никогда не стала заста...
Развернуть
А почему происходить ДОЛЖНО ВЫГОРАНИЕ?А как же упование на Бога?Если больному суждено умереть в тот или иной срок, зачем его вытаскивать силой из смерти и напрягать тех, кто призван совсем не для этого?Тем более, что в основе своей помогают молодые наши братья и сестры.Я бы никогда не стала заставлять добровольцев перенапрягаться...у них должен сохраняться потенциал для дальнейшего служения, а то начнется обратная реакция.Люди будут уходить...Священники же видят ситуацию, что происходит с больным...Силы восстанавливать не так просто как кажется, тому, кто непосредственно сталкивается с тяжелобольным.Я, например, восстанавливаюсь долгое время.Мама мои силы забирала, к концу ее жизни, я просто не могла стоять на ногах.Скоро будет годовщина со дня ее кончины, а я только прихожу в себя.Мне и лет то уже скоро 61.Нас мало, нами не нужно пренебрегать.А есть желание помогать, участвовать, но...сил уже тех-нет!Спаси нас Господи.
Свернуть
"... И я думаю, для того чтобы не выгорать, не нужно слишком сильно и ярко гореть.
Я вспоминаю своего духовного отца, митрополита Никодима, ... сам он пошел по первому пути, ... Но вообще-то нужно не тлеть, а гореть, но светить таким светом, которого бы хватило надолго. Если человек себя отдает сл...
Развернуть
"... И я думаю, для того чтобы не выгорать, не нужно слишком сильно и ярко гореть.
Я вспоминаю своего духовного отца, митрополита Никодима, ... сам он пошел по первому пути, ... Но вообще-то нужно не тлеть, а гореть, но светить таким светом, которого бы хватило надолго. Если человек себя отдает слишком эмоционально, то он быстро себя и расходует. ...", - здесь есть элемент отступления от ВЕРЫ в Бога, от веры в то, что Он творит, а не человек!
В конце концов, всем известно, что смерть является естественным явлением бытия и происходит она не без Божьего промысла о человеке, поэтому, в своем горении противления этому промыслу, человек и надрывается.
Другое дело, когда у постели умирающего человек облегчает его страдания обращением его к покаянию, к молитве о Милости Божией, о спасении от власти греховных вожделений и обретении доверия Божия жить в обителях Его Любви и жить вечно!
То есть, у постели больного сиделец должен не уповать на силу свою ко спасению умирающего, но на укрепление умирающего в вере в надежду Любви Божией, как то и говорит Господь апостолу: - "... Симон! Симон! се, сатана просил, чтобы сеять вас как пшеницу, но Я молился о тебе, чтобы не оскудела вера твоя; и ты некогда, обратившись, утверди братьев твоих. ...", - в противном случае, "горение" подвижника является лишь проявлением гордыни его!
Свернуть