У Церкви одна власть - Власть Христа
Церковь, с одной стороны, в мире, а с другой — вне мира. Она вне мира той самой стороной, которая не имеет ничего общего с материальным. Именно об этой природе Церкви и сказал апостол Павел, когда назвал ее «Телом Христовым» (см. 1 Кор. 12:27). Тело Христово не может быть частью любого другого человеческого тела, включая тело государственное. Тело Христово вне истории, вне мира. Тело Христово принадлежит Самому Христу Спасителю. Именно эта природа Церкви и обусловливает предназначение Церкви быть голосом совести для народа, быть проводником слова Божия и в этом смысле сохранять свою автономию от всякого рода внешних влияний, в том числе от влияний власти.
Не всякие влияния плохи. Есть влияния положительные, есть влияния полезные. И Церковь не должна замыкаться в собственной скорлупе, ради какого-то искусственного принципа отвергая любое влияние на саму себя. Да так никогда не было, так никогда и быть не может, ведь Церковь состоит из людей, которые принадлежат миру, живут в мире. И разве может Церковь игнорировать воздыхания людей, их скорби, так же как их радости, их надежды, их разочарования, их страхи и их уверенность?
В чем же тогда должна состоять эта автономия Церкви? А в том, что для Церкви высший авторитет — это Христос. Она может и должна взаимодействовать с окружающим миром. Она может и должна сотрудничать с окружающим миром. Но она не может, ни при каких условиях, в вопросах, которые касаются спасения людей, преклонить свою главу пред какой бы то ни было властью. Потому что только власть Христа, Который есть Глава Церкви, и управляет Церковью, и определяет пути ее исторического бытия.
Действительно, y Церкви... православной... рyсской одна власть - власть Иисyса Христа. Аминь.
С радостью!