Святейший Патриарх Кирилл возглавил первое в 2019 году заседание Высшего Церковного Совета
Ваше Высокопреосвященство! Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Дорогие отцы и братья!
Сердечно благодарю Вас, владыка, за добрые слова, которые Вы сказали, и за правильную, на мой взгляд, оценку деятельности Высшего Церковного Совета, который был создан не для того, чтобы умножить бюрократическую систему Церкви. Был необходим не представительский, а реальный рабочий орган, способный координировать всю деятельность Русской Православной Церкви, осуществляемой синодальными учреждениями. Вы совершенно справедливо сказали о положительной стороне всей этой работы. А я со своей стороны хотел бы сказать, что как Патриарх уже не мыслю своей деятельности без Высшего Церковного Совета.
На Патриарха возложена большая ответственность, но принимать ответственность индивидуально, в тиши кабинета, — это одно, а разделять ее с людьми, которым ты доверяешь, которые сами несут ответственность за важные направления церковной жизни, — это совсем другое. Думаю, мы не только бремена друг друга носим (см. Гал. 6:2), но и несомненно помогаем друг другу в осуществлении того служения, к которому призваны. Хотел бы сердечно поблагодарить Вас и всех членов Высшего Церковного Совета за соработничество. Спаси Господи!
Как всегда, перед заседанием Высшего Церковного Совета я обращаюсь со словом. Посоветовавшись с коллегами, я решил предложить вам тему, которая у нас еще не звучала ранее, но на которую нужно обратить внимание.
Молодежная проблематика является одним из приоритетных направлений и практически рефреном проходит через всю деятельность Высшего Церковного Совета. Говорим ли мы о богословском или религиозном образовании, о многих других вещах, — мы касаемся темы молодежи. Но сегодня я позволил бы сказать нечто по молодежной теме, что до сих пор не находилось в сфере нашего внимания, но, на мой взгляд, представляет собой огромный пастырский вызов Церкви и огромный нравственный вызов обществу. Мне бы хотелось поговорить о явлении, которая обозначается заимствованным из английского языка словом "буллинг".
Людям старшего поколения известно, что такое травля в школе, я сам проходил через этот опыт. Но тогда это было связано с моим религиозным выбором, когда все дети — атеисты, а ты один верующий и не скрываешь своей религиозности. Сейчас буллинг приобрел совершенно иную форму, но по степени жестокости он ничем не уступает тому, через который проходили верующие дети в послевоенных средних школах.
Конечно, явление буллинга нельзя рассматривать изолированно от всего того, что происходит в обществе. В каком-то смысле это одно из проявлений нравственного кризиса и падения уважения к достоинству человека. Несомненно, это еще и результат дефицита школьного и семейного воспитания. Церковь призвана встать на сторону унижаемых детей и учить будущих преподавателей, родителей пресекать подобные издевательства на корню. Наши священнослужители, которые работают в школах, должны иметь в виду эту тему, должны исследовать ситуацию. И если будет известно, что такого рода насилие в школе имеет место, священник не должен проходить мимо, делая вид, что ничего не происходит.
Школа не всегда выдерживает конкуренцию с публичным медиапространством, с социальными сетями, где можно найти множество видеороликов, подстрекающих детей к насилию и собирающих тысячи столь желаемых молодыми людьми просмотров. Социальные сети, ретранслируя все эти явления, фактически рекламируют их — в силу того, что такого рода сюжеты собирают большое количество желающих их посмотреть.
Приходы, православные активисты, я в этом сейчас глубоко убежден, призваны считать своим долгом реализацию молодежных проектов, которые вовлекают школьников, студентов, позволяют им почувствовать свою нужность, направить силы в конструктивное русло. Мы должны действительно усилить нашу работу с детьми, со школьной молодежью, со студенческой молодежью. Особо обращаюсь в адрес отца Кирилла, который должен внимательно продумать возможности нашего молодежного отдела. Однако было бы неверным отдать все только в руки молодежного отдела, поскольку масштаб проблемы так значителен, что вся Церковь должна включаться в преодоление этого явления. Нельзя проповедовать любовь, милосердие, долготерпение и молчать, когда налицо такие проявления злобы, о которых мы только что сказали.
К счастью, это явление не является массовым, я хотел бы это подчеркнуть. Но даже незначительное в процентном отношении количество проявлений жестокости детей по отношению друг к другу не может быть безразлично для Церкви, для пастырей, особенно тех, кто работает в молодежной среде. Хотел поделиться с вами своими мыслями, и, может быть, мы могли бы немного обсудить эту тему.
---------------------------------------------
В повестку дня заседания Высшего Церковного Совета Русской Православной Церкви были включены следующие вопросы:
- Об исполнении решений Высшего Церковного Совета и Архиерейского Собора (отчет представили ответственные лица, согласно плану исполнения синодальными учреждениями постановлений Архиерейского Собора 2017 года, а также иных решений органов высшей церковной власти, принятых в период до Архиерейского Собора);
- Об опыте работы Московской городской епархии с детьми и молодежью и перспективах распространения на общецерковный уровень (докладчик — иеромонах Онисим (Бамблевский));
- Утверждение темы Рождественских чтений 2020 года (докладчик — митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий).
#СвятейшийПатриархКирилл #РПЦ #Патриарх_Кирилл #Православие #Патриархия