Слово Святейшего Патриарха Кирилла после Литургии в храме преподобного Сергия Радонежского на Ходынском поле г. Москвы
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Сегодня 20-е воскресенье по Пятидесятнице, и в этот день за Божественной литургией читается Евангелие, в котором повествуется о чудесном воскрешении сына наинской вдовы (Лк. 7:11-16). В только что прозвучавшей проповеди об этом было достаточно много сказано. Скажу лишь, что именно в чуде воскрешения сына наинской вдовы в полной мере проявила себя любовь Господа к людям.
Господь — Сын Божий и Сын Человеческий — есть воплотившееся Божественное Слово. В Его любви, которая запечатлена в конкретном историческом событии, мы видим проявление любви Божественной.
Святой Никодим Святогорец, рассуждая на тему Божественной любви, сказал, что человеческая любовь имеет свою меру и свой предел, а любовь Божественная предела не имеет. Эти слова удивительно точно отражают то, что происходит между людьми, когда их соединяет любовь. Очень часто мера этой любви оказывается очень небольшой. Молодые люди полюбили друг друга и, казалось бы, жить друг без друга не могут, но проходит время, и сила любви ослабевает настолько, что, став мужем и женой, они расстаются, нередко оставляя сиротами, при живых родителях, собственных детей.
От чего же зависят мера и предел человеческой любви? Мы ведь знаем и другие примеры, — когда люди рука об руку идут по жизни до самого гроба. В таких случаях смерть одного из супругов становится действительно трагедией для другого, даже на склоне жизни. Какие яркие чувства, какая сила, какое страдание от потери близкого человека! И кто поставляет этот предел, кто обозначает меру человеческой любви?
Ответ на этот вопрос очень простой: сам человек определяет меру своей любви и поставляет ей предел. Почему же одни пребывают в любви до гроба, а другие, прожив 5-10 лет, расстаются без всякого сожаления? Не полюбили друг друга? А радость, а слезы, а восторг? Неужели бутафория или все же реальное проявление чувств? Конечно, реальное! Почему же любви хватило так ненадолго? И ответ заключается в том, что человек сам определяет не только меру и предел своей любви, но и меру и предел своего счастья.
Сегодня люди очень поглощены заботой о том, чтобы внешняя жизнь была благополучной. На это тратится бОльшая часть нашего времени, наших ресурсов, нашей нервной системы. Все работает ради того, чтобы обустроить жизнь благополучно, и мало кто думает, что и в условиях полного благополучия человек может достигнуть предела и исчерпать меру своей любви, а в результате оказаться глубоко несчастным.
Я давно не был здесь, на Ходынском поле. Посмотрите внимательно — какие построены замечательные дома, магазины, спортивные комплексы! Все для того, чтобы человек в этой жизни был благополучным. Но если бы нам было дано увидеть, что происходит в этих домах, как там живут люди, насколько велика мера любви? Тогда мы бы увидели реальную жизнь — не фасады, а реальность; и мы бы убедились, что благополучие и счастье менее всего зависят от внешних условий (хотя, конечно, никто не говорит, что о внешнем обустройстве жизни не надо думать).
Церковь Божия, в отличие от всех других институтов, заботится о том, чтобы мера любви была велика и чтобы предел любви не могла положить даже смерть. А значит, Церковь заботится о самом главном — о человеческом счастье. Но поскольку виновником человеческого несчастья является темная сила, то все труды, которые Церковь совершает, воспитывая людей в полной мере любви, наталкиваются нередко на очень жесткое сопротивление.
Не стал исключением и этот храм, который был задуман как наследник храма, построенного еще до революции здесь, на Ходынском летном поле, на месте, связанном с именами выдающихся русских воздухоплавателей и советских летчиков. Чтобы здесь был храм, в котором совершалась бы молитва о наших героях неба. Чтобы здесь был храм, в котором людей учили бы тайне человеческого счастья. Чтобы здесь были не только магазины и места увеселения, но и место, куда человек может прийти и подумать о самом главном, научиться самому главному. Многие из участвовавших в строительстве этого храма знают, с какими невероятными трудностями, с каким сопротивлением пришлось столкнуться тем, кто захотел возродить старый храм в память о воздухоплавателях и летчиках — как место молитвы, как место обучения самому главному навыку жизни — навыку любви.
Не только здесь, но и в других местах вдруг неожиданно возникает сопротивление. Казалось бы, кому мешают храмы? Мы вспоминаем страшную эпоху богоборчества — кому тогда мешали уже закрытые храмы? Но их взрывали, чтобы и памяти не осталось. Даже чисто утилитарно их не всегда хотели использовать — именно взрывали, чтобы исчезла память о храмах Божиих. Разве эта злоба от людей? Нет, она от иной силы, и Церковь призвана преодолевать тяготение этой силы и нести людям слова правды, утешения, поддержки, а самое главное — силу благодати Божией, которая способна увеличить меру любви в человеческой жизни.
А ведь любовь — это и есть подлинное счастье, ибо Бог есть любовь. И как важно, чтобы люди проникались этим сознанием, чтобы мы, устремляясь к внешнему благополучию, никогда не разрушали основ своей духовной жизни, а значит, подлинного счастья.
Я всех вас, мои дорогие, поздравляю с сегодняшним воскресным днем и с освящением этого храма. Я благодарю отца Василия, благодетелей, всех, кто поддерживал строительство. Я знал о практически всех ваших трудностях и в меру сил делал все для того, чтобы эти трудности снять. Но, думаю, главной силой, которая помогла вам всё преодолеть, была сила Божия. Господь восхотел, чтобы на этом историческом месте, в память о героях и в назидание современникам, был воздвигнут величественный белокаменный храм.
Пусть Господь поможет нам — через молитву в храмах града Москвы, через размышления над Словом Божиим, через формирование в себе способности хотя бы раз в неделю отстраниться от суеты мира и подумать о самом главном, — делать реальные шаги навстречу Богу, навстречу счастью, навстречу своей любви. Да хранит вас всех Господь! Аминь.
Слово Святейшего Патриарха Кирилла после Литургии в храме преподобного Сергия Радонежского на Ходынском поле г. Москвы 22 октября 2017 года
Берегитесь событий блудных по времени последних дней приходящих. Чтобы и с Вами не случилось беды состояний невозможных (в новостях читаемых о убийстве). Если один состав погибает мир чуственный и увлекает телесный мир, то скорей смотри за сознанием. А то и Луку-Войноясенецкого зови скорей гной т...
Развернуть
Берегитесь событий блудных по времени последних дней приходящих. Чтобы и с Вами не случилось беды состояний невозможных (в новостях читаемых о убийстве). Если один состав погибает мир чуственный и увлекает телесный мир, то скорей смотри за сознанием. А то и Луку-Войноясенецкого зови скорей гной тела духовного отсекать пока всеп тело не увлечено смертью, как ходотая перед Богом о прощении грехов и просить поста Божиего во служение Ему и близким, так как Бог своих покрывает от этого как носящих крещение его, да и тех не упасает по беспрестрастию к суду над человеком. Что говорить о тех кто за стенами церкви, когда и яма уже смрадит под ногами, только блуд ослепил что и без чувств человеческих, и не узнать об этом. Храни Вас Бог.
Троицкие листки, № 149. До чего ослепляет распутство!
Ангелы поразили содомлян телесною слепотою потому, что умом они уже давно сами ослепли. Когда похоть блудная усилится в человеке и обратится в привычку, то она совершенно ослепляет ум его, так что он не видит ни Бога, ни людей, ни себя самого. Он – ни Бога не боится, ни людей не стыдится, ни себя не щадит; как слепой он прямо идет к пропасти адской и, падая в нее, погибает.
Не видит ослепший умом блудник Бога, ибо не помышляет о гневе Его, не страшится Его грозного мщения. А Бог воистину гневается на того человека, который оскверняет себя блудным грехом, потому что такой человек не только преступает заповедь Божию – «не прелюбы сотвори», но и Самого Сына Божия, Христа Спасителя нашего, оскорбляет, «отнимая, – по слову Апостола, – члены у Христа, чтобы сделать их членами блудницы, ибо тела наши суть члены Христовы» (1 Кор. 6, 15), так что оскверняющий грехом свое тело, оскверняет в себе члены Христовы. Мы облеклись во Христа святым Крещением: «Все во Христа крестившиеся во Христа облеклись» (Гал. 3, 27), чтобы быть наследниками Его Царствия. И если бы кто осмелился осквернить царскую порфиру или, лучше сказать, самого царя, то не прогневался ли бы царь на такого негодного человека? Не предал ли бы его на мучение? А блудник христианин именно это и делает: он своим грехом оскорбляет Христа, в Которого облекся. Как же не гневаться на него Христу Богу? Как не осудить его на лютые мучения? Если в Ветхом Завете Бог не щадил развратников, а истреблял – одних потопом, а других – дождем огненным и серою горящею; то пощадит ли Он ныне, когда и заповеди Божии всем известны, и Сам Христос в телах наших обитает, да и законы гражданские угрожают казням таким нечестивцам? Как Богу не осудить на казнь вечную тех, кои, презирая все законы, не боятся никаких наказаний и грешат неудержимо? И Он будет казнить их, казнить беспощадно: «Блудников и прелюбодеев судит Бог» (Евр. 13, 4), говорит святой Апостол. Он уже приготовил на них меч Свой изощренный, как это видно из Апокалипсиса Святого Иоанна Богослова. Бог ненавидит развратников как врагов Своих, потому что «плотские помышления суть вражда против Бога» (Рим. 8, 7), то есть необузданная похоть плоти – вражда на Бога. И если долготерпеливый Господь не казнит этих врагов Своих во время самого греха, ожидая их покаяния, – за то будет время, когда Он «омоет руки Свои в крови нечестивого» (Пс. 57, 11), если тот не покается. А бывает и то, что смерть застает нечестивцев во время самого грехопадения, как это было во время потопа и при погибели Содома и Гоморры. Да и теперь, когда блудник совершает грех свой, Бог на него гневается, как на врага Своего, над ним висит меч правосудия Божия, под ним раскрывает уста свои ад, для него возжигается геенна огненная, умножается червь неусыпающий, его ждут муки тартара и тьма кромешная, его готовы похитить руки бесовские, да и похитили бы в ту же минуту, если бы Бог попустил... Святые Ангелы не могут смотреть на него и отвращаются, святые Божии им гнушаются, Ангел хранитель плачет, демоны радуются, а он, несчастный, ни о чем и помыслить не хочет: он ослеп, не видит Бога, не видит уготованной ему гневом Божиим муки вечной!
Не видит ослепший умом блудник и людей, то есть не стыдится их, хотя и знает, что всем известно его беззаконие и все смеются над ним. А ему и дела нет до того – он потерял всякий стыд! Таков был Ирод, который отнял жену у брата своего и жил с нею без стыда.
Не видит, наконец, ослепший умом своим блудник и себя самого, – не видит того, что он теряет, каких великих благ лишает сам себя. И во-первых, он губит блага вещественные, теряет имение и богатство, приходит в скудость и нищету, как написано в Притчах: «Кто знается с блудницами, тот расточает имение» (Притч. 29, 3). Пример тому – блудный сын, который расточил свое имение с блудницами и пришел в такую нищету, что рад был кормиться со свиньями. Распутство доводит до нищеты и всяких бед не отдельных только лиц, но разоряет и целые города, целые страны, отнимает у царей скипетры, делает бессильным войско. Сколько бед попущением Божиим обрушилось на Давида, Царя Израильского, за грех прелюбодейства! Хотя самый грех и был ему прощен ради его покаяния, и он не погиб навеки, однако же подобающее за грех наказание не миновало его: на него восстал его собственный сын и он на время лишился царства; ему привелось потерпеть поношение от Семея и много других невзгод. – Губит распутный и блага, от самой природы ему данные, губит свое здоровье, красоту лица, светлый взгляд, приятность голоса, губит он бодрость духа, мужество, крепость и силу телесную, – все это от распутной жизни слабеет, вянет как цветок и погибает... Не говорю уже о тех несчастных, которые заражаются ужасною и мучительною болезнью распутства, которая точно червь неусыпающий съедает тело человека и делает несчастного пугалом для всех... Женатый развратник или прелюбодей теряет любовь своей жены, которая гнушается им, а иная назло мужу сама вдается в распутство. – Наконец губит несчастный и самую жизнь свою, сокращая ее невоздержанием, – он прежде времени стареет и умирает... А как часто такие люди умирают не своею смертью, – от отравы или убийства! Иные из-за распутных женщин вызывают друг друга на поединок и погибают. Но, чтобы не распространять слова, скажу, что распутный человек губит и свои душевные способности; его память изнемогает, рассудок помрачается, воля порабощена страсти, – ибо он не то делает, что хотел бы, а то, чего и не хотел бы делать, – к сему влечет его греховная привычка. Да и вообще все добродетели такого человека превращены в грехи, ибо «упражнение в нечестии помрачает доброе, и волнение похоти, – по слову Премудрого, – развращает ум незлобивый» (Прем. 4, 12). А самая незаменимая потеря для души – это лишение благодати Божией: она лишается усыновления Богу, наследия Царствия Небесного, дружества со Ангелами, общения со святыми, вечного царства со Христом и Его вожделенного лицезрения, в котором состоит все веселие, вся радость, все блаженство святых Божиих: «насыщуся», сказано, когда явится мне слава Твоя (Пс. 16, 15). И все это развращенный человек губит, и ни о чем не жалеет! А в конце концов он осужден будет на муки вечные, в огне неугасимом, где ожидает его червь неусыпающий, тьма непросветимая, тартар, которого трепещет сам сатана, – и всего этого он несчастный – точной слепой – не видит, – не хочет видеть, не хочет подумать о том!.. Он не щадит себя – прямо идет на эти лютые мучения! О, какая это ужасная слепота, которой подвергается грешник ради минутного наслаждения! Правду сказал Давид от лица такого грешника: «Постигли меня беззакония мои, так что видеть не могу» (Пс. 39, 13). И вот эту-то слепоту душевную, слепоту произвольную Ангелы Божии наказали в содомлянах слепотою телесного, а потом и страшным огнем небесным: «и пролил Господь на Содом и Гоморру дождем серу и огонь от Господа с неба. И ниспроверг города сии, и всю окрестность сию, и всех жителей городов сих, и все произрастания земли» (Быт. 19; 24, 25). За разжжение похотное – огонь, за смрад греха – смрад серы... О, вы, подражатели развратной жизни содомлян! Смотрите, какая казнь вас ожидает! Если так было в Содоме – что будет в геенне огненной? Кто может описать это мучение, этот смрад, это пламя огненное? Слышите, что говорит Апостол Иуда: «Содом и Гоморра и окрестные города, подобно им блудодейетвовавшие, подвергшись казни огня вечного, поставлены в пример» (Иуд. 1, 7) – в пример подобным им распутным нечестивцам! А что всего ужаснее – это то, что не пощадил разгневанный Господь и грудных младенцев, греху непричастных: с виновными отцами погибли и невинные дети, хотя, конечно, милосердие Божие не попустит им страдать с отцами в муках геенны огненной... И вот, страна, которая некогда цвела аки рай Божий, стала страною смерти и ужаса за грехи человеков, обитавших в ней!.. О люди, дерзающие прогневлять Бога скверными грехами своими! Страшитесь грозного гнева Божия; если не покаемся, то не минует он нас или здесь, или там, в будущей жизни!...
Из сочинений святителя Димитрия, митрополита Ростовского
Источник: Троицкие листки. Духовно-нравственное чтение для народа. – М.: ОАО «Молодая гвардия». С. 625-628. http://stsl.ru/news/all/troitskie-listki-149-do-chego-osleplyaet-rasputstvo
Свернуть
Да хранит нас всех Господь! :heart:
Немного времени назад слушал одну беседу. Рассказывали об Ангелах. Сказано было человеком что Ангелы были созданы как служебные Духи Божии, и что они служат человеку. И подумал что и тут важно вспомнить чтобы человек не стал относиться к этому дару чтобы товрить в дарованном Богом винограднике са...
Развернуть
Немного времени назад слушал одну беседу. Рассказывали об Ангелах. Сказано было человеком что Ангелы были созданы как служебные Духи Божии, и что они служат человеку. И подумал что и тут важно вспомнить чтобы человек не стал относиться к этому дару чтобы товрить в дарованном Богом винограднике самовозвышения и что еще хуже устраивать побегушки. Ведь Ангел он выше человека, и более нас хранит Дух Божий. Бог целостнен и не нуждается, не более ли Ангелы сохранили это свойство Бога чем человек. И человеку не в добро принижать Ангелов на свое услужение. И важно помнить что нужно быть с частью Бога, а не с частливым с бесом в мире. Храни Бог
Свернуть
Не к чему принуждать Ангелов служить блуду человеческому.
Не к чему принуждать Ангелов служить блуду человеческому.
р.Б. Андрей, их ни кто не может ни к чему принудить. Они исполняют только волю Творца, хотя и не лишены своей.
р.Б. Андрей, их ни кто не может ни к чему принудить. Они исполняют только волю Творца, хотя и не лишены своей.
Вячеслав, спасибо.