- Ленты
- |
- Люди
- |
- Служения 5
- |
- Мероприятия 0
- |
- Сообщества 0
- |
- Ещё
С праздником!
…вот уже который раз читаю и перечитываю это стихотворение. А почему? Да потому, что никак не могу начать то, что казалось таким простым – написать о творчестве поэта Елены Курелла. Оно так многопланово и многомерно, что в рамках эссе, кажется это сделать невозможно. Я нарочито избрал именно это стихотворение, хотя для разговора о поэте и его таланте можно было бы избрать что – то другое. И вот оно – первое моё утверждение – бери любое и откроется целый мир образов и ассоциаций для исследования и понимания языка стихотворца. Но почему всё ж таки это – «А на том берегу»?
Оно из недавних… И кажется таким простым и знакомым, что у кого ни будь может возникнуть обманчивое чувство - и я так смогу. Знакомым с самой первой строки – «А на том берегу»… - привычные, не раз слышанные слова, и которые каждый из нас в своей жизни произносил неоднократно. И, наверняка, не один поэт употреблял конструкцию из этих слов, ставших уже идиомой.
И всё же… обманчивое чувство. При всей кажущейся простоте, сразу попадаешь под магнетизм харизмы поэта, который не старается убедить в своей искренности, а просто искренно пишет о чувстве, которое возникло от того, что увидела «на том берегу», и вовлекает в это переживание, и ты следуешь за ним, потому, что веришь. А веришь, потому, что это правда.
На первый взгляд – поэтическая зарисовка, можно сказать рисунок с натуры, вид из окна, что тут такого? Но… Энергетика слов, динамика, сокрытая в них, притягивает внимание души, именно души, а не ума, для которого, казалось бы, всё тут ясно.
Мало-мальски поющий человек сразу почувствует песенную природу строк и, прочитав первые четыре, второе четверостишье начнёт «мурлыкать» на какой ни будь знакомый мотив, а пропев третий катрен, скажет – я песню сочинил. И с превеликим удовольствием прочитает – пропоёт стихотворение ещё и ещё… Но не это главное.
Это стихотворение совершенно ненавязчиво, незаметно, но на уровне подсознания погружает в пространство, составляющее большую часть, глубинную часть бытия человека – его религиозную зону. И при этом совершенно не важно, как идентифицирует себя читатель – верующий, или не верующий. Как же добивается такого эффекта автор?
А дело в том, что никакого усилия со стороны поэта, как бы и не производится. Его чуткое, онтологически настроенное на восприятие Духовного ухо слышит и опознаёт необходимое для выражения своего внутреннего состояния. И уже за вербой, мёртвыми травами, сгорающими в огне, ты видишь не просто бытовую природную зарисовку. Духовному взору открывается процесс, который воспет и будет воспеваем многими и многими стихотворцами – покаяние, катарсис, воскресение. И только слепой не разглядит провиденциальную связь – стихотворение родилось накануне одного из праздников православных христиан – Входа Господня в Иерусалим, иначе ещё называемого Вербным воскресением. Им начинается Страстная седмица – это дни, когда трепетная душа человека сочетается с настроением сострадания Страстям Христовым: ещё недавно кричащие «Осанна» разочарованы, но уже подходит к концу период жизни человечества, который в Новую Эру назовут Ветхозаветным. Уже предан и продан Тот, кого встречали, как Царя и скоро опустится черная ночь ужаса и страха, которая не удержит от трусости сердце даже такого пламенного последователя Христа, как Петр – трижды отказавшегося от Того, за Кого обещал умереть несколько часов назад. Но душа его проснётся. Она проснётся от петушиного крика и спасительный, очистительный огонь покаяния явит слёзы, орошающие, омывающие минутную слабость. За которой последует возвращение к Кресту, без которого не возможно было бы Воскресение.
Мне совершенно не хочется превращать свои рассуждения в аналитический разбор терминологического значения понятий, которые рождают у меня, как читателя, строки стихотворения. Это было бы убийством поэзии и навязыванием личностного восприятия другим. А стихотворение таково, что само по себе, рождает у любого читающего свой мир образов и переживаний. Но не могу не сказать, о том, что стихи Елены Курелла имеют такую притягательную силу, именно потому, что религиозны. Религиозны не наличием богословских терминов, чем грешат множество авторов, употребляющих к месту и не к месту «божественные» слова. И религиозны не в том смысле слова, который мы придаём, извратив само понятие. Религия – это не способ веры. Это восстановление связи. И порой, чтобы восстановить связь с Богом, человеку сначала необходимо восстановить связь с самим собой. Со своей душой, которая не может быть не мила человеку, ибо нет ничего для него дороже в этом мире. Что я и нахожу в целительных строках поэта Елены Курелла. Чему и помогает её поэзия соприкасающимся с ней.
А на том берегу
Верба вновь расцвела.
Слов найти не смогу,
Как же сердцу мила!
Как всегда по весне
Травы мёртвые жгут -
И сгорает в огне
Грусти ветхий приют.
Там, на том берегу,
Сон мой выжжен дотла.
А на чёрном лугу...
А на чёрном лугу
Верба вновь расцвела!
Оставлять комментарии могут только прихожане этого храма
Интересные личности
- Протоиерей
- Протоиерей
- Митрофорный протоиерей