- Ленты
- |
- Люди
- |
- Служения 5
- |
- Мероприятия 0
- |
- Сообщества 0
- |
- Ещё
Священномученик Василий Победоносцев. Некоторые факты биографии.
С точки зрения православной веры, святые – это заступники и молитвенники перед Богом о живущих людях. Особо они молятся о той местности, где сами когда-то проживали.
Каменская земля имеет своих святых. Один из них – священномученик Василий Победоносцев. В настоящее время имеется его жизнеописание, подготовленное сотрудниками Комиссии по канонизации святых Екатеринбургской епархии (ныне – митрополии) [1]. Но хочется его уточнить и дополнить фактами из жизни о. Василия, а также обозначить ряд моментов, которые пока слабо проработаны.
Василий Владимирович Победоносцев обучался в Пермской духовной семинарии. В 1870 году он окончил её со степенью студента [2].
Пока неясно, чем он занимался в период с 1870 по 1876 годы.
В «Справочной книжке на 1915 год» [3]указан 1873-й как год начала служения о. Василия. Ранее попадался и 1878-й[4]. Последняя дата – это, судя по всему, опечатка, но всё равно непонятно, когда же он принял священный сан и служил ли до этого диаконом.
В 1877 году он служит вторым священником в Введенской церкви села Травянского (рядом с Каменским Заводом). При этом он является депутатом епархиального съезда от 3 церковного округа Камышловского уезда [5]. В этом же храме мы видим его и в 1882, 1885, 1887 годах. За это время о. Василий награждён набедренником [6].
Ко дню Святой Пасхи, в апреле 1890 года, за службу по гражданскому ведомству священник Василий Победоносцев награждён скуфьей [7].
28 июля [8] 1890 года он по-прежнему служит в Травянском. В этот день он преподносит подарок от причта и прихожан своему старшему сослуживцу по храму священнику Димитрию Шкулёву в связи с его 50-летним служением в священном сане [9].
В 1891 году, 9 апреля, о. Василий перемещён из Травянского села в Каменский Завод [10]. И по резолюции Его Преосвященства от 24 июня 1892 г. помощник благочинного 2 церковного округа Камышловского уезда священник Василий Победоносцев утверждён в должности благочинного [11]. В Свято-Троицком храме Каменского Завода он будет служить до своей мученической кончины.
Судя по всему, о. Василий ревностно исполнял свои обязанности. Так, например, в июле 1894 года правящий архиерей выражает ему свою «признательность за сочувственное отношение к нуждам бедных славян» [12]. В мае 1895 года Святейшим Синодом за заслуги по духовному ведомству ко дню рождения Его Императорского Величества о. Василий награжден камилавкой [13]. А в июне 1896-го «Его Преосвященством объявлена признательность, с внесением в послужной список, благочинному 2-го округа Камышловского уезда священнику Василию Победоносцеву за отлично-усердное прохождение им благочиннических обязанностей» [14].
Когда первый священник храма, о. Николай Гаряев, из-за болезни выводится за штат (октябрь 1897 г.), его место занимает о. Василий, который до этого момента занимал третью вакансию священника [15]. Т.е. он стал настоятелем.
В 1898-м Василий Владимирович избирается от Камышловского уезда в наблюдательный совет съезда депутатов духовенства епархии (вероятно депутатствовал он и в другие годы) [16]. А также участвует в работе Православного миссионерского общества [17].
Неудивительно, что такая деятельная натура, как о. Василий, получает церковные и государственные награды. В мае 1899 года, ко дню Рождения Его Императорского Величества, от Святейшего Синода он награждается наперсным крестом [18]. В мае 1905-го Государь Император награждает его (своим указом) орденом святой Анны 3 степени [19]. В 1907 году о. Василия (как бывшего благочинным в то время) награждают в числе прочих медалью Красного Креста за участие в деятельности этого Общества во время минувшей Русско-японской войны 1904-1905 годов [20].
Но в 1907-м благочинным 2 церковного округа Камышловского уезда он уже не является. От этой должности о. Василий, согласно прошению, уволен 29 марта 1906 года [21].
То же самое можно наблюдать в данных и на 1909 год[22]– настоятель Свято-Троицкой церкви, не благочинный. Вместе с ним в это время уже служит священник Петр Иоаннович Корелин[23], также впоследствии замученный большевиками [24].
Но одним настоятельством о. Василий себя не ограничивает. Он также заведует Байновской церковно-приходской школой [25].
16 августа 1912 года в Свято-Троицкой церкви Каменского Завода состоялось торжественное Богослужение, возглавляемое Преосвященнейшим Митрофаном, епископом Екатеринбургским и Ирбитским. Был объявлен указ Святейшего Правительствующего Синода от 11 мая с.г. за № 690 о возведении сей церкви на степень собора, а о. Василий был возведен в сан протоиерея [26].
Ну, вот мы подошли и к смерти о. Василия.
Из фондов Екатеринбургского губернского комитета РКП(б):
«№ 366. Начальнику милиции Камышловского уезда.
Во второй половине июля месяца 1918 г. в заводе Каменском, Камышловского уезда, был убит священник церкви этого села о. Василий Победоносцев. По разрытии ямы, в которой он был зарыт, голова у него оказалась почти отрубленной. В этой же яме, кроме того, оказались тела еще нескольких других лиц. Предварительный арест (перед тем) о. Победоносцева был вызван якобы тем, что он разрешил звон к обедне вопреки запрещения совета. Переговоры по этому поводу с советом вела особая депутация от прихожан во главе с [грам.] Кузнецовым» [27].
Из поминального листка «Помяни Господи души усопших рабов Божиих убиенных» [28] нам известна дата, когда священник Василий Победоносцев был зарублен большевиками на станции Синарской – 10 июня 1918 года. Возможно, это опечатка или даже ошибка, но об июле месяце нам говорит и запись в метрической книге [29]. К сожалению, там не указан день смерти (стоит прочерк), но дата погребения написана – 17 июля (по старому стилю). Возраст убитого – 70 лет (т.е. дата рождения о. Василия находится в пределах с 18 июля 1847-го по 17 июля 1848 г. ст.ст.).
Что если о. Василий был убит 10 июля по старому стилю, отпет и похоронен 17-го, а в докладной записке начальнику милиции летоисчисление приводится уже по новому стилю? В этом случае противоречий с датами нет.
Вот и исследователь военных действий на шадринском направлении летом 1918 года Александр Кручинин пишет, что вечером 25 июля 1918 года (н.ст.) станция Синарская опустела. Утром 26-го в поселок вошли сибирские казаки и пехота. А до этого времени отступающие красные войска сосредоточились в Каменском Заводе и на станции Синарской (ныне это всё территория г. Каменска-Уральского). 22 или 23 июля им поступил приказ об отводе частей для обороны Екатеринбурга. И санкционированный большевиками вывоз материальных ценностей, продовольствия и грабеж местных жителей усилился.
«Перед отходом были расстреляны многие заложники, их тела лежали в плохо засыпанных ямах до прихода белых и чехословаков. На станции было выкопано тело протоиерея Василия Победоносцева, убитого 23 июля за то, что он пытался служить обедню в воскресенье без разрешения совдепа» [30].
Июльские даты в свете описываемых событий более логичны [31].
Кроме того, сам поминальный листок вводит читателя в заблуждение, поскольку в нем приведены даты как по старому, так и по новому стилям [32], хотя при этом сообщается, что используется только старый стиль. Не надо сбрасывать со счетов и возможные опечатки.
Отпевание и погребение протоиерея Свято-Троицкого собора Василия Владимировича Победоносцева совершили четверо священников (в их числе Иоанн Спасский, НиколайБирюков, Павел Гресев), несколько диаконов и псаломщиков. Похоронили его «на приходском кладбище в братской могиле» вместе с другими убитыми [33].
Откликнувшись на желание шадринскаго духовенства почтить память мучеников-собратьев, погибших от злодейских рук большевиков, и желая лично посетить места страданий и смерти убиенных и на местах выяснить обстоятельства этих печальных событий, Преосвященный Екатеринбургский Григорий 20 августа 1918 года (по старому стилю) выехал в Камышловский и Шадринский уезды. В ходе поездки архипастырь посетил и Каменский Завод, где был встречен многочисленным собранием народа. 21 августа он служил всенощную в Спасо-Преображенском женском монастыре, ограбленном большевиками на 20000 рублей. А на следующий день, при большом стечении каменцев, в соборе была совершена литургия и затем панихида на братской могиле, в которой погребен о. Василий Победоносцев и другие убиенные [34].
«После прихода белых, в 1918-19 годах в Каменском Заводе работала следственная комиссия, являвшаяся отделением Камышловской уездной следственной комиссии, созданной по постановлению Временного Сибирского правительства от 20 июня 1918 года. Комиссия рассматривала факты и привлекала к ответственности лиц, замешанных в большевистском движении.
В частности устанавливались участники демонтажа оборудования чугуноплавильного завода, поджога Байновского моста, захвата заложников из числа состоятельных жителей, похищений общественных денежных касс, нарушения покоя насельниц Преображенского монастыря и других злодеяний красногвардейцев.
Наиболее громкое дело – расследование убийств красными около станции Синарской каменского батюшки Василия Победоносцева и колчеданских священно- и церковнослужителей. Само следственное дело не найдено. Однако по сохранившимся в архиве Свердловского обкома партии воспоминаниям каменца П.Цикарева известно, что каменская комиссия арестовала и отправила в Камышловский уездный суд некоего Ивана Исакова и еще нескольких человек, подозреваемых в избиении и казни священнослужителей. Уездным судом они были признаны виновными и приговорены к 20 годам каторжных работ. Но, по слухам, при этапировании Иван Исаков и еще четверо каменцев погибли при загадочных обстоятельствах. Цикарев утверждает, что они были расстреляны в селе Никольском, что в 17 верстах от города Камышлова» [35].
Священномученик Василий Победоносцев причислен к лику святых решением Святейшего Патриарха и Священного Синода Русской Православной Церкви от 17 июля 2002 года по представлению Екатеринбургской епархии. День его памяти по церковному календарю по состоянию на сегодняшний день – 10/23 июня.
Священномученик Василий, моли Бога о нас!
===========================================
[1] Жития святых Екатеринбургской епархии. -Екатеринбург, 2008. - С. 78-80.
[2] Справочная книга всех окончивших курс Пермской Духовной семинарии. - Пермь, 1900. - С. 66.
[3] Справочная книжка Екатеринбургской епархии на 1915 год. - Екатеринбург, 1915. - С. 92-93.
[4] Справочная книжка Екатеринбургской епархии на 1904 год. - Екатеринбург, 1904. - С. 181-183; Справочная книжка Екатеринбургской епархии на 1905 год. - Екатеринбург, 1905. - С. 213.
[5] Адрес-календарь Пермской епархии на 1877 год. - Пермь, 1877. - С. 26, 57. Некоторые округа в дальнейшем подвергались территориальным изменениям.
[6] Пермский епархиальный адрес-календарь на 1882 год. - Пермь, 1882. – С. 160; Пермский епархиальный адрес-календарь на 1885 год. - Пермь, 1884. - С. 179; Адрес-календарь Екатеринбургской епархии на 1887 год. - Екатеринбург, 1887. - С. 105.
[7] Екатеринбургские епархиальные ведомости. – 1890. – 28 апр. (№ 16). – С. 357. – (офиц. отд.).
[8] Если не оговорено особо, то даты даны по старому стилю.
[9] Екатеринбургские епархиальные ведомости. – 1890. – 27 окт. (№ 42). – С. 974-976. – (неофиц. отд.).
[10] Екатеринбургские епархиальные ведомости. – 1891. – 4 мая (№ 17). – С. 379. – (офиц. отд.).
[11] Екатеринбургские епархиальные ведомости. – 1892. – 18 июля (№ 29). – С. 731. – (офиц. отд.).
[12] Екатеринбургские епархиальные ведомости. – 1894. – 13-20 авг. (№ 33-34). – С. 821. – (офиц. отд.).
[13] Екатеринбургские епархиальные ведомости. – 1895. – 27 мая (№ 22). – С. 535. – (офиц. отд.).
[14] Екатеринбургские епархиальные ведомости. – 1896. – 29 июня (№ 26). – С. 664. – (офиц. отд.).
[15] Екатеринбургские епархиальные ведомости. – 1897. – 16 окт. (№ 20). – С. 473-476. – (офиц. отд.).
[16] Екатеринбургские епархиальные ведомости. – 1898. – 16 апр.-1 мая (№ 8-9). – С. 209. – (офиц. отд.).
[17] Екатеринбургские епархиальные ведомости. – 1898. – 1 июня (№ 11). – С. 287. – (офиц. отд.).
[18] Екатеринбургские епархиальные ведомости. – 1899. – 1 июля (№ 13). – С. 304. – (офиц. отд.).
[19] Екатеринбургские епархиальные ведомости. – 1905. – 16 мая (№ 10). – С. 215-216. – (офиц. отд.).
[20] Екатеринбургские епархиальные ведомости. – 1907. – 15 июня (№ 23). – С. 295-296. – (офиц. отд.).
[21] Екатеринбургские епархиальные ведомости. – 1906. – 16 апр. (№ 8). – С. 113. – (офиц. отд.).
[22] Справочная книжка Екатеринбургской епархии на 1909 год. – Екатеринбург, 1909. – С. 145-146.
[23] О. Петр упоминается в Каменском Заводе также и в 1905 г. // Справочная книжка Екатеринбургской епархии на 1905 год. – Екатеринбург, 1905. – С. 212-214.
[24] О. Петр был утоплен большевиками в реке Туре вместе с епископом Гермогеном (Долгановым) около полуночи с 15 на 16 июня 1918 г. Причислен к лику святых в 2000 г. по представлению Тобольской епархии.
[25] Екатеринбургские епархиальные ведомости. – 1912. – 11 марта (№ 11). – С. 252. – (неофиц. отд.).
[26] Екатеринбургские епархиальные ведомости. – 1912. – 26 авг. (№ 35). – С. 387-388. – (офиц. отд.).
[27] ЦДООСО. Ф.76. Оп.1. Д.780. Л.127.
[28] Помянник 1919 года // ГААОСО. Ф.1. Оп.2. Д.16854. Л.50.
[29] Метрическая книга каменского Свято-Троицкого собора за 1918 год. – С. 231. – Часть 3.
[30] Кручинин А.М. Изменчивое счастье войны.. – Екатеринбург, 2012. – С. 67. Здесь все даты даны по новому стилю.
[31] Необходимо полнее исследовать обстоятельства и дату смерти.
[32] Например, дата смерти о. Петра Корелина указана 28 июня.
[33] Приходское кладбище в то время, как известно, располагалось возле Покровской церкви (на горе). Но не все так просто. Необходимо проанализировать метрическую книгу, чтобы точно определиться с местом захоронения (на горе или возле собора), и чтобы попытаться выявить захороненных вместе с о. Василием людей.
[34] Тобольские епархиальные ведомости. – 1918. – 10(23) окт. – 1(14) нояб. (№ 26-27-28). – С. 249-250. – (часть неофиц.).
[35] Тайны Старого Каменска //Каменский рабочий. – Каменск-Уральский, 2007. – 8-9 февр. (№ 15 (19189)). – С. 9.
С работой «Неполный анализ одной фотографии» можно ознакомиться в краеведческом отделе библиотеки им. А.С. Пушкина.
P.S. Когда этот материал готовился к публикации, стало известно, что на основании новых данных Комиссией по канонизации святых Екатеринбургской митрополии подготовлено обоснование для переноса даты памяти священномученика Василия с 10 июня (23 июня по н.ст.) на 10 июля (23 июля по н.ст.).
Автор: Д.М. Анчугов
На фото 1: о.Василий (второй справа) среди духовенства и мирян.
На фото 2: Верхняя часть поминального листка.
Оставлять комментарии могут только прихожане этого храма