Для работы сайта требуется использование файлов cookies. Полные правила использования сайта и обработки персональных данных
Хорошо

Служба Поддержки православной соцсети "Елицы" переехала в Telegram Задать вопрос...

Адрес электронной почты
Пароль
Я забыл свой пароль!
Входя при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами
Имя
Адрес электронной почты
Пароль
Регистрируясь при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами

«МУЗЫКА – ЭТО ОГРОМНЫЙ ТВОРЧЕСКИЙ ПРОСТОР!»

Детская церковная музыкальная школа при Успенском храме г.Красногорска – уже давно одна из визитных карточек Красногорского благочиния. С чего все началось? Какие изюминки есть в занятиях? Ответить на эти вопросы и рассказать об истории создания школы мы попросили матушку Надежду Зинину, которая уже многие годы со своими воспитанниками прославляет Красногорск далеко за пределами городского округа.

– Почему именно с музыкой вы решили связать свою жизнь?

– Я с детства ходила в музыкальную школу, и хор всегда был любимым предметом, петь в хоре – это была радость, пропустить которую было невозможно. После окончания музыкальной школы руководитель нашего хора предложил мне готовиться в музыкальное училище. Я с радостью согласилась, хотя и не очень представляла себе будущую профессию. Пришлось пойти наперекор родителям, которые хотели, чтобы я окончила 10 классов, пошла по их стопам и поступала в МАИ. Ни разу я не пожалела о сделанном выборе.

– Как вы пришли в Церковь? Как попали на клирос?

– Было несколько моментов, через которые Господь меня «зацепил» и привел в храм. Мой преподаватель по фортепиано, которого я очень люблю и уважаю, как-то, рассказывая о И. С. Бахе, сказал, что каждое его произведение в основе своей имеет евангельские события и образы, нужно обязательно прочитать эту Книгу. Я стала искать Евангелие. Опять же, учась в музыкальном училище, мы пели много прекрасной музыки, но со странными, как мне казалось, текстами, совершенно не соответствующими музыке. Это потом мы узнали, что духовная музыка в то время печаталась и исполнялась с искаженными словами (вместо «Слава Богу» пелось
«Слава солнцу» и т. д.), а иногда и вовсе исполнялась как вокализы, то есть без слов. Очень хотелось что-нибудь узнать о Православии, услышать духовную музыку, понять библейские сюжеты в музыке, живописи. Книг и журналов не было, верующих людей рядом тоже не оказалось, и мы с подружками не могли придумать ничего лучшего, как походы в разные храмы и монастыри почти каждую субботу и воскресенье.

Никакого благолепия в храмах мы не увидели, почти все они были в полуразрушенном состоянии, прекрасной церковной музыки мы тоже не услышали, потому что в основном на клиросах пело две-три бабули, но, несмотря ни на что, росло желание петь в храме. Так продолжалось почти полтора года.

В один из воскресных дней мы поехали на службу в храм в Троице-Лыково. Батюшка кадил – видимо служился шестой час – и, остановившись возле нас, сказал: «Петь некому, а вы тут стоите. Ну-ка бегом на клирос». Но мы вместо того, чтобы пойти на клирос, испугались и убежали из храма. Вечером в этот же день мне позвонила мой педагог по специальности и попросила помочь своей выпускнице Елене Михайловне Кузнецовой, которая пела в открывшемся Успенском храме в Красногорске. Это был конец декабря 1990 г. Так я оказалась в нашем Успенском храме и сразу на клиросе.

– Теперь, благодаря в том числе и вашим трудам, одна из главных визитных карточек Успенского храм – Детская церковная музыкальная школа. С чего все началось?

– На клиросе Успенского храма нас собралось четверо хоровиков с образованием, все мы работали в светских учреждениях и приходили в храм, когда могли. В 1991 году решили создать воскресную школу, и батюшка очень хотел, чтобы был детский хор, который бы пел на службах. Мы понимали, что для того, чтобы хор пел на службах, нужна профессиональная музыкальная подготовка – занятия сольфеджио, инструментом, что это дело не одного года.

Воскресная школа начала работать, детей поначалу было немного – человек 15-20, все разные по музыкальным данным. Большинство занималось еще и в кружках, музыкальной или художественной школе. На время наших воскресных занятий у них постоянно попадали то выступления, то вы- ставки, то поездки. А у нас занятия тогда были только раз в неделю. И мы поняли, что создать мало-мальски приличный детский хор не получится. Но тут батюшка предложил создать музыкальную школу, чтобы дети могли без ущерба для своего эстетического воспитания заниматься только у нас. Так и началась наша музыкальная школа. Привезли старое пианино, которое нам отдал детский садик, кто-то пожертвовал еще одно. Еле-на Михайловна привела свою подругу – преподавателя фортепиано. Сами вели все предметы. Детей набралось сначала человек 20, потом пришли еще и еще. Получилось несколько классов, в каждом человек по 10. Вот так и начали. Музыкальная школа и воскресная школа несколько лет существовали параллельно, пока не слились.

Была проблема нехватки помещений, инструментов, материальной базы. Не хватало нот, ведь в храме поначалу не было нотной библиотеки, а церковную нотную литературу тогда почти не печатали, в других храмах переписывать давали очень неохотно. Мы много времени потратили на то, что переписывали нужные для богослужения ноты в Ленинской библиотеке. Не было никаких программ по Закону Божьему, искали материалы, делали пособия.

– Что главное в преподавании музыки детям? В чем разница между светской музыкальной школой и церковной?

– Соприкосновение с музыкой дает огромный простор для творческой деятельности ребенка, для формирования его души. Поскольку школа у нас церковная, то главная задача – церковное воспитание, через музыку привести и поставить ребенка на порог храма, показать ему красоту богослужения, помочь заглянуть внутрь себя, научить молитве. Поэтому главными предметами являются «Обиход церковного пения» и «Урок-молебен». Таких предметов нет в светской музыкальной школе.

«Урок-молебен» или молитвенный урок – это настоящие богослужения, их чин составлен настоятелем, а изменяемые части определяет, в согласии с настоятелем, преподаватель «Обихода». Предмет «Обиход церковного пения» – это подготовка к «Уроку-молебну», то есть богослужению. Здесь дети знакомятся со Священным Писанием, системой осмогласия, учатся читать по-церковнославянски, под руководством педагога разбирают тексты богослужебных песнопений, которые потом будут петь на уроке-молебне, знакомятся с отрывком из Евангелия, который им на уроке-молебне будет читать и истолковывать священник. А еще каждый хоровой коллектив школы раз в месяц поет на Литургии, и ребята причащаются Святых Христовых Таин. Исповедуются, как правило, накануне. Участие в богослужении определяет и репертуар хорового коллектива, большую часть
которого составляют духовные песнопения. Учащиеся 8 и 9 классов проходят клиросную практику и раз в неделю участвуют в общественном богослужении.

Беседовал священник Сергий Чесноков

Источник: vk.com/doc2287991_574572027?hash=238006c5cd4cffe49e

Оставлять комментарии могут только прихожане этого храма

в ответ на комментарий

Комментарий появится на сайте после подтверждения вашей электронной почты.

С правилами ознакомлен

Защита от спама:

    Интересные личности