О храме
Деревня Вычелобок расположена на левом берегу р. Удрайки в 1 км от ее впадения в р. Лугу, на границе Ленинградской и Новгородской областей, относилась к древнему Дмитриевскому- Городенскому погосту. Первое упоминание о «сельце Вычелопок» относится к 1500 г. Здесь находился «Большой двор» (усадьба) некоего Ивана Протасьева, получившего в поместье еще несколько близлежащих деревень.
Считается, что название деревни происходит от возвышенности, на которой она находится, напоминающей своим видом «бычий лоб». Это объяснение близко к истине, т.к. в народных географических терминах названия: Вшелоб, Вшелобок – означают крутой бугор, холм, подъем, «взлобок».
Название реки – Удрайка, также славянского происхождения. О его значении м.б.указывает название уже не существующей деревни Кудрово, находившейся при впадении Удрайки в р.Лугу. В своем нижнем течении Удрайка действительно обладает прихотливо извилистым, «кудрявым» руслом.
В прошлом река отделяла село от погоста.
История погоста восходит к XVI веку, к деревянной Покровской церкви, поставленной к 1539-му году и уничтоженной в ходе Ливонской войны. Позже на этом месте была построена часовня во имя Св. прп. Сергия Радонежского, обращенная в 1733 году в церковь.
Церковь устроил один из местных помещиков Лука Муравьев, по обету в память о своей умершей супруге Прасковье Артемьевне. Долгое время в церкви под главным престолом находился деревянный крест, по надписи на котором можно было узнать, что храм был освящен 30 января 1742 года во имя «святых 3-х святителей: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого».
В описи, составленной в конце XVIII века о селе Вычелобок сказано, что здесь находилась «церковь деревянная Спаса», деревянный господский дом, село принадлежало помещикам, среди которых привлекает к себе внимание имя Степана Федоровича Ушакова, который вполне мог состоять в родстве с выдающимся флотоводцем Федором Федоровичем Ушаковым.
В документах первой трети XIX века Вычелобский храм именуется Покровским. Основательно перестроенный в 1845 – 46 гг. он кроме главного престола, освященного во имя Покрова Пресвятой Богородицы, получил два придела – во имя Воскресения Христова и Святителя Николая. Церковной реликвией без сомнения являлись напрестольные антиминсы – старинные, освященные самим Феофаном Прокоповичем (1681 – 1736). Последний был одним из главных сподвижников Петра I, государственным и церковным деятелем, писателем, публицистом. Судьба этих замечательных антиминсов неизвестна.
В ходе перестройки, в церкви был устроен еще один, четвертый по счету теплый придел, освященный во имя Св. вмч. Дмитрия Солунского.
Церковь имела три главы – одну большую и две малые, двухъярусную колокольню, снаружи была обшита тесом. Размеры храма считались весьма скромными: 25 м в длину, включая колокольню, при наибольшей ширине 15 м.
Отмечалось, что «деревни, составляющие приход Вычелобской церкви, прилегают к дороге, ведущей в г. Лугу» — Вычелобок, Костково, Онежицы, Кудрово, Малое и Большое Раковно, Заполье, Берег, Подгородье, Зобенка, Сырец, Павловичи, Колодно, Замошье, Макаркино, Жеребуд и относящиеся ныне к Новгородской области: Пашино, Холуховичи. При таком количестве деревень число жителей прихода было сравнительно невелико: муж. пола – 716, жен. пола – 773 человека (на 1883 г.).
В Вычелобке «заботами священника Сергея Ефимова» в 1859 году было открыто училище при церкви. Существенную помощь открытию училища оказал граф. М.Н. Муравьев, незадолго до этого построивший школу для крестьянских детей в своем имении «Сырец». Вскоре, в 1863 г., в Вычелобке было открыто второе училище, на этот раз при волостном правлении.
Из церковных праздников наиболее уважаемые среди крестьян прихода были дни: Иоанна Богослова 8/20 мая, Св. Николая 9/21 мая, первое воскресенье после Петрова дня, дни Флора и Лавра, А. Невского, Покрова, Дм. Солунского.
Местные черты отмечались при совершении свадебного обряда. «При свадьбах … сваха, прежде чем сватать жениха наперед просит благословения у священника; когда родители невесты согласятся на брак и невеста пошлет жениху подарок, то жених уже не имеет права отказываться от невесты, иначе нанесет ей бесчестие, за которое родители ее вправе жаловаться начальству … В день венчания, во время поздравления на обеде, поздравители даря жениху деньги, бросают их в блюдо с особенной силой, стараясь разбить сосуд…»
К началу ХХ века храм, обновленный полстолетия назад, заметно одряхлел, перестал отвечать потребностям прихода. При его осмотре в 1900-х годах специальная комиссия отмечала: «Церковь деревянная, старая, 4-х престольная, неуклюжая, тесная. От всего в церкви веет ветхостью и, кроме иконостаса, убожеством». Отмечались значительные щели в наружной обшивке, ржавая железная кровля. К тому времени кладбище при церкви было уже закрытым. В приходе имелись церковно-приходская школа, две земские и одна школа грамоты. «Дом церковно-приходской школы – хороший. Ученики в общем отвечали слабо, хотя были среди них учившиеся по 5 зим».
Первоначальным намерением прихожан было приступить к переборке церкви, «т.е. из старого материала построить новую». Но вскоре было решено строить по соседству с деревянной новый, на этот раз каменный храм, проект которого был разработан в 1908 г. архитектором А.П. Аплаксиным.
Андрей Петрович Аплаксин (1879 – 1931) принадлежит к плеяде тех замечательных русских зодчих ХХ века, которые сумели внести в архитектуру своего времени истинно национальное начало, обращаясь к заново осмысленным традициям древнерусского зодчества.
Выпускник института гражданских инженеров А.П. Аплаксин в 1906 г. назначается петербургским епархиальным архитектором. Для столицы эта должность была и весьма престижная и очень непростой. Необходимо был уметь удовлетворять взглядам и вкусам как светских, так и церковных властей, творить на уровне своего времени и учитывать определенный консерватизм заказчиков, особенно при работах над проектами уездных храмов.
Архитектор, художник, реставратор Сампсониевского и Казанского соборов в Петербурге, инженер, археолог Аплаксин, будучи епархиальным архитектором, тщательно изучал уезды столичной губернии, выискивая и зарисовывая находившиеся здесь памятники архитектурной старины, выступая «пропагандистом русской культуры» (В. Исаченко).
Первая мировая война и революция прервали творческую жизнь архитектора. С 1918 года он служит начальником связи ряда фронтов Красной Армии, откуда демобилизовался в 1928 году, оставшиеся годы жизни работал в архитектурно-строительной службе управления » Экспортлес».
К сожалению, почти все построенные Аплаксиным храмы снесены в 1920-30 гг., оставшиеся дошли до нас в изуродованном виде. Церковь в Вычелобке, несмотря на свое крайне неудовлетворительное состояние, составляет в этом случае редкое исключение.
В основу своего проекта Аплаксин взял традиционный для русского церковного зодчества тип пятиглавого храма с шатровым верхом на восьмигранном барабане. Главную роль в декоре церкви играет оформление 26 оконных проемов, количество которых в два раза превышает число окон старого деревянного храма. Аплаксин широко использует мотив тройных окон с арочными наличниками. Каменный храм своими размерами также превосходил старую церковь на 14 м в длину и на 2 м в ширину. Высота церкви до карниза достигала 13 м, двухъярусной колокольни – 16, 5 м.
Зодчий применил выразительное противопоставление тяжелой, кажущейся приземистой нижней части церкви ее легкому ажурному верху, пространственную игру объемных членений.
Старая деревянная церковь еще долго, по крайней мере до начала 1930-х годов, стояла на погосте неподалеку от каменного храма. Последний пережил войну, его не разобрали под кирпич в трудные послевоенные годы, оставив на произвол времени, дав таким образом надежду на его возможное восстановление.
(Источник: А.В. Носков, О.В. Набокина «ХРАМЫ ЛУЖСКОГО РАЙОНА ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ» http://www.rusarch.ru/noskov1.htm)
Интересно и местное переложение сказания о невидимом граде Китеже, связанное с нашей церковью:
Согласно ему между деревнями Костково и Вычелобок когда-то в незапамятные годы стоял прекрасный храм. В один таинственный день храм вдруг, на глазах у изумлённых крестьян, погрузился в землю, как в воду – со всем церковным причтом и колокольным звоном. Лишившиеся храма люди собрали по миру деньги, наняли лучшего архитектора и построили новый храм, краше прежнего, но опасаясь, что он опять уйдёт под землю – построили его на высокой каменной горе, единственной в округе, хотя это было и далеко от жилья. Так был новый храм красив, что из Петербурга баре любоваться приезжали. А когда в ветреную погоду в новом храме звонили в колокола – им вторили колокола утонувшей церкви. Такое было чудо.
Что интересно – до сих пор на указываемом бабками месте утопления храма (посреди совхозного поля) зияет круглая мокрая канава.
Во время войны на колокольне храма была огневая точка – уж больно замечательно с неё простреливалась округа. Поэтому, отходя, фашисты взорвали церковь основательно.
Бабки убеждены, что именно благодаря церкви на горе и чудесной утонувшей её сестре так безболезненно прожили мы оккупацию, и эсэсэвцев у нас не было, и никого не убили-не сожгли заживо (как в дальних деревнях), и с войны живыми почти все вернулись, и репрессий никаких для бывших под оккупацией деревенских не было.
(Источник: http://4250.livejournal.com/41789.html)
Есть данные о том, что в самой д. Вычелобок стояла часовня неустановленного наименования и не сохранившаяся. Часовня находилась на территории деревни, исторически располагавшейся напротив погоста, на другом берегу р. Удрайки. Других данных о часовне не выявлено.
(Источник: А.В. Носков, О.В. Набокина «ХРАМЫ ЛУЖСКОГО РАЙОНА ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ» http://www.rusarch.ru/noskov1.htm)
23 августа 2016 года по благословению епископа Гатчинского и Лужского Митрофана началось возрождение церковно-приходской жизни храма Покрова Божией Матери в д. Вычелобок. (Распоряжение № 226 от 23 августа 2016 г.)
Престольные праздники
Контактная информация
Адрес официального сайта храма:
Email:
Координаты:
58°38`49.80``с.ш. 30°4`17.13``в.д.
Телефон:
+79215765991