О храме
Троицкий храм села Железинка
Село Железинка Павлодарской области было основано в 1717 году казаками-переселенцами из Сибири.
Одним из первых строений основанной на берегу реки Иртыш Железинской крепости был православный храм во имя Святой Троицы. Изначально храм был деревянный, однопрестольный. В начале XIX века случился пожар, деревянная церковь сгорела, и жителями крепости было решено построить новую каменную церковь. Новосооруженный храм был больше и вместительнее, имел три престола. Центральный престол был посвящен Святой Троице, два боковых предела - святителю Николаю Чудотворцу и Казанской Иконе Божией Матери. Зимним, отапливаемым, был лишь один предел – святителя Николая Чудотворца. К этому времени кроме Железинки храмы были и в других поселках, относящихся к железинскому приходу. Так в Урлютюбске был храм святого великомученика Димитрия Солунского, в Башмачном - великомученика и целителя Пантелеимона, в Пятерыжске - храм святых первоверховных апостолов Петра и Павла. Эти храмы не имели своего пастыря и их духовное окормление совершал железинский священник.
После октябрьского переворота 1917 года все эти храмы перестали функционировать. Точных сведений о закрытии церквей в Урлютюбске, Башмачном и Пятирыжске нет, а о Железинском храме известно лишь, что в конце 30-х годов здание храма было переоборудовано в дом культуры. После Великой Отечественной войны дом культуры был закрыт, здание разобрано, а кирпич и другой строительный материал был использован на строительство средней школы в Железинке. С тех пор об этом храме напоминают лишь остатки фундамента и кирпичной кладки, выступающего из обваливающегося берега реки Иртыш.
3 августа 1994 года верующие села Железинка обратились к архиепископу Алма-Атинскому и Семипалатинскому Алексию (Кутепову; ныне – митрополит Тульский и Белевский) с просьбой благословить открытие и регистрацию Троицкого прихода в селе, на что 22 августа было получено благословение. До назначения пастыря духовное окормление общины было поручено священнику Александру Потебня, настоятелю Христорождественского храма города Павлодара.
В конце 1994 года настоятелем Троицкого храма в Железинку был священник Сергий Казимиров. В это время на приходе не было ни здания для совершения богослужений, ни дома для проживания. Сначала служили, где придется: в жилых домах, в здании профессионально-технической школы, в закрытом кинотеатре.
28 февраля 1996 года администрацией района было принято решение о предоставлении приходу места для строительства храма в железинском парке Победы. Архитектором научно-исследовательского института «Казаэропроект» города Алматы Сергеем Козловым был разработан проект будущего храма.
21 июня 1996 года был отслужен молебен на основание нового храма, в основание строящегося здания церкви во имя Троицы был положен кирпич из стены разрушенного Железинского храма. В чине закладки храма приняли участие священники приехавшие из Экибастуза, Иртышска, Успенки и Качир. Началось активное строительство. Божиим благословением и трудами священника Сергия Казимирова, жителей села, строителей был построен типовой однокупольный каменный храм из кирпича в виде креста. В 1997 году была возведена коробка здания храма, а в 1998 году были произведены отделочные работы.
24 августа 1999 года, в день памяти священномученика архидиакона Евпла, состоялось освящение храма. Чин освещения совершил Архиепископ Алматинский и Семипалатинский Алексий (Кутепов).
В феврале 2000 года настоятелем прихода был назначен иеромонах Игнатий (Сидоренко). В период его служения рядом с храмом была построена часовня-колокольня. В городе Екатеринбурге были изготовлены для звонницы железинского храма семь колоколов.
9 мая 2004 года настоятелем Троицкого храма села Железинка Митрополитом Астанайским и Алматинским Мефодием был назначен священник Евгений Бессонов.
21 октября 2008 года настоятелем храма был назначен священник Димитрий Черничко.
9 декабря 2011 года настоятелем храма был назначен иерей Виталий Футорной.
Настоятель Троицкого храма села Железинка –
Иерей Виталий Николаевич Футорной
Престольный праздник –
День Святой Троицы (Пятидесятница)
Из истории Железинской церкви
Первая церковь в посёлке Железинка была деревянная. В феврале 1765 года она сгорела. О времени постройки этой церкви и средствах, на которые был построен храм, никаких сведений в архиве не сохранилось, неизвестны и причины пожара храма.
Вместо сгоревшей церкви по распоряжению Митрополита Тобольского и Сибирского Павла был заложен второй деревянный храм. Церковь строилась три года. На её закладку была дана следующая грамота:
"Божиею Милостию Смиренный Павел православный митрополит Тобольский и Сибирский.
Духовного Правления Омскому заказчику пречестному Петру Фёдорову, сего 766 года: декабря 16 дня в поданном нам доношении майор Железенской крепости комендант Баженов объявил, что имевшаяся в оной Железинской крепости деревянная во имя Всемилостивого Спаса церковь 765 года в феврале месяце сгорела, вместо же которой на представление его, Баженова, присланный к нему от господина генералпоручика и кавалера Шпрингера предложение велено в той крепости вновь деревянную церковь построить на каменном фундаменте, которой об обложении и требовано рассмотрения, Того ради благословляем же Вам, пречестному протопресвитеру Петру Фёдорову во оной Железинской крепости вместо сгоревшей вновь деревянную на каменном фундаменте во имя Всемилостивого Спаса (выделено в грамоте В.Б.) церковь на том же или другом по усмотрению удобном и не водопоемном месте по чиноположению церковному соборно обложить, и по обложении велеть строить по подобию прочих грекороссийских святых церквей с поспешением, и когда оная церковь в совершенное строением окончание приведена и всеми принадлежащими по украшению потребностями удовольствована быть иметь, тогда об освящении оной просить особливым представлением. С сей же грамоты, списав копию, иметь у себя впредь для ведома. А подлинную отдать в церковное хранение, кому надлежит с распискою. Писана лета Господня 1766 года декабря 20 дня. У сея грамоты при подписании руки нашей Благословенная печать.
Писал своеручно, № 1782".
Грамота получена, как видно из отметки на ней, "января 7 дня 1767 года". Церковь строилась 3 года. На освящение храма была прислана грамота следующего содержания:
"Божиею Милостию Варлаам Епископ Тобольский и Сибирский.
Омского Духовного Правления заказчику Протоиерею Петру Фёдорову сего 1770 года июня 18 дня в присланном нам Железинской комендантской канцелярией доношении объявлено, что застроенная в прошлом 776 году по благословению преосвященного Павла Митрополита в Железинской крепости деревянная вместо сгоревшей вновь Всемилостивого Спаса церковь в совершенное строение окончание приведена и всеми принадлежащими к благолепию церковному потребностями довольствована и к освящению имеется в готовности истребована об освящении оной рассмотрения Того Ради благословляем Вам, Протоиерею Фёдорову, оную вновь построенную во имя Все'милостивого Спаса церковь по чиноположению церковному посланным при сем Святым Антиминсом соборно освятить И по освящении велеть в ней священнослужение исправлять, когда освящена будет, рапортовать, с сея же грамоты списав копию, иметь у себя впредь для ведома, а подлинную отдать в церковное хранение, кому надлежит с распискою. Писана лета Господня 1770 июня 26 дня. У сей грамоты Благословенной руки нашей печать № 873".
На грамоте имеется пометка: "Церковь освящена 1772 года мая 22 дня".
Почему было освящение отложено до 1772 года неизвестно.
Через 20 лет после постройки второй деревянной церкви встал вопрос о замене этой, уже обветшавшей церкви, новым каменным храмом. Проектировалось построить уже двухпрестольный храм: главный престол во имя Спаса и боковой в честь Казанской Божией Матери. На постройку каменного двухпридельного храма в архиве Железинской церкви имелась грамота такого содержания:
"Божиею Милостию Варлаам Епископ Тобольский и Сибирский.
Барнаульскому Заказчику Протоиерею Дометию Комарову, сего 1786 года октября 7 дня в сообщении нам Главнокомандующего Сибирским военным корпусом господина генералпоручика и кавалера Николая Гавриловича Огарёва написано, что в объезд его Высокопревосходительства по линиям усмотрел он, что состоящая в крепости Железинской церковь Божия весьма обветшала, почему и назначил его Высокопревосходительство в оной крепости построить новую каменную церковь, к чему и материалы приготовляются, а в будущем с помощью Божиею и начать строить намерен, и надеется иметь успех в том созидании по известному его Высокопревосходительству усердию в том месте прихожан, и требовал его Высокопревосходительство о построении в оной крепости настоящей, как она ныне есть, во имя Всемилостивого Спаса (выделено в грамоте В.Б.) с приделом Пресвятой Богородицы Казанской церкви по присылке Благословенной грамоты Того Ради благословляем Вам,
Протоиерею Комарову, в оной крепости вместо обветшалой деревянной вновь вышеописанное именование с приделом каменную церковь соборно обложить, где для того удобное место отведено будет, и по обложению велеть строить по подобию прочих грекороссийских церквей, и когда оная в совершенное строением окончание приведена и всеми принадлежащими к благолепию, церковными потребностями удовольствована будет, [об] освящении оной просить особливым представлением, с сей же грамоты списав, копию иметь в Духовном Правлении, а подлинную сдать в церковное хранение, кому надлежит, с распискою. Писана лета Господня 1786 г. октября 18 дня, у сей грамоты Благословенная руки нашей печать. № 1614".
Постройка приделов Железинской церкви, по-видимому, шла не совсем равномерно. К 1793 году был окончен строительством раньше главного боковой придел храма во имя Казанской Божией Матери. Тотчас же возник вопрос об освящении его, которое и состоялось по получении Благословенной грамоты Архиепископа Тобольского и Сибирского Варлаама. Приведём её содержание:
"Божиею Милостию Варлаам Архиепископ Тобольский и Сибирский.
Омского Духовного Правления заказчичью товарищу города Омска Ильинской церкви Священнику Андрею Неводчикову сего 1793 года ноября 17 дня.
В представленном в Консисторию из Желеэинской комендантской канцелярии рапорте объявлено, что заложенная в оной Железинской крепости каменная придельная церковь во имя Казанской Богородицы строением окончена, и иконостас написан и к освящению состоит в готовности и прошено об освящении оного придела Благословенной грамоты и Святого Антиминса. Того ради благословляем Вам, священнику Неводчикову, оную придельную церковь во имя Казанской Богородицы посланным Св. Антиминсом, печатанным на полотне, соборно освятить, по освящении велеть в ней священнослужение отправлять, потом нам рапортовать. С сей грамоты списав, копию отослать в Семипалатинское Духовное Десятиначальство, а подлинную отдать в церковное хранение с распискою. Писана лета Господня тысяча семьсот девяносто третьего ноября 22 дня. № 1780".
Таким образом, боковой придел был освящён раньше главного.
По-видимому, это обстоятельство объясняется тем, что встал вопрос о переименовании Спасской церкви в Троицкую. Пока шла переписка об этом переименовании, появилась возможность освятить боковой придел во имя Казанской Божией Матери, чтобы не оставить население без церковной службы. Когда было получено согласие высшего духовного начальства на замену одного престола другим, то 20 июля 1801 года состоялось освящение Троицкого храма. На освящение храма была прислана следующая грамота:
"Божиею Милостию Варлаам Архиепископ Тсбольский и Сибирский.
Семипалатинскому заказчику Священнику Никите Дерябину. В представленном нам из Семипалатинского Духовного Правления доношении рапорта, присланного в то правление Железинской крепости Спасской церкви от священника Ивана Васильева, объявлено, что построенная в оной крепости каменного здания церковь, как по наружности, так и внутри всеми принадлежащими доукрашениями покончена. А потому просим оное духовное правление на освящение оной церкви Благословенной грамоты и по ветхости имеющегося в деревянной церкви Святого Антиминса вновь Атласного с тем, дабы оная каменная церковь для объясняемой в оном доношении причины переименована была во имя Пресвятой и Живоначальной Троицы. Того Ради благословляем Вам, священнику Дерябину, в означенной Железинской крепости, вновь построенной, Атласным Антиминсом по чиноположению церковному соборно освятить и по освящении велеть в ней священнослужение отправлять, и о том нам рапортовать, с сей грамоты списав, копию иметь в Духовном Правлении, а подлинную отдать в церковное хранение.
Сея грамота писана лета Господня 1801 г. июля 22 дня".
Впоследствии встал вопрос о постройке третьего престола во имя Святителя и Чудотворца Николая. Освящение этого престола состоялось 6 мая 1824 года. Итак, каменная церковь была построена по ходатайству Главнокомандующего Сибирским военным корпусом генералпоручика Огарёва Н.Г. усердием войск, находившихся в крепости Железинской, Церковь была соединена с колокольней, обнесена каменной оградой с железными решётками в чугунных столбах. В церковную ограду вели трое дверей. В ограде стоял кирпичный памятник с крестом наверху.
Предполагается, что памятником отмечено место престола первой церкви. Каких-либо могил в ограде не было. В 1889 году церковь была обновлена. Храм разделялся на две половины: тёплую и холодную.
Холодная половина заключала главный придел во имя Святой Троицы. Остальные два придела находились в тёплой половине храма: с правой стороны в честь Казанской Божией Матери (освящён в 1793 году) и с левой во имя Святителя и Чудотворца Николая (освящён 6 мая 1824 г.). Иконостас был сосновый с деревянными иконами, писанными казаками Железинской крепости.
Боковые церковные двери имели надписи. На правых дверях были начертаны слова: "Азъ есмъ Гавриилъ предстоя предъ Богомъ", на левых -"Азъ есмъ Михаилъ Архистратигъ Силы Господни".
Из старинной церковной утвари имелись только два напрестольных серебряных креста 1713 и 1795 гг.
Из богослужебных книг более древними являлись:
1. Евангелие с крышками из кованого серебра, напечатанное в 1765 году.
2. Евангелие среднего формата, напечатанное в 1735 году.
3. Евангелие в великий четверток, напечатанное в Москве в 1794 году.
4. Триодь, напечатанная в Москве в 1763 году.
5. Службы отдельные двунадесятым праздникам, напечатанные в Москве в 1765 году.
6. Октоих, напечатанный при Анне Иоанновне.
7. Служебник, напечатанный в Москве в 1785 году.
8. Требник, напечатанный при Екатерине Алексеевне в Москве в 1792 году.
9. Апостол, напечатанный при Павле Петровиче.
10. Краткое объяснение церковного устава для Белоградских семинаристов, написанное в 1800 году.
11. Минеи месячные, печатались в годы с 1690 по 1865 в
Москве.
В числе книг имелась большая, в деревянном переплёте, 35 фунтов весом, Библия с рисунками, перепечатанными при Императоре Александре Павловиче с Библии, которая была напечатана первоначально в 1463 году.
В архиве церкви хранилось много высочайших указов. Приводим содержание двух из них:
"Указ Нашему Сенату. Через сие запрещается с будущего 1776 года от дня Св. Пасхи купцам, мещанам и всяким посадским людям иметь кареты, сани, одноконки, роспуски и дрожки, вызолоченные или высеребренные или иным чем украшенные, кроме одного красного или лаком покрытых, извозчичьим же саням или одноконкам быть не иной краски, кроме жёлтой, Подлинный подписан собственной рукой Её Императорского Величества "Тако"
"Екатерина"
Москва 3 апреля 1776 г."
В другом именном Её Императорском Указе, данном Сенату апреля 21 дня, за собственноручной Её Величеством подписью, написано:
"По долговременной и трудной войне, воспользуясь восстановлением Мира и Тишины, забрагорассудили Её Императорское Величество для Народной выгоды и облегчения сбавить с продажи соли (выделено в документе В.Б.) с каждого пуда по пяти копеек. И сей всемилостивейший Указ Сенат имеет обнародовать повсюду, о чём публикуется". 1775 г.
На колокольне имелись 6 колоколов, самый большой был отлит мастером Михаилом Москвиным в 1800 году, вес неизвестен.
В летнее время совершались крестные ходы по полям. В посёлке Железинском 27 июля был совершён крестный ход в благодарственную память по случаю избавления от холеры в 1892 году. Пасхальные хождения со святыми иконами бывали только по тем домам, которые приглашали.
Главным занятием прихожан было хлебопашество, скотоводство и рыболовство. Овец держали казахской породы и только для своих надобностей. В посёлке Железинский ежегодно в ноябре проходила ярмарка, имевшая местное значение в торговом отношении. Сбывали на ней сало, кожи, масло и другие продукты сельскохозяйственного производства, торговали в большом количестве лошадьми. В посёлке находился казённый склад земледельческих орудий и кожевенный завод.
Имеются сведения о транспортных расходах на проезд до епархиального центра, то есть до города Омска: летом на пароходе проезд стоил 5 рублей, а зимой на лошадях до 20 рублей.
В. Д. Болтина,
историк-архивист,
заслуженный работник культуры Казахской ССР,
отличник архивного дела СССР.
История Свято-Троицкого храма села Железинка
Село Железинка - районный центр Железинского района Павлодарской области - расположено на правом берегу реки Иртыш в 188 километрах от Павлодара, неподалеку от границы с Омской областью Российской Федерации. Как и во многих других селах и городах Казахстана, Железинский Свято-Троицкий храм возник не на пустом месте: его история берет свое начало еще в начале XVIII века.
В первые десятилетия XVIII века, в эпоху преобразований Петра I, когда Россия активно осваивала Сибирь как вширь, так и вглубь, в среднем течении Иртыша появляются первые крепости Иртышской линии: Ямышевская, Омская и основанная в 1717 году экспедицией полковника Ступина - Железинская. Она располагалась на полпути между Омской и Ямышевской крепостями и первоначально состояла из земляного вала с частоколом и рва, заполненного водой.
Везде, где бы ни появлялся русский человек, будь-то Крайний Север, Дальний Восток или Сибирь, на освоенной им территории одновременно с поселком вырастал храм. Первая церковь в Железинке появилась, вероятно, в первые же годы существования крепости и была деревянной. Вот что повествует написанная в конце XIX века “Летопись о Железинской Свято-Троицкой церкви”: “...Из дел же Железинского церковного архива, сохранившегося с 1751 года, видно, что в 1751 году в Железинской крепости была уже крепостная церковь во имя Всемилостивого Спаса, которая, как видно из донесений коменданта Железинской крепости майора Баженова, в феврале 1765 года сгорела, и он, Баженов, по предложению господина генерал-поручика и кавалера Шпрингера в 1766 году просил Тобольское Епархиальное начальство вместо сгоревшей деревянной крепостной церкви построить вновь на каменном фундаменте деревянную же церковь во имя Всемилостивого Спаса, на что в том же году последовало разрешение...”
В этом же источнике в разделе “О причте” сказано, что в 1747-1751 годах священником был иеромонах Михаил, первый из известных нам железинских священнослужителей.
Во второй половине XVIII века в Железинский приход помимо Железинской крепости входили и другие укрепления Иртышской линии: форпост Черлаковский (ныне райцентр Черлак Омской области), форпост Татарский (ныне поселок Татарка в Омской области), редуты Осморыжский и Чернорыжский, станица Песчанская (ныне одноименные села в Павлодарской области). Численность населения прихода по данным “Летописи”... состояла из 473 душ мужского пола и 476 душ женского пола, дворов же в приходе насчитывалось 103. Приведенные данные относятся к 1783 году и не учитывают численность населения Татарского и Черлаковского форпостов, которые в этом году образовали самостоятельный приход.
На содержание причта по данным 1768 года отпускалось 45 рублей, 25 рублей ассигнациями священнику и по 10 рублей причетникам. Жалование получали через Омское Духовное заказное правление из Омской главной комендантской канцелярии.
Сама же Железинская крепость в 70-х годах XVIII века становится довольно крупным поселком. Вот что пишет о Железинской крепости российский ученый академик П. С. Паллас, бывший в Железинке проездом летом 1770 года. “...Железинская крепость получила свое название от ручья, сим именем называемого, текущего с киргизской стороны в Иртыш... в крепости находится новая деревянная церковь, полковничий и комендантский дома, офицерские дворы, казармы, конюшни, запасной и пороховой магазины, также некоторое число простых домов. Вне крепости выше по Иртышу, находится слобода, а ниже - многие крепости, сад и еще по обеим сторонам реки, а особливо на киргизской, находятся в великом множестве весьма хорошие сенокосы”.
В течение столетий крепость неоднократно расширялась и перестраивалась, в крепости имелся меновой двор и таможенная застава, мельницы, пристань и кирпичный завод. Местное население занималось в основном скотоводством и рыболовством; хлебопашество же, в силу не совсем благоприятных условий, было не развито.
Этнический состав жителей Иртышской линии был довольно пестрым. В формировании местного казачества приняли участие: русские, украинцы, крещеные татары, казахи, башкиры, калмыки, ссыльные поляки и др.
Спустя 16 лет, после посещения Палласом Железинки в 1786 году, главнокомандующий Сибирским военным корпусом генерал-поручик и кавалер Николай Гаврилович Огарев, осматривая крепость, нашел, что деревянная церковь обветшала, и предложил вместо старой деревянной построить новую каменную церковь во имя Всемилостивого Спаса с пределом в честь Казанской иконы Божьей Матери.
На свое прошение от 7 октября 1786 года епископу Тобольскому и Сибирскому Варлааму Огарев получает положительный ответ. Закладка нового храма состоялась в 1787 году, а 22 ноября 1793 года Архиепископ Тобольский и Сибирский выдал грамоту за № 1780 на имя Омского Духовного правления заказчику Андрею Неводчикову, священнику Пророкоильинской церкви, который и освятил церковь 18 декабря 1793 года. Через несколько лет после окончательной доводки, храм вновь был освящен 20 июля 1801 года Семипалатинским священником Никитой Дерябиным, но не в честь Всемилостивого Спаса, а в честь Святой Троицы. Старая обветшавшая деревянная церковь в 1804 году была разобрана и употреблена в пользу новой церкви.
Крепостная Железинская церковь в административном отношении подчинялась Тобольской епархии и до 1764 года подлежала ведению Тарского Заказного Духовного правления; с 1764 года находилась в ведении Омского Духовного правления; с 1800 года по 1840 год в ведении Семипалатинского Духовного правления, но расстояние до Семипалатинска было больше, чем до Омска, и с 1840 по 1870 год она вновь - в ведении Омского Духовного правления; лишь с 70-х годов XIX века Железинская церковь перешла под начальство Павлодарскому священнику Дмитрию Серебренникову.
В XIX веке Железинский приход уменьшился в результате образования в станице Песчанской в 1823 году своего прихода. С этого времени в состав Железинского прихода входили поселки Бобровка, Пяторыжск, Башмачное, Урлютюб и Крутоярка.
Численность населения прихода в 1857 году достигала 960 душ мужского пола и 1004 души женского пола, дворов же в приходе насчитывалось 267.
Железинское казачество заботилось о церковном благолепии, о чем в церковной “летописи” есть такие сведения: “В 1824 году к существующему Железинскому Троицкому храму сделали новый придел благодаря усердию прихожан во имя Святителя и Чудотворца Архиепископа Николая Мирликийского.
В 1828 году майор Алексей Симонов пожертвовал ризы и подризник из черного атласа стоимостью 65 руб. ассигнациями. В 1830 году мещанин Павел Бушковский пожертвовал ризу и епитрахиль стоимостью в 60 руб.
С 1836 по 1842 год отставной казак Фаддей Новоселов пожертвовал паникадило стоимостью 20 руб. Кроме того 8 серебряных риз и столько же золотых венцов на образа святых и Божьей Матери общей стоимостью 5660 руб.
С 1848 по 1850 год отставной урядник Федор Костылицкий пожертвовал на завесу царских врат церкви алой канфы стоимостью 50 руб. и ризу парчовую стоимостью 25 руб. серебром (для сравнения: ценность трехгодовалого барана приравнивалась к 1 руб. серебром).”
В 1851 году казаки помогли вместо деревянной ограды церкви устроить металлическую на чугунных столбиках. Столбики были отлиты по заказу на Каслинском заводе (Урал).
То, что казаки так заботились о храме, не удивительно - ведь на протяжении столетий церковь являлась единственным духовно-религиозным центром этой далекой провинциальной окраины России.
Священники:
иеромонах Михаил (1747-1751),
о. Сергий Васильев (1773-1800),
о. Иван Васильев (1794-1807),
о. Николай Лапин (1812-1837),
о. Фома Вахнин (1846-1865) и др.
Из церковнослужителей дольше всех служил дьячок Авим Лапин: с 1839 года пономарем, а с 1859 - в звании дьячка. В 1888 г. по случаю исполнения 50-летнего служения ему была вручена золотая медаль для ношения на шее.
В 1838 году переименованная из крепости в станицу она к 1900-му году теряет и этот статус, и называется просто поселком.
Первая четверть XX века, несмотря на хронологическую близость, изучена довольно слабо. Из справочника Омской Епархии, изданного в 1914 году, можно узнать, что в поселке Железинском имеется каменная трехпрестольная церковь с колокольней. В селе Пятерыжском находилась приписная церковь во имя святых Апостолов Петра и Павла, в поселках Башмачинском и Бобровском имелись молитвенные дома в честь великомученика Пантелеимона и великомученика Димитрия Солунского.
В летнее время во всех поселках совершались крестные ходы по полям.
В поселке Железинском 27 июля совершался крестный ход в память по случаю избавления от холеры в 1892 году. В дни Великого поста и в храмовые праздники в молитвенных домах совершались богослужения.
Воинствующий атеизм большевиков не обошел стороной Железинский приход, и в 20-е годы храмы Железинского прихода уже не функционировали. Старожилы вспоминают, что кто-то все же в 20-30 годы крестил младенцев и отпевал усопших, но фамилию этого человека они не помнят. Железинская Свято-Троицкая церковь - один из старейших православных храмов в Казахстане - была приспособлена для просмотров фильмов, собраний, использовалась и в качестве складского помещения, затем была разрушена, а кирпич употреблен для строительства общественных зданий.
С той поры прошло немало времени, и уже на исходе века, в середине 90-х годов в Железинку, являвшейся к этому времени крупным районным центром Павлодарской области, архиепископом Алматинским и Семипалатинским Алексием (Кутеповым; ныне – Астанайский и Алматинский) был направлен священник Сергий Казимиров, возродивший жизнь старейшего казахстанского прихода.
За время его служения был построен новый, четвертый уже по счету, храм в Железинке, освященный в знак преемственности и незыблемости православных традиций - в честь Святой Троицы.
Тимур и Ольга Смагуловы,
студенты исторического факультета ПГУ
.. Далекое прошлое – это уже история. И поэтому, говоря о прошлом Железинки, я буду рассказывать об исторических фактах моего села, о жизни людей того времени и моих собственных впечатлениях, так как я была в определенный период и свидетелем, и в какой-то степени участником той, давно прошедшей и теперь уже старой жизни…
Железинка…Дорогая моя Железинка!..
Снова и снова мне приходится писать о тебе. И каждый раз перед тем, как садиться за работу, я заново (в который уж раз!) прохожу по твоим улицам, чтобы возобновить в своей памяти то, о чем рассказывала мне мама и старожилы Железинки и что я когда-то видела своими собственными глазами. И улицы Железинки всегда как будто заново вдохновляют меня и подсказывают моей памяти все новые и новые факты и случаи. Железинка каждый раз придает мне силы, она действительно для меня – источник сведений и мой вдохновитель.
Свое повествование начну с рассказа о Железинской крепости – самого старинного строения. Железинка была основана по указу Петра I как крепость в 1717 году. Долгое время было неизвестно происхождение названия крепости. Но потом в архивах было найдено сочинение путешественника и исследователя Палласа, в котором в 1717 г. наряду с географическими описаниями положения крепости дается и объяснение ее названия. Палласа пишет: «Крепость выстроена на высоком мысе, около которого Иртыш в просторной низменности извивается, составляя дугу, и берег у крепости подмывает».
А дальше дается не совсем понятное теперь для нас объяснение, почему крепость была названа Железинской: «Железинская крепость получила название от ручья, сим именем названного, текущего с киргизской (казахской) стороны в Иртыш».
Основателем крепости был подполковник Ступин. Крепость относилась к числу важных укрепленных пунктов намеченной Петром I оборонной от кочевников линии вдоль Иртыша. Она имела и административное значение, ведя большие товарообороты со среднеазиатскими областями и степью.
Здесь также находилась и государственная таможня. Крепость была полукругом огорожена глубоким рвом и высоким валом.
Неспокойной жизнь была в крепости. Частые набеги кочевников-джунгар мешали мирной жизни и нормальной торговле. Поэтому крепость все больше и больше вооружалась и почти постоянно находилась на военном положение.
Первыми жителями крепости было казачество. Потом помимо казаков в сибирское казачье войско посылались казаки с Дона, а также зачислялись украинские, польские и русские политические заключенные. По окончании военной службы часть казаков, освоившись с сибирским климатом, оставалась здесь на постоянное жительство при крепости. Они заводили хозяйство, занимались земледелием и скотоводством. Для занятия хозяйством не хватало женских рук. Да и не последнее место занимал вопрос об обзаведении семьями.
С этим вопросом служивые казаки не раз обращались к государю. И наконец, этот вопрос был решен: в Сибирь начали из года в год посылать катаржанок и политических заключенных женщин, которые со временем становились женами казаков.
Так появлялись семьи, жили и плодились…
На территории крепости были церкви. Мне очень хотелось знать о времени их создания, об их строительстве, о внешнем и внутреннем виде, тем более, что в советское время церквей не было, и ни в детстве, ни в молодости я видеть этого не могла.
И я подробно расспрашивала об этом всех, с кем беседовала. Мои собеседники – старожилы рассказывали мне о том, что видели и помнили.
Но их воспоминания начинались с периода приблизительно около 1900 года. Соответственно с их возрастом они не могли помнить предыдущие события и факты и только пользовались рассказами своих предков. Но после этого мне еще больше захотелось узнать истину о крепости и ее церквах. Теперь меня уже интересовали не только устные сообщения, но и печатные исторические материалы. Я долго искала это. И наконец, к моему счастью, нашла. Это были ксерокопии архивного материала, который называется «Записки Семипалатинского Подотдела… Императорского русского Географического общества», напечатанные в 1915 году.
Так что в данной работе я буду использовать не только собранный от старожилов исторический материал, не только свои личные ощущения и воспоминания, но и отдельные сведения по этой теме Географического общества.
Крепость Железинская была очень небольшая и имела на своей территории церковь во имя Спаса. Это первая церковь в Железинке Семипалатинской области была деревянная. В феврале 1765 года она сгорела. О времени построения ее и о средствах, на которые она была выстроена, никаких сведений не сохранилось. Неизвестны и причины пожара храма.
Выстроить новую церковь было непросто. Нужны были большие средства, кроме этого нужно было выхлопотать благословение высшего духовного начальства на освящение нового храма.
Такие хлопоты взял на себя господин генерал-поручик и кавалер крепости Шпрингер в 1767 году. И через три года в крепости вторая деревянная церковь была построена. А потом последовало от митрополита Тобольского и духовного направления Омска благословение: «В присланном нам Железинской комендантской канцелярией доношении объявлено, что застроенная в крепости деревянная церковь в совершенное окончание строения приведена и ко освящению в готовности истребована. Благословляем Вам, Протоиерею Федоровну, оную церковь освятить и по освящении велеть в ней священнослужение исправлять. У сея грамоты благословенная руки нашея печать».
Так вступила в строй вторая Железинская крепостная церковь.
А дальше в «Записках … Императорского русского Географического общества» начинается история создания той самой, третьей, последней церкви, которую я еще застала и которая особенно интересовала меня.
Итак, через 20 лет после строительства второй церкви поднялся вопрос о замене деревянной церкви каменным храмом. Проектировалось теперь построить уже большую двухэтажную церковь.
Вот с такой просьбой обратился к епископу Тобольскому и Сибирскому главнокомандующий сибирским казачьим военным корпусом его Высокопревосходительство господин генерал-поручик и кавалер Николай Гаврилович Огарев, который сразу же просил разрешения и на освящение храма.
Вскоре был получен положительный ответ и началось строительство. Постройка приделов (Престолов) церкви шла длительное время и не совсем равномерно. Только через 7 лет после разрешения был построен и освящен раньше главного боковой престол и был назван Троицким. От этой поры так и стал называться весь храм – Троицкий.
Итак, строительство двух престолов церкви длилось 15 лет. Но со временем железинцам, видимо, показалось мало и двухпрестольного храма, и снова поднялся вопрос о постройке третьего придела. И он, хотя и очень не скоро, был построен. Освящение его состоялось 6 мая 1824 года. И в общей сложности, от получения разрешения строительства первого придела до полной готовности к служению всех престолов Железинской трехпрестольной Троицкой церкви прошло 38 лет!
Такого периода долгостроя церкви я, например, ни от кого из старожилов никогда не слышала и никак не ожидала. Это было для меня сногсшибательным откровением. Но так повествуют «Записки… Географического общества». И конечно, сомнению это не подлежит, так как это архивные данные, которые полностью удовлетворили мою любознательность и создании Железинской церкви, так долго являвшуюся для меня открытым вопросом. Только теперь я доподлинно узнала, как когда, сколько времени и благодаря чьим хлопотам она строилась.
Когда я читала все подробнейшие архивные сведения и нашем старинном храме, часто в голову приходила мысль: вот теперь бы мне поговорить с нашими старожилами. Теперь я знаю о создании церкви больше, чем когда-то знали они. И уж теперь-то не они мне, а я бы им рассказала столько для них неожиданного! Но, к сожалению, тех моих собеседников никого уже теперь нет в живых…
Строены Железинской церкви, как говорилось в одной из грамот, - «Усердием казачьих войск, находившихся в крепости». Сообщается (и это уже помнили и рассказывали мне железинцы), что церковь была соединена с колокольней, обнесена каменной оградой с железными узорными решетками в чугунных столбах.
Да, это я уже и сама помню с самого раннего детства, помню эту церковь и эту ограду. В основном ограда тогда была уже разрушена, но некоторые звенья ее еще какое-то время сохранялись. Ограждение это состояло из кирпичного фундамента, возвышавшегося над землей сантиметров на 15-20, на котором на расстоянии двух-трех метров были помещены кирпичные прямоугольные «столбы», а между ними были вделаны высокие, металлические, узорчатые звенья, попарно соединенные между собой еще и чугунными столбиками. «В церковную ограду, - как сообщается дальше в «Записках…» ведут трое дверей. В ограде строит кирпичный памятник с крестом наверху. Предполагают, что этим памятником было отмечено место престола первой церкви. Каких-либо могил в оградке нет.
В 1889 году церковь была поновлена.
Храм разделен на две половины: теплую и холодную. Холодная половина заключала главный престол. Мама рассказывала мне когда-то точно так же, но более подробно. В частности, на мой вопрос, почему одна половина церкви называлась холодной, она отвечала, что эта часть не отапливалась и закрывалась на всю зиму. Открывалась и вводилась в действие только весной к Пасхе. Остальные два престола находились в теплой половине храма. Иконостас был сделан сосновый, с деревянными иконами. Об этих деревянных иконах в «Записках…» сообщается отдельно. В частности, говорится, что писались они способными на то казаками Железинской крепости. У меня есть одна такая деревянная икона, которая хранится в архиве. Называется она «Вознесенье Господне». Она досталась мне от мамы, которая говорила, что это церковная икона.
Когда в советское время уничтожалась церковь, некоторые железинцы, кто с глаз, кто воровски (смотря, какая была вещь) брали себе разные предметы церковной утвари. Так была приобретена и мамой эта старинная деревянная икона, такая, каких я лично нигде ни до, ни после никогда не видела.
Сейчас я думаю: правильно делали люди (хоть и с риском для себя), что уносили домой кое-какие церковные предметы. Ведь в конечном итоге все, что принадлежало церкви, все равно уничтожалось, сжигалось.
Мама пуще глаза берегла ее, во-первых, потому, что она и в советское время продолжала на нее молиться, а во-вторых, эта вещь была из церкви, и в ее глазах она приобретала особое значение.
А потому эту икону, как могла, берегла и я, как исторический экземпляр, как историческую ценность.
Если, как сказано в архивных данных, то есть в «Записках…», эти деревянные иконы писались еще казаками Железинской крепости при первоначальном оформлении храма, то я с удивлением гадаю: с какого эта икона года? И сколько же ей лет? Ведь со времени, когда был освящен последний придел кирпичной церкви, не говоря уже о начале ее строительства, до сегодняшнего дня прошло уже около двухсот лет!
А что этой иконе очень много годов, - об этом говорит то, что цвет красок очень сильно поблек, сама икона посерела, предохранительный клин на оборотной стороне – ослаб и, что хуже всего, - краски начали вздуваться и отпадывать.
Д. Е. Пашковская