О храме
Живописно расположенный на склоне крутого волжского берега, Самарский Иверский женский монастырь был центром духовной жизни дореволюционной Самары, средоточием благочестия. Монастырь был создан по инициативе граждан Самары, которые в январе 1850 г. вышли с прошением об открытии в Самаре женской общины к епископу Симбирскому Феодотию. К этому времени изъявили желание посвятить себя иноческой жизни 38 сестер. Общину назвали Иверской, исполняя желание елабужской купчихи Екатерины Ивановны Марихиной, пожертвовавшей в возникшую обитель фамильную икону Божией Матери 'Иверская' в драгоценной золотой ризе. В первые 4 года существования общины в ней было только три небольшие корпуса, в одном из которых помещались молитвенная часовня и несколько сестер, а в остальных двух - сестры. У 1855 г. община получила официальное право на свое существование. Открытие монастыря, или, точнее, переименование общины в Самарский Иверский женский монастырь, произошло 21 августа 1860 г. За неделю до этого было совершено пострижение в монашество настоятельницы монастыря Марии Яновой (из мещан г. Самары) с именем Маргариты. В день открытия настоятельница была возведена в сан игуменьи. Пострижение прочих сестер было совершено в августе, после открытия монастыря. Монашествующих было 20 человек, всего же в общине к 1860 г. проживало 190 насельниц. Монастырь был общежительный нештатный и не получал денежных субсидий от казны на свое содержание. Поэтому с первых лет существования обители в ней была открыта целая сеть всевозможных мастерских: золотошвейная, иконописная, чеканная, белошвейная, ковровая, священнослужительских одежд и облачений, переплетная, башмачная и др. На доходы от этих мастерских и на частные пожертвования жил и развивался монастырь. Игуменья Маргарита, прослужив около 25 лет, в июле 1874 г. ушла на покой по состоянию здоровья. За время своего служения она очень много сделала для становления и развития обители. При ней был отстроен и освящен первый храм обители - деревянный во имя Иверской иконы Божией Матери. Был заложен и частично отстроен Сретенский храм. По инициативе и под руководством игуменьи Маргариты в монастыре была организована золотошвейная мастерская. Она сама была прекрасной вышивальщицей, и самые ответственные заказы выполнялись ею или под ее наблюдением. 24 апреля 1883 г. она скончаласъ в возрасте 78 лет и была похоронена в Сретенском храме. С 1874 г. начальницей в монастыре становится игуменья Антонина, до этого исполнявшая должность казначеи. Благодаря ее стараниям и работам в 1882 г. в монастыре был заложен каменный теплый храм во имя Тверской иконы Божией Матери, а в 1888 г. храм был освящен и там начались службы. В 1879 г. купчихой Параскевой Шихобаловой была выстроена просторная, на каменном фундаменте двухэтажная больница для обители. 8 сентября 1889 г. в обители открылась церковноприходская школа для девочек и при ней - приют для девочек-сирот. В школе ежегодно обучалось до 100 человек и более из мещанского и крестьянского сословий. В 1877 г. игуменья Антонина, будучи отличной золотошвейкой, лично принимала участие в шитье Самарского знамени, созданного по инициативе П.В. Алабина. Под этим знаменем русские и болгары сражались за независимость Болгарии от турецкого ига, оно стало символом единства славянских народов. При ней продолжались работы по благоустройству Сретенского храма. Умерла игуменья Антонина 3 января 1892 г. от чахотки и была похоронена под полом средней части каменного храма во имя Тверской иконы Божией Матери (против придела Архистратига Божия Михаила). Ее место на посту настоятельницы с 28 Марта 1892 г. заняла монахиня Феофания, бывшая казначея монастыря. 3 июля 1901 г. в обители была совершена закладка трапезного храма во имя Иерусалимской иконы Божией Матери. В 1908 г. монахиню Феофанию отстранили от должности и на ее место назначили игуменью Серафиму, в миру Анастасию Васильевну Миловидову, священническую вдову. Она возглавляла монастырь вплоть до революционных событий 1917 г. К этому времени монастырский комплекс включал в себя четыре храма. Каменный холодный трехпрестольный во имя Успения Божией Матери (до 1902 г. - Сретенский). Закладка храма состоялась 17 сентября 1858 г. Постройка храма началась под непосредственным надзором архитектора К.Г. Макера. Постройка храма продолжалась около 11 лет. Богослужение в храме началосъ с 1867 г. Храм Сретения Господня имел крестообразную форму, его величественные своды покоились на шести красивых колоннах. Он был увенчан куполом с пятью грушеобразными главами, из которых средняя особенно выделялась своими размерами. Храм имел три входа: с запада, юга и севера, которые были сделаны из белого камня, каждый вход имел 17 ступеней. Длина храма составляла более 20 саж., ширина - более 15 саж. и высота - до 20 саж. Композиционное решение и детали этого храма, построенного в русско-византийском стиле, явно указывают, что автором проекта был профессор архитектуры К.А. Тон, идеолог этого стиля. 9 мая 1902 г. епископ Гурий совершил освящение престола Сретенского храма в честь Успения Божией Матери. В 1929 г. президиум крайисполкома принял постановление о закрытии этого храма. В нем разместился гараж общества 'Транспорт'. Уже в 1930 г. Успенский собор был взорван и на его месте построен жилой дом бывших обкомовских работников. Каменный теплый храм, во имя Тверской иконы Божией Матери. В 1882 г. произошла закладка теплого каменного храма во имя Иверской иконы Божией Матери с приделом во имя Архангела Михаила. План и фасад храма разработаны епархиальным архитектором П.А. Иностранцевым при участии архиепископа Серафима. После смерти Иностранцева в 1886 г. храм строился под наблюдением епархиального архитектора Т.С. Хилинского. Главный престол был освящен 25 июня 1888 г., а придельный во имя св. Архистратига Божия Михаила - 29 июня 1888 г. По постановлению президиума крайисполкома в 1929 г. храм отдали под клуб завода 'Металлист'. Позже в здании храма разместился филиал №1 'Самараоблобувьбыта'. В 1995 г. его возвратили Тверской общине. Каменный храм при колокольне во имя свт. и Чудотворца Николая. С 1877 г. по 1882 г. над главными монастырскими воротами возводилась величественная, высотой 30 саж., каменная колокольня. По традиции Русской Православной Церкви в ее среднем ярусе устроили небольшую надвратную церковь во имя свт. и Чудотворца Николая. Каменный двухэтажный трапезный храм во имя Иерусалимской иконы Божией Матери. В 1900 г. в память 50-летия обители деревянный храм во имя Иверской иконы Божией Матери решено было разрушить и на его месте воздвигнуть каменный двухэтажный храм во имя Иерусалимской иконы Божией Матери. Сюда же предполагалось перенести общую обительскую трапезную. Храм строился по проекту и под наблюдением епархиального архитектора Т.С. Хилинского. 05 июля 1901 г. состоялась закладка здания. Храм построили и освятили в 1903 году. В его нижнем этаже размещались: пекарня, квасная, а также склепы для могил, а в верхнем - трапезный храм с престолом во имя Иерусалимской иконы Божией Матери, Рождества Иоанна Предтечи и свт. Феодосия Черниговского. В 1925 г. здание этого храма занял клуб водников, позже там разместился Дом науки и техники. В 1992 г. здание было передано Русской Православной Церкви. В нем был открыт храм во имя Иверской иконы Божией Матери, который явился первым храмом во вновь возрожденном монастыре. К 1917 г. в обители имелось несколько благоустроенных благотворительных учреждений: церковная школа, больница, приют для детей-сирот, странноприимный дом. В это время в обители проживало до 400 насельниц в возрасте от 10 до 100 лет. Монастырь славился также своим прекрасным хором, которым долгое время руководил Семен Федорович Соловьев. При монастыре имелись два кладбища, на которых были захоронены священнослужители, многие родовые дворяне и известные в Самаре люди (уцелела только могила губернатора П.В. Алабина). В 1919 г. монастырь как религиозный институт закрыли, но на его базе была создана швейная артель и зарегистрирована община верующих, в распоряжение которой перешли монастырские храмы. Большинство жилых корпусов монастыря уже с 1919 г. были заняты под квартиры рабочими 'Водосовета' и общества 'Металлист'. В оставшихся корпусах до 1929 г. проживали монахини. К началу 30-х гг. архитектурный комплекс монастыря утратил две основные доминанты - был взорван Успенский собор и разрушена 65-метровая колокольня. Возрождение монастыря началось в 90-е гг. В 1991 г. вновь организованной женской общине было возвращено здание трапезного храма. В обители активно проводится реконструкция храмов и построек, возведена звонница, восстановлена монастырская ограда с башенкой, как и была прежде. С февраля 1993 года возобновились богослужения в трапезном храме, освященном в честь Иерусалимской иконы Божией Матери. В 1995 г. возвращено здание Тверского храма. В 1994 г. община получила официальный статус монастыря, а настоятельница матушка Иоанна была возведена в сан игуменьи.воротами возводилась величественная, высотой 30 саж., каменная колокольня. По традиции Русской Православной Церкви в ее среднем ярусе устроили небольшую надвратную церковь во имя свт. и Чудотворца Николая. Каменный двухэтажный трапезный храм во имя Иерусалимской иконы Божией Матери. В 1900 г. в память 50-летия обители деревянный храм во имя Иверской иконы Божией Матери решено было разрушить и на его месте воздвигнуть каменный двухэтажный храм во имя Иерусалимской иконы Божией Матери. Сюда же предполагалось перенести общую обительскую трапезную. Храм строился по проекту и под наблюдением епархиального архитектора Т.С. Хилинского. 05 июля 1901 г. состоялась закладка здания. Храм построили и освятили в 1903 году. В его нижнем этаже размещались: пекарня, квасная, а также склепы для могил, а в верхнем - трапезный храм с престолом во имя Иерусалимской иконы Божией Матери, Рождества Иоанна Предтечи и свт. Феодосия Черниговского. В 1925 г. здание этого храма занял клуб водников, позже там разместился Дом науки и техники. В 1992 г. здание было передано Русской Православной Церкви. В нем был открыт храм во имя Иверской иконы Божией Матери, который явился первым храмом во вновь возрожденном монастыре. К 1917 г. в обители имелось несколько благоустроенных благотворительных учреждений: церковная школа, больница, приют для детей-сирот, странноприимный дом. В это время в обители проживало до 400 насельниц в возрасте от 10 до 100 лет. Монастырь славился также своим прекрасным хором, которым долгое время руководил Семен Федорович Соловьев. При монастыре имелись два кладбища, на которых были захоронены священнослужители, многие родовые дворяне и известные в Самаре люди (уцелела только могила губернатора П.В. Алабина). В 1919 г. монастырь как религиозный институт закрыли, но на его базе была создана швейная артель и зарегистрирована община верующих, в распоряжение которой перешли монастырские храмы. Большинство жилых корпусов монастыря уже с 1919 г. были заняты под квартиры рабочими 'Водосовета' и общества 'Металлист'. В оставшихся корпусах до 1929 г. проживали монахини. К началу 30-х гг. архитектурный комплекс монастыря утратил две основные доминанты - был взорван Успенский собор и разрушена 65-метровая колокольня. Возрождение монастыря началось в 90-е гг. В 1991 г. вновь организованной женской общине было возвращено здание трапезного храма. В обители активно проводится реконструкция храмов и построек, возведена звонница, восстановлена монастырская ограда с башенкой, как и была прежде. С февраля 1993 года возобновились богослужения в трапезном храме, освященном в честь Иерусалимской иконы Божией Матери. В 1995 г. возвращено здание Тверского храма. В 1994 г. община получила официальный статус монастыря, а настоятельница матушка Иоанна была возведена в сан игуменьи.