О храме
Кладбище с левой стороны Волынского тракта, на северном выезде из Твери формировалось как основное место погребения усопших жителей Заволжского посада на рубеже XVII-XVIII столетий. Приписанное к вновь образованному Благовещенскому православному приходу оно уже поражало посетителей высокими вековыми деревьями. В XIX столетии Волынское кладбище своей ухоженностью напоминало парк, в тенистых аллеях которого среди прекрасно выполненных гранитных и мраморных надгробий неторопливо прогуливались горожане. До времени русских революционных потрясений здесь находились склепы именитых тверских купцов - Арефьевых, Болдыревых, Светогоровых. Согласно некоторым данным, в этой земле похоронены члены семьи известного всей России фабриканта Саввы Морозова. А сколько было могил духовенства, дворян, мещан, служивых людей разных сословий, честно исполнивших свой долг и нашедших на Волыни последний приют до всеобщего Воскресения! Социальные бури XX века на время заглушили здесь пение панихид, развеяли запах ладана. Но это только усилило холодное дыхание смерти. За кладбищенской оградой в 30-е годы начинают возникать рвы. Из Калининского управления НКВД, находившегося в здании нынешней медицинской академии на улице Советской, сюда в темное время суток привозились и придавались земле тела тех, кто были неугодны властям и, попав в жернова репрессивного аппарата, становились его жертвами. Чекистская хватка немного ослабла, когда в Отечество нагрянул внешний враг - германский фашизм. Волынская земля в конце 1941 года вся была изрыта взрывами от перекрестных обстрелов. Здесь уцелело два-три дома, а на краю кладбища после освобождения города появилась братская могила советских воинов, павших в боях за Калинин. Сегодня ясно, что Волынское кладбище, по своей сути - святыня, связывающая эпоху царской России и советский период ее истории. Не раз высказывавшаяся идея о возведении храма на Волынском кладбище начала реализовываться благодаря энергии настоятеля прихода блаженной Ксении Петербуржской иерея Сергия Дмитриева. В 2003 году Русская Православная Церковь проводила юбилейные торжества, посвященные столетию прославления в лике святых преподобного Серафима Саровского. Именно тогда архиепископ Тверской и Кашинский Виктор благословил храмостроительство на Волыни в честь этого великого угодника Божия. Место выбрали на пустовавшей северной оконечности кладбища, у берега Соминки. В праздник Крестовоздвижения, 27 сентября силами неравнодушных людей здесь установили поклонный крест и каждую пятницу стали читать акафист батюшке Серафиму. Проект храма выполнил архитектор Валерий Курочкин на основе датированных 1671 годом обмерных чертежей деревянной церкви, которая стояла в погосте Нектарьево близ Твери, на реке Тьме. Замысел возродить новым строительством как бы два храма, волынский и нектарьевский, был очень хорош. Но стали считать требуемые 'кубы' леса, собранные средства, и отец Сергий покачал головой. Возможности возведения всего комплекса храма с колокольней не было, поэтому решили строить в первоначальном виде алтарную и центральную части. Уже 27 октября 2003 года по первому снегу владыка Виктор совершил чин закладки храма преподобного Серафима Саровского. В основание его алтаря поместили частицу мощей священномученика архиепископа Фаддея (Успенского), в годы своего служения возносившего молитвы ко Господу и на малороссийской, и на тверской Волыни. А духи злобы поднебесной не дремали. Закладной крест простоял всего два дня, был сломан неизвестными и выброшен в овраг у канала, проходящего здесь от ТЭЦ-3. Достали из воды и принесли его, словно израненного воина, местные мальчишки. С ненавистью ко Христу неоднократно спиливались намогильный крест у блаженной Варвары и тот, что был установлен на Крестовоздвижение. Но строительные работы все же начались. 1 августа 2004 года, в день обретения мощей преподобного Серафима, молебен служили на готовом фундаменте. За рядом ряд ложились 'венцы' деревянного сруба, возле него появилась небольшая сторожка. Стали приходить добровольные помощники, начала складываться община. По ночам дежурили те, кто мог. Так 22 ноября пресекли первую попытку поджога нового храма, найдя заранее спрятанные канистры. Но беда не приходит одна. 13 января 2005 года, накануне первой службы в день преставления Преподобного, храм все-таки был подожжен юнцами-сатанистами. Огонь, сильно повредивший его изнутри, чудом не коснулся алтаря и двух простых бумажных икон - Божией Матери и Серафима Саровского. На весть о поджоге православного храма в Твери, мигом разнесшуюся по центральным телеканалам, с предложениями о помощи откликнулись многие. Люди приезжали из других городов, звонили, просили передать сюда деньги, старинные иконы. Поступившие пожертвования позволили не только начать восстановление, но и, используя современную кирпичную кладку, завершить общее возведение храма Серафима Саровского со стройной колокольней в формах XVII века. 14 июня 2005 года при устройстве нового фундамента трапезной части, на том самом месте, где находилось сильно пострадавшее от огня и разобранное после январского пожара крыльцо, ковш экскаватора с глубины 1, 5-2 метров извлек на поверхность земли останки более семи десятков человек. Плотность захоронения оказалась очень велика, так как они покоились всего в 4-х кубометрах земли. Хорошо сохранились не только кости, но даже фрагменты обуви (кирза, галоши кустарного производства) и одежды. На срезе грунта было видно: слой останков лежит под притвором храма, находившимся в очаге возгорания. Стал очевиден промысел Божий. Ведь преставление святого старца Серафима открылось начавшимся пожаром в его келии. Так и поджог Серафимовского храма на Волынском кладбище позволил ровно через пять месяцев обнаружить останки безвинно убиенных. Прокуратура Заволжского района Твери возбудила уголовное дело по статье 105 УК РФ (убийство). Специалистами судебно-медицинской экспертизы после исследования вещественных доказательств было дано заключение, в котором останки идентифицированы как принадлежащие людям, погибшим насильственной смертью в результате пулевого ранения в голову. Время их нахождения в земле составило 50-70 лет, что совпадает с периодом массовых репрессий. 30 октября 2005 года в храме преподобного Серафима Саровского состоялось отпевание страдальцев, а на его западной стене, над местом страшной находки была открыта мемориальная плита в память о безвинно убиенных в 30-х-50-х годах XX века. Сегодня здесь, на литургиях в храме преподобного Серафима Саровского совершается Бескровная Жертва и возносятся молитвы об упокоении от безбожной власти пострадавших. Не так давно сюда вернулась словно в родной дом икона Казанской Божией Матери, пребывавшая в Успенской церкви на Соминке до ее разрушения. Перед взрывом почитаемый образ Богородицы передали в калининскую соборную церковь 'Белая Троица'. Так святыня сохранилась до наших дней. 4 ноября 2005 года, в праздник Казанской иконы Божией Матери, скорым заступничеством Которой в Смутное время русская рать после общего моления и трехдневного поста освободила столицу от польско-литовских захватчиков, в Твери состоялся общегородской крестный ход. На редкость погожим днем Казанская (Волынская) икона Богородицы была перенесена из Воскресенского кафедрального собора в храм преподобного Серафима Саровского. В июле 2006 года завершились работы по ее реставрации. Казанский образ Небесной Владычицы в новой ризе, мастерски выполненной торжокскими золотошвеями, и резном киоте занял достойное место в церковном убранстве. Пред ним по воскресеньям священники прихода блаженной Ксении Петербуржской служат водосвятные молебны. Вера без дел мертва, а значит, будут воплощаться в жизнь новые замыслы. Среди них - создание на месте захоронения жертв репрессий мемориального комплекса и облагораживание всей территории Волынского кладбища. В каком виде это осуществится, покажет время. Первый краеугольный камень будущего мемориала - сам храм-памятник, промыслительно возведенный словно в раннехристианское время на могиле мучеников. В храме на Волынском кладбище сегодня возжигаются свечи у киота с образом преподобного Серафима. Саровский чудотворец - наш ходатай пред Небесным Престолом. Его молитвами возрождается тверская Волынь.