О храме
В начале 17 века окрестности Селижарова подверглись сильнейшему разорению от польско-литовского нашествия. Писцовые книги особо отмечают запустение богатого урочища Сухошины. Все деревни в окрестностях Сухошин были выжжены, люди уничтожены. Но Сухошины восстали из пепла. Крестьян завозили из других губерний по четыре семьи в каждую деревню. Первое упоминание о Сухошинах (Сухомшинах) относится к 1664 году. В указе царя Алексея Михайловича о сборах в государеву казну деревня названа «пустошью, что было село Сухошино…» Село и близлежащие земли принадлежали Троицкому монастырю в Селижарове. В селе размещался скит старцев и монастырский двор, в котором жили монастырские слуги. Они собирали оброки, вели наблюдение за работой крестьян. Часть крестьян принадлежала графам Шереметьевым, которые владели этими поместьями около 200 лет. Но Шереметьевы передали свои земли Московскому странноприимному дому, чем и облегчили участь своих крестьян. При отмене крепостного права крестьяне были приравнены к государственным, и их надел достигал 9 десятин на душу. Крестьяне жили хорошо. Следующее упоминание 30 июля 1690 года гласит, что «Милостию митрополит Казанский и Свияжский по повелению Великих Государей, царей и Великих князей Иоанна Алексеевича и Петра Алексеевича всея Великая и Малая и Белая России самодержцев Ржевского уезда Селижарова моанастыря игумена Феодосия с братией благословил, велел им на новую церковь лес готовить и в том лесу во Ржевском уезде в Волговской волости, в вотчине их, в селе Сухошине на старом церковном месте построить новую церковь во имя Преображения Господа нашего Иисуса Христа. Один престол, а верх на той церкви сделать почину против прочих деревянных церквей и алтарь сделать круглый тройной, а в церкви в алтарной стене царские двери были б посреди, а по правую их сторону южные, а по левую северные, а подле царских по правую сторону, меж южных, вначале, поставить образ всемилостивого Спаса, а подле Спасова образа поставить образ настоящего того святого храма, а по левую сторону царских дверей, меж северных, вначале, поставить образ пречистой Богородицы и иные образы по чину, а как та церковь построена и к освещению изготовлена будет, и о освящении той церкви, и о антиминсах святым и кому святить впредь бить челом на Москве». Из этого уникального документа мы узнаем, что храм начал строиться по указу будущего самодержца Петра 1, строиться особым образом, не как другие деревянные церкви, и на старом церковном месте. Это означает, что храм в Сухошинах существовал до польско-литовского нашествия. В 1777 году церковь сгорела и в 1778 или 1779 году была восстановлена с отдельно стоящей деревянной колокольней. Восстановлена очень быстро тщанием прихожан – холодная, деревянная, во имя Преображения Господня с холодным же приделом во имя Святителя Николая. Два купола были покрыты жестью, покрашены, звезды позолочены. Были в церкви и статуи: Иисуса Христа в терновом венце и Нила Столобенского. На западной стороне, над проходом, возвышались деревянные хоры с точеными позолоченными решетками. Ведомости о церквах Осташковского уезда за 1862 год сообщают, что «при сей церкви находится деревянная часовня в деревне Подберезье во имя Преображения Господня, построена издавна среди деревни, неизвестно по какому случаю…» Прошло сто лет после восстановления сгоревшей церкви. Деревянная церквушка стала «ветха основанием, покачнулась на левую сторону». По проекту 1877 года предполагаемая церковь включала в себя пятиглавый основной объем, большую трапезную и колокольню. Однако вместо четырех маленьких главок по углам четверика были поставлены две, предположительно над алтарями трапезной. В 1883 году были освящены два алтаря в теплой части нового кирпичного храма белого цвета – во имя Святителя Николая и Космы и Дамиана Асийских, а в 1885 – главный холодный Преображенский храм. Примерно к тому же времени относится строительство колокольни. Храм был построен на средства прихожан. Как утверждала Тихомирова Анастасия Леоновна, жительница деревни Подберезье, кирпичи для ее строительства передавались по цепочке из рук в руки из города Ржева почти за сотню километров. Однако, по словам Смирновой Любови Васильевны, жительницы села Сухошины, кирпичи изготавливались на месте. Утверждение Анастасии Леоновны больше похоже на легенду, но, возможно, обе они правы: первоначально кирпичи передавались из Ржева, а позднее стали изготавливаться на месте. Выстроенный храм получил эклектичный характер. В декоре были использованы элементы ампира и псевдорусского стиля. Трапезная функционировала в зимнее время. Иконостасы левого и правого приделов зимней церкви разделял вход в летнее помещение, который в зимнее время закрывался иконами. В 1929 году в Сухошинах развернулись драматические события. Этот год известен из истории правления Сталина как год великого перелома. Началось жесточайшее наступление на православную церковь и русское крестьянство. 19 августа, в главный праздничный день года для местных жителей, - Преображение Господне, сельсоветчики, желая отвлечь народ от религии, устроили «альтернативные» мероприятия – демонстрацию и праздник коллективизации. 21 сентября, в праздник Рождества Богордицы, после службы прихожане битком набились в построенную на их средства церковную сторожку, в которой находилась и крестильня. Дело в том, что сельсовет отбирал сторожку у церкви для устройства там избы-читальни. Верующие были полны решимости отстоять сторожку, а самым горячим среди них был псаломщик Василий Крестников. Были арестованы, осуждены и отправлены в Котлас священник Вениамин Таиров и псаломщик Василий Крестников. Священника в заключении пытали голодом и холодом, подвешивали вниз головой, требовали отказаться от веры в обмен на жизнь, а потом расстреляли вместе с другими осужденными. Эшафот был устроен так, что после расстрела тела падали в воду и тонули, и только тело Вениамина Таирова не утонуло, река понесла его вдоль берега, его выловили и захоронили. Ему было 47 лет. Один из свидетелей смерти отца Вениамина после ареста пришел в Сухошины и рассказал об увиденном. Василий Крестников вернулся через восемь лет. Он не видел, как из церковной сторожки-крестильни была устроена изба-читальня, как в следующем же, 1930 году, была разобрана до основания колокольня и белая кирпичная ограда. Не видел он, как закрыли в 1935 году Сухошинский храм. Семья сосланного священника осталась без крова: жену и детей выгнали из дома, а сам дом продали. Несчастных не приняли даже родственники. Были арестованы дьякон, отец Николай Серков (ему было около 70 лет), и псаломщик Федор Павлович Сенев. Только год пробыл Василий Крестников на свободе. Известно, что трудился он в рыболовецкой артели на Селигере. В 1938 году вновь арестован и расстрелян. При аресте не смог стерпеть, когда при обыске стали топтать Евангелие, и сказал что-то резкое. Учительницей местной школы Ежовой Евдокией обманом были собраны подписи у жителей деревни Плоское о закрытии храма. Крестьян заставили расписаться на пустом листе бумаги. Действительно, вскоре церковь была закрыта, церковное имущество увезли на телегах, много икон сожгли, кресты и колокола скинули. После закрытия храма священник Александр Зибайло тайно крестил детей и проводил службу у себя дома. Прихожане после закрытия тут же начали ходатайствовать об открытии храма. Собралась 'двадцатка'. Людей «обрабатывали», например, мать малолетних детей некоторое время держали в холодном амбаре. Многих запугали, и они под давлением властей пошли на попятную и убрали свои фамилии из списка. Так попытка вновь открыть храм сошла на нет. В церкви устроили клуб и проводили танцевальные вечера. Сцена размещалась в зимней части храма слева. Особенно запомнился приехавший из Москвы цирк с дрессированными обезьянкамию В правой части в алтаре сделали библиотеку, но там уже не было книг, принадлежавших храму. Местные жители рассказывают, что в храме хранились книги времен Ивана Грозного. В летней части разместился сельский совет. Секретарь сельсовета до глубокой ночи работала в церкви. В полночь под сводами храма слышалась Херувимская песнь и ангельское пение. Женщина была в ужасе, и тогда сельсоветчики решились позвать 'бабку', чтобы 'расколдовать' здание. Но песнопения продолжались, и все-таки пришлось сельсоветчикам убраться из храма. После этого в церкви была устроена конюшня, потом колхозный склад удобрений и иногда загоняли на ночь колхозных телят. Но верующие люди хотели участвовать в богослужениях, и молитвы им некоторое время читала Агафья Гавриловна Смирнова (та самая 'бабка'). Во время Великой Отечественной войны в Сухошинах находился штаб фашистских войск. Многое могут рассказать местные жители об этом времени. Рассказывают со слезами на глазах. Село фашисты взяли без боя. В помещении школы устроили госпиталь. Однажды немцы веселились и стреляли по храму из пушки, но только один снаряд повредил лишь угол фундамента. Немцы стояли в селе около трех месяцев, начиная с октября 1941 года, и новый год здесь встретили. Умерших хоронили на местном кладбище. Одного своего офицера захоронили прямо внутри церкви, разобрав полы и вырыв могилу. На могиле поставили фикус. Позднее крестьяне перенесли его тело на местное кладбище. Перед уходом немцы собирались сжечь село, начали с дома, где находилась аптека. Хозяйка на коленях умоляла коменданта не жечь дом. Тогда комендант приказал собрать женщин, чтобы они вынесли медикаменты из дома в огород. Медикаменты были сожжены, а на этом месте долго не росла трава. Село осталось целым. После Великой Отечественной войны Татьяна Игнатьевна из деревни Куричено поехала в Москву хлопотать об открытии храма. В Москве дали разрешение. Руководство страны признало, что Православие помогло победить в войне. Однако председатель местного колхоза Сенев Н.Ф. наложил запрет на это разрешение и через некоторое время умер от несчастного случая. Избе-читальне была передана некоторая церковная утварь. Избач (библиотекарь) был пройдохой и пьяницей, он менял эти бесценные вещи на самогон. Смерть свою он нашел в бочке с брагой: утонул, когда хотел зачерпнуть очередную кружку. Местный поэт написал по этому поводу ироническую 'Оду на смерть избача'. Многие люди, отошедшие от Бога, осквернившие тем или иным образом Спасо-Преображенскую церковь, бесславно закончили свою жизнь. Если до войны в селе Сухошины было 43 дома, более 200 жителей, то сейчас около 10 домов. Богоборческая власть оказалась равносильной польско-литовскому нашествию 17 века или Чернобыльской аварии. Но в последние годы дачники покупают и ремонтируют дома, отстраивают новые. Поселяются в деревнях и беженцы. Многие местные жители помнят, как в начале перестройки двое мужчин в сухошинском магазине собирали подписи за восстановление церкви. Неизвестный упросил библиотекаря из деревни Филистово отдать ему оригиналы проекта храма, обещал вернуть. Больше этих людей здесь никто не видел. Очередная попытка восстановить храм начата в 2000 году. В 2001 было получено благословение на восстановление храма оптинского старца схиигумена Илия и архиепископа Тверского и Кашинского Виктора. 19 августа того же года прошел первый после 66-летнего перерыва водосвятный молебен с крестным ходом. За месяц до молебна жители деревни Полоновка всю ночь наблюдали, как семь свечей горели на воде небольшой речки. Об этом явлении писали местные газеты. Людей на молебне было так много, что храм не мог вместить всех желающих. Реставрационные работы начались 18 августа 2002 года. 13 октября 2003 года на храме был воздвигнут крест, а 15 октября 2006 отслужена первая Литургия. История храма продолжается.