О храме
Когда-то, должно быть, еще до татаро-монгольского нашествия, близ села существовал монастырь. Самого села, понятно, в то время не было. Только название поймы по реке Рачайне – Игуменов луг да холодный прозрачный родничок, именуемый в народе Святым ключиком, напоминают нам об этом предании. Возле Святого ключика, веками бьющего из недр холма, в роще, именуемой Золотой дачей, можно при раскопках найти фундамент храма, построенного, вероятно, по типу корабля, кормой – на восток (престол монастыря). Возможно, монастырь был разорен татарами. Более точных сведений о нем не сохранилось. В пользу версии о монастыре говорит еще тот факт, что в окрестностях Страшевич, вдоль реки Рачайны бьет несколько ключей – родничков, но только этот называют Святым. Итак, Святой ключик и Игуменов луг – последняя память, следы древнего монастыря, фундамент которого могут обнаружить будущие археологи. В Страшевичах было две церкви, каменная – в центре, датируемая концом 18 в., деревянная – на кладбище. На горе, где сегодня находится больница, стояло большое, красивое здание усадьбы помещиков Шахмановых - Давыловых, дальних родственников героя войны 1812 ода Дениса Давыдова. В престольные праздники помещик Шахманов на тройке лошадей в красивой карете совершал выезд в центр Страшевич к церкви, где служба начиналась только по его прибытии. Очевидцы вспоминали, что собравшийся у храма народ ждал и слушал, не раздастся ли хрустальный, переливистый звон колокольцев – бубенцов по дугами рысаков помещика. Это был сигнал к началу службы. По тракту Торжок – Ржев, в сторону Луковниково, где находится деревня Заря, существовало поместье Голубово, имение Наркевич. Помещице Наркевич принадлежала деревянная церковь на кладбище, под ней помещался фамильный склеп с гробами умерших членов семьи Наркевич. В 30-е годы ХХ в. представителями советской власти он был вскрыт и разорен. Главную церковь обслуживал большой притч: 3 священника, 2 псаломщика и дьякон. В храме был организован хор, приглашался регент, певчие набирались из учащихся, обладавших слухом и голосом. В церкви хранилась летопись села… Церковь села Страшевичи представляет собою уникальное явление. Во-первых, поставлена она на месте другой, более старинной, деревянной. В 60е – 70е годы 18 века был заложен один придел ее. Колокольни – звонницы еще не было. Позднее появилась и она. В храме было три престола: холодный Рождества Богородицы, теплые Пророка Илии и Святителя Николая. Под церковью был выкопан подземный ход (на случай войны), выводивший к реке Рачайне (место сегодняшнего обрыва у плотины). Вокруг церкви хоронили знатных особ. Например, у заднего крыльца, чуть подальше его, был склеп Шахмановых-Давыдовых. Несколько десятилетий назад еще можно было обнаружить возле церкви надгробья – камни со старинными надписями: здесь похоронен бригадир Петровских времен; современница Лермонтова, одна из его увлечений; родственник архитектора Львова и т.д. Как правило, у церкви покоился и прах ее служителей. Здесь нашел свой приют и последний священник прихода Ефрем Беневоленский. Церковь славилась в округе малиновым звоном своих колоколов, церковными драгоценностями. Веками их жертвовали купцы, помещики, знатные люди нашему приходу. И колокола, и драгоценности были изъяты советской властью в 37-38 годах, когда закрывали церковь. С этого момента Начинается печальный процесс ее разрушения. Каменной громадиной стоит она в центре села, укоряя людей за бездушие. Смывают дожди ее росписи-иконы, писаные церковным живописцем бродячей артели Старицкого уезда Петром Ефремовичем Жуковым, самобытным мастером из г. Старицы. Богатое село щедро и широко отмечало престольные праздники. Четыре раза в год в эти дни устраивались многолюдные ярмарки. На них съезжались торговцы из ближайших городов, прасолы и крестьяне за 40-50 верст. Первая ярмарка – в день празднования Николая Чудотворца (по старому стилю – 9 мая). На не преобладал повседневный материал и предметы домашнего обихода: горшки, корзинки, ложки и т.д. Вторая – в Девятую пятницу после Пасхи в честь святой Прасковьи. На ней продавался и закупался домашний скот. Третья проходила в 8 сентября в честь Рождества Богородицы. Торговали только что полученным урожаем и скотом. Четвертая же (небольшая) происходила около кладбищенской церкви, посвященной Казанской Богоматери (8 июля). Продавали ягоды, летние яблоки, овощи с огорода…