Для работы сайта требуется использование файлов cookies. Полные правила использования сайта и обработки персональных данных
Хорошо

Настоящий подарок с любовью и заботой! Подарите вашему близкому Именной Сертификат о том, что за него была подана записка и отслужен Молебен о его Здравии и Благополучии всем Святым в Даниловом монастыре. Подать записку на молебен и получить Сертификат. Пример Сертификата можно посмотреть ЗДЕСЬ

Адрес электронной почты
Пароль
Я забыл свой пароль!
Входя при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами
Имя
Адрес электронной почты
Пароль
Регистрируясь при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами

Подробная информация

О храме

На месте нынешней Богословской церкви в старину существовала 'Богословская пустынь', или Иоанно-Богословский (Иванов) мужской монастырь. Кем, когда и по какому случаю он был основан - неизвестно; но эта обитель существовала в 16 столетии, до литовского разорения, и литвой в 1604 г. он был разорен и сожжен, что видно из грамоты, данной в 1689 г. царями Петром и Иоанном Алексеевичами Борисоглебскаго Новоторжскаго монастыря Тарасию (1682 - 1695). В этой грамоте, между прочим, говорится, что указом великаго государя Михаила Федоровича в 7171 (1613) майя 17-го, по челобитью Борисоглебского монастыря архимандрита Ионы (Волкова, уроженца г. Торжка) с братиею, отдан был храм Иоанна Богослова (за посадом на вспольи) с землею и угодьями, ему принадлежавшими (4 пустоши и пах. земля) Борисоглебскому монастырю. О Богословской церкви в царской грамоте Михаила Федоровича сказано: 'и ныне де (1613 г.) тут храма нет, а пустоши Ернушкино, Офремово, Медведково и Барышники) лежат пусты, не владеет ими никто'... Архимандрит Иона построил на месте прежде бывшей монастырской Богословской церкви - храм во имя святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова 'по прежнему'. Этот храм существовал до 1686 года, когда по царской грамоте за ветхостью велено было его уничтожить. На месте престола упраздненнаго храма был поставлен каменный крест со следующею, высеченной на нем, надписью: 'Водружен сей святой крест на месте церкви святого апостола Иоанна Богослова, которая с сего места, ради пустоты, снесена, и построена, по благословению Преосвященнаго Корнилия, митрополита великаго Новаграда г. Великих Лук, вместо ея в Новоторжском Борисоглебском монастыре, на святых воротах, каменная в приделе, 1686 г. при архимандрите Тарасии'. Этот крест стоял на месте бывшей монастырской Иоанно-Богословской церкви до 1778 года, т.е. до постройки нынешней кладбищенской Богословской церкви, и ныне находится в восточной алтарной стене, снаружи в упомянутой (Богословской) церкви. В Борисоглебском Новоторжском монастыре на память о Богословской церкви на святых вратах, где ныне храм Нерукотвореннаго Образа Спасителя, существовала трехпрестольная церковь (Воздвижения честнаго креста, святого Николая и Иоанна Богослова). Ныне существующая на городском кладбище церковь, посвященная святому апостолу и евангелисту Иоанну Богослову, построена по благословению Тверского архиепископа Платона (впоследствии Московского митрополита) купцом Иваном Иаковичем Морозовым и освящена была в 1782 году. Кладбище для затверецкой части (для прихожан Собора, Благовещенской, Воскресенской, Вознесенской, Пятницкой, Богоявленской, Георгиевской, Знаменской, Успенской и отчасти Сретенской, Климентовской и Иоанно-Предтеченской церквей), по ходатайству граждан г. Торжка было открыто в 1772 г. Побуждением для храмоздателя Ив. Ак. Морозова посвятить кладбищенскую церковь святому Иоанну Богослову, кроме того, что здесь существовал Иоанно-Богословский монастырь, было и то, что как он, так и его сын получили при святом крещении имя святого апостола. Кроме того, Императрица Екатерина II, во время проезда из Москвы в Санкт-Петербург, принимала г. Морозова, как известнаго Ей своею благотворительностию, выслала ему из Старицы для новостроющагося храма икону святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова; икона эта помещена в иконостасе над могилой сына Морозова, 15-летняго отрока Иоанна, надмогильная плита коего находится ныне вне храма при южной двери, при входе в церковь. В воспоминание царскаго дара иконы (святого евангелиста Иоанна Богослова) ежегодно, 8 мая, совершается крестный ход из Борисоглебскаго монастыря в кладбищенскую Богоявленскую церковь. Длина Богословской церкви 11 1/2 саженей, шиоина - 8 саженей, высота 13 саженей. В 1865 году на средства церковного старосты, Новоторжского почетного гражданина Якова Никит. Уварова в церкви был произведен значительный ремонт. На плафоне трапезы живописцем (из г. Старицы) Николаем Мишуриным написана картина Воскрешения мертвых: по гласу трубы архангела усопшие выходят из своих мест, находящихся на Богословском кладбище; на картине точно воспроизведены кладбищенский храм (Иоанна Богослова, Иоанна Дамаскина и пр. Марии Египетской), а также кресты и памятники, расположенные вокруг церкви. Кирпичный пол в церкви заменен деревянным; престол устроен из кипарснаго дерева. Все иконы (20), писанныя в 1781 году, за исключением только иконы преподобного Иоанна Дамаскина, были возобновлены живописцем за 1000 рублей. В благодарность Якову Уварову за возобновление им храма, испрошено разрешение у архиепископа Филофея освятить кладбищенскую церковь в честь святого апостола евангелиста Иоанна Богослова и брата его святого апостола Иакова Зеведеева, имя которого носил Яков Никит. Уваров; возобновленный храм был освящен 30 апреля 1867 года. Первым священником при Богословской кладбищенской церкви был Михаил Косьмин, сын священника Благовещенской Новоторжской церкви отца Косьмы Андреева; отец Михаил в 1791 году овдовел и в 1799 году умер; единственная его дочь Анна вышла замуж за священника Александра Смирнова, заменившаго отца Косьму Андреева при Благовещенской (Архангельской) церкви. Вторым священником был до 1815 года Георгий Никитин, считавшийся вместе и священником городской Мироносицкой церкви до ея упразднения (1814). В 1815 году, по смерти отца Георгия, Иоанно-Богословская церковь была причислена к Преображенскому собору; в ней служил соборный причт до 1826 года, а в этом году указом консистории 26 апреля 1826 года к кладбищенской Богословской церкви определен священник Иоанн Ант. Соловьев, но с тем, чтобы он считался священником церкви села Упирвич, так как с 1815 года при Богословской церкви был закрыт самостоятельный причт. Отец Иоанн Соловьев, в ознаменование своей 25-летней службы при Богословской церкви в 1848 году и в память своих умерших 3-х сыновей, пожертвовал 200 рублей и расположил граждан к пожертвованиям (более 2000 рублей) для возстановления самостоятельнаго прихода. В 1855 году Священным Синодом был снова открыт при Богословской церкви причт и эта церковь была отписана от Упирвичского храма. Заместителем священника Иоанна Соловьева был его зять Михаил Клопский; сам же отец Иоанн Соловьев перешел к кладбищенской церкви (Неопалимыя купины) в Тверь, где также исхлопотал открытие самостоятельного причта. Священник Соловьев умер 84-х лет 10 мая 1875 года. Священник Михаил Клопский умер 1 марта 1890 года, вышедши за штат в 1887 году; его приемником был сын его Михаил Клопский, студент семинарии. Умер в 1889 году 24-х лет. На его место назначен Иоанн Некрасов, студент семинарии, рукоположенный сначала 24 июля 1883 года в село Хлепень, Зубцовского уезда, а в 1889 году перемещенный к Новоторжской кладбищенской церкви. Богословская церковь была закрыта в 1940 г. со временем она обветшала. В 1990 г. по инициативе Раисы Николаевны Мальхановой началось восстановление храма. В 1993 г. храм был освящён и вновь открыт для богослужений.

Контактная информация