О храме
Котловановская церковь имеет давнюю и богатую историю, берущую свое начало в XV – XVI веках. Уже те времена здесь существовала Пятницкая приходская деревянная церковь, которая могла располагаться как на правом, так и на левом берегу реки Кемки. По истечении определенного промежутка времени церковь ветшала, и ее отстраивали вновь. Современный храм Святой Великомученицы Параскевы Пятницы – четвертое по счету здание приходской церкви в деревне Котлованово. В 1834 году Валдайская помещица Прасковья Петровна Бутенева (сестра владелицы Тимковской усадьбы Елизаветы Бутеневой), в замужестве Щербова, обратилась к епархиальному начальству с прошением о постройке в собственном имении в селе Котлованове каменной трехпрестольной церкви Св. Параскевы Пятницы, взамен пришедшей в ветхость деревянной приходской, выстроенной в 1793 году и выдаче ей для этого сборной книги. Разрешение Высокопреосвященного Серафима, митрополита Новгородского и Санкт-Петербургского последовало уже в январе 1835 года. Но канцелярская волокита длилась еще три года, и только в январе 1838 года было положено начало строительства каменной церкви. После смерти Прасковьи Петровны строительство церкви продолжил ее муж – подполковник корпуса инженеров путей сообщения Щербов Михаил Михайлович. Позднее он женится во второй раз на Ефросинье Тимофеевне. Подрядчиками на строительстве в разные годы были осташковский мещанин Николай Гаврилович Филошин, новоторжский мещанин Федор Якимович Калинин, бежецкий мещанин Михаил Петрович Бардин, крестьянин Валдайского уезда Михаил Никитин, крестьянин Тверской губернии Данила Григорьев. В селе Котлованове на то время была еще одна каменная церковь с деревянным куполом Знамения Божьей Матери, которая стояла на кладбище и была построена помещиком Федором Степановичем Бутеневым. На время строительства Пятницкой церкви она заменяла приходскую и в ней проводились службы. До настоящего времени эта кладбищенская церковь не сохранилась. Строительство нового каменного храма начато при отце Гаврииле Иоанновиче. Строительство затянулось на полвека, и Г. И. Рождественский не дождался его окончания, но присутствовал при освящении первых двух теплых пределов во имя Святого Николая (южный) и пророка Илии (северный) 4 и 5 октября 1887 года, будучи уже с 1885 года заштатным священником. Г. И. Рождественский исполнял обязанности Настоятеля до конца дней своих. Умер он 2 мая 1890 года и похоронен рядом с женой на кладбище у самых стен Котловановской церкви Святой Великомученицы Параскевы Пятницы. После отца Гавриила Настоятелем Котловановской церкви стал священник Михаил Либеровский. Завершение строительства церкви и ее освещение происходило, видимо, при нем. Для окончания строительства в 1886 году была создана строительная комиссия под председательством помещика Петра Михайловича Щербова. Подряд на отделку церкви взял крестьянин Семен Григорьев. Иконостас храма сооружен в 1890-94 гг. по проекту художника петербургской Академии художеств Федора Ивановича Братского. Федор Иванович не успел закончить заказ и роспись Иконостаса. Исполняли работу монашки-художницы из Ригодищенского женского Богородице - Рождественского монастыря. В 1897 году ими были выполнены 23 иконы для Иконостаса, а в 1911 году – росписи на стенах. Руководила работой рясоформная монахиня Евдокия Матвеева – заведующая иконописной художественной монастырской мастерской. Контроль вела сама начальница женской общины Анастасия Александровна Рябцова. Столярные работы по иконостасу выполнил крестьянин Василий Степанов, резные и позолотные работы – мещанин Опеченского Посада Михаил Козьмич Булин. Работы были завершены в августе 1897 года и главный престол освятили 28 сентября того же года. Котловановская церковь в честь Великомученицы Параскевы Пятницы действовала до 1941 года – дольше всех в Бологовском районе. И открылась вновь она раньше всех в районе – в 1944 году, ввиду многочисленных просьб жителей. На клиросе с 1944 по 1957 год читала монахиня Параскева Федоровна Добродумова, одна из последних монахинь Ригодищенского монастыря, которая поступила в обитель еще в 1900 году пятнадцатилетней девочкой. После разгона обители в 1928 году она жила у родственников в Валдае, но при первой возможности уехала на родину. Она была в Котлованове и старостой, и чтецом, и просвирницей. Священников сменилось в Котлованове, как и в большинстве приходов в послевоенную пору, немало. Но, так или иначе, храм дожил до декабря 1957 года. В середине 1960-х годов в здании церкви разместился магазин. Затем, спустя лет двадцать, летняя часть храма сгорела. Склад пробыл в уцелевшей половине, в трапезной, еще несколько лет, а в 1990-х годах началось возрождение храма. Благодаря стараниям Сергея Ивановича Ступицкого, художника-иконописца из Санкт-Петербурга, молодого человека (ему сейчас немного за тридцать), председателя СПК «Воля» Капралова А. Е., Главы администрации Тимковского сельского округа Ричик В. Н., предпринимателей Зориных и жительницы деревни Котлованово Павловой Н. И. восстановлен один из пределов – во имя пророка Илии, подключено электричество, сооружена лестница в колокольне, отремонтировано перекрытие, перегородка между престолом и летней подкупольной частью храма. Сергей Иванович Ступицкий собирал в городе Великом Новгороде исторические материалы, сам занимался строительными работами и проделал значительную их часть. Покрыта крыша, застеклены окна. В храме уцелели полы, сохранились своды с остатками росписей. Совершенно уникальны две старинные печи, обогревавшие теплую часть храма, они и поныне служат. В храм собраны сохранившиеся иконы. В конце 90-х годов работы по восстановлению храма прекратились из-за нехватки средств, но денежные пожертвования собираются, так как до конца всех восстановительных работ еще очень далеко. Однако служба уже идет. Примерно раз в месяц в церковь приезжает отец Сергий (Рачев), настоятель Мшенской Пятницкой церкви Бологовского района.