О храме
Вифлеем — священный для христиан город, второй по значимости после Иерусалима, здесь, согласно Евангелию, родился Иисус Христос. В Вифлееме родился и был помазан на царство Давид
Вифлеем — город в Палестинской автономии, на территории Западного берега реки Иордан, в исторической области Иудея, столица провинции Вифлеем; центр палестинской культуры, паломничества и туризма.
Вифлеем расположен примерно в 8 км к югу отИерусалима и в настоящее время фактически граничит с ним.
В городе проживает одна из старейших христианских общин в мире, хотя в последние годы её численность сократилась вследствие эмиграции.
Вифлеем в Библии
Ветхий Завет
Вифлеем упоминается в Священном Писании как «дом Давида» или Ефрата (Эфрата, ивр. אפרתה, плодоносный).
Около Вифлеема умерла при родах Вениамина Рахиль, одна из двух жён патриарха Иакова, её гробница до сих пор здесь почитается.
Здесь родился царь Давид, и здесь он был помазан на царство пророком Самуилом.
В Вифлееме и его окрестностях происходит действие Книги Руфь (Руфь.1-4). Также город упомянут в Книге Иеремии.
Новый Завет
Вифлеем наиболее известен тем, что в этом городе, согласно Евангелиям, произошло Рождество Иисуса Христа.
Волхвы увидели звезду над городом и пришли поклониться будущему Царю, принеся дары: золото как Царю, ладан как Богу и смирну как Человеку.
Однако после того, как царь Ирод приказал убить всех младенцев мужского пола, Святое семейство покинуло Вифлеем и скрылось в Египте.
История города
Вифлеем, небольшое селение в Иудее, пережил в целом те же исторические события что и вся Святая земля, поэтому для подробного ознакомления следует обратиться к истории Израиля.
Древний период
Вифлеем — один из самых древних городов на Земле. Основан примерно в XVII-XVI вв. до н.э. в земле Ханаанской.
Сначала в городе проживали хананеи, после — иудеи.
Византийский период
В Вифлееме во II в. после второй римско-иудейской войны, на месте Рождества Иисуса Христа, римляне поставили святилище Адонису, которое простояло до посещения Палестины св. Еленой, матерью первого императора-христианина Константина.
На месте языческого святилища в 326 г. был построен первый христианский храм.
Во время восстания самаритян Храм Рождества Христовабыл разрушен, но после его подавления Юстинианом Великим в 529 г., здание было восстановлено.
В 614 г. город был захвачен персами, но Храм устоял.
В 637 г. Вифлеем был захвачен мусульманской армией, однако, второй халиф ислама Умар ибн Хаттаб оставил Храм во владении христиан.
Период крестоносцев
Несколько веков Святая земля находилась под влиянием мусульман, что вызывало недовольство в христианской Европе.
В 1095 г. по инициативе Папы Римского Урбана II был организован Первый крестовый поход. Главной его целью было освобождение Иерусалима, Вифлеема иНазарета.
В 1099 г. Иерусалим был взят крестоносцами, и три самых святых для христиан города вошли вИерусалимское королевство, которое просуществовало до 1291 г., несмотря на то, что сам Иерусалим был взятСаладином ещё в конце 1187 г.
Хотя сам Саладин и его потомки весьма толерантно относились к христианам, и был даже открыт свободный доступ всем христианским паломникам в Святую землю, крестоносцы неоднократно предпринимали попытки захватить Иерусалим.
Османский и египетский период
С 1517 г. до конца Первой мировой войны Иерусалим, Вифлеем и Святая земля в целом были частьюОсманской империи, за исключением десятилетнего перерыва, с 1831 по 1841 гг., когда Палестиной владел египетский хедив Мухаммед Али.
За исключением нескольких периодов доступ в город христианам-паломникам был открыт. Однако само путешествие было небезопасным, многие погибали по пути в Святую землю.
В 1867 г. город имел население 3-4 тыс. человек, преобладали православные и католики, было также 300 мусульман и 100 протестантов, не считая нескольких армян.
Отказ Османской империи предоставить России руководство христианскими храмами в Святой земле был поводом для начала Крымской войны.
С конца XIX в. начался распад Османской империи и её влияние на жизнь в Вифлееме, как и вообще в мире, стало постепенно снижаться.
Британский мандат и позднее
В 1918 г., в ходе Первой мировой войны, Вифлеем был занят английскими войсками.
В 1922 г., после распада Османской империи, Вифлеем стал частью Британской Палестины.
В 1947 г., с образованием государства Израиль, Вифлеем и Иерусалим стали особыми анклавами под юрисдикцией ООН (Большой Иерусалим).
В 1948 г., в ходе арабо-израильской войны, Вифлеем иВосточный Иерусалим были захвачены Иорданией и перешли под её контроль.
В 1967 г., в ходе Шестидневной войны, Вифлеем и Восточный Иерусалим были захвачены Израилем и перешли под его контроль.
В 1995 г., согласно мирным договорённостям, Вифлеем перешёл под контроль Палестинской автономии, став центром одной из провинций численностью около 130 тыс. человек.
В 2000 г. в Вифлееме прошли празднования 2000-летия христианства, когда город посетили многие руководители государств и различных христианских конфессий, в том числе и Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.
Современный Вифлеем
Политика и безопасность
Вифлеем расположен на Западном берегу реки Иордан, на территории которую оспаривают Израиль и Палестинская автономия, добивающаяся полной независимости.
Это обстоятельство часто создаёт неспокойную обстановку в городе.
Религия и население
В конце 1940-х во время образования Еврейского и Арабского государств, жителями Вифлеема были в основном арабы-христиане (85-90%), однако, во второй половине XX в. происходила массовая эмиграция христиан из Палестины и с Ближнего Востока вообще в Западную Европу и Америку.
В 2001 г. доля христиан среди жителей Вифлеема составляла по разным данным, 15-20%.