О храме
Курский Свято-Троицкий женский монастырь, одна из древнейших русских обителей, имеет более чем 400-летнюю историю и является памятником архитектуры федерального значения. Храмовый комплекс монастыря представляет собой значительную художественную ценность как образец русского церковного зодчества XVII-XIX веков; в его облике отражено развитие архитектурных течений трех столетий. Документальных сведений о времени основания обители не сохранилось. Из кратких описаний монастырей Российской империи видно, что в 1623 г. Курский Свято-Троицкий девичий монастырь уже существовал. Обитель упоминается и в старейшей печатной книге С. Ларионова о древнейших постройках Курска, вышедшей в Москве в 1786 г.: «Описание Курского наместничества из древних и новых о нем известий, вкратце собранное Сергеем Ларионовым, того наместничества верхней расправы прокурором». Автор, используя записи писцовых книг 1628–1631 гг., сообщает: «...на посаде за большим старым острогом Девичь монастырь, а на монастыре церковь Живоначальныя Троицы с приделом Обновления храма Воскресения Христова, деревянная, келиев в нем 21, монахинь 35; да около монастыря не пашенных ремесленников и бобылей слобода, да пять келиев для убогих; в малом же остроге (т.е. в Курской крепости – Прим. составителей) осадной двор, что купила игумения Сундулея с сестрами на убежище в осадные времена у казака Афанасия Сопина…». В 1680 г. обитель была уничтожена пожаром, а в 1681 г. игумения Пелагия выстроила деревянную церковь в честь Святой Троицы с приделом в память обновления храма Воскресения Христова. В 1695 г. ею была заложена каменная двухэтажная церковь, сохранившаяся по сей день. Главный престол в верхнем этаже был освящен во имя Пресвятой Троицы, а в нижнем – в честь Смоленской иконы Божией Матери. Монастырская церковь была приходской, но миряне ходили только в верхнюю – Троицкую церковь, а монашествующие – в нижнюю. Со временем приход был закрыт. В 1836 г., усердием игумении Тавифы, к западной стене храма была пристроена церковь, посвященная Новодворской иконе Божией Матери. В 1851 г. в Новодворском храме были устроены два придела: северный – в память явления Иверской иконы Божией Матери и южный – во имя преподобного Мирона. Внизу, под храмом, было размещено несколько келий. При игумении Алевтине в 1853 г. в монастыре была открыта богадельня для престарелых сестер, а год спустя устроена больница для насельниц. В 1869 г., трудами игумении Софии, в обители была основана школа для девочек. В 1911 г., при игумении Емилии, в северном приделе Троицкой церкви освятили престол в честь святителя Иоасафа Белгородского и преподобного Серафима Саровского. В том же году, благодаря пожертвованиям курян М.В. и П.Т. Зубковых, был построен новый трехэтажный корпус, в котором разместилась школа, рассчитанная на 100 детей. К этому времени в монастыре насчитывалось 635 насельниц, 82 из которых подвизались в Александро-Невском скиту, принадлежавшем обители с 1883 г. Скит был устроен при деревне Шуклинка в 7 верстах от Курска на пожертвованной монастырю купцом Димитрием Созоновым земле. Заботами игумении Софии в 1890 г. здесь была выстроена каменная холодная церковь с колокольней в память избавления Государя Императора Александра III и его семьи от грозившей им опасности при крушении поезда 17 октября 1888 г. на станции Борки (Курская губерния). Храм был освящен во имя небесных покровителей царской семьи: святого благоверного князя Александра Невского и святой равноапостольной Марии Магдалины. В 1898 г. была выстроена скитская монашеская богадельня в память Императорской коронации Государя Николая II и Государыни Александры Федоровны. А в 1903 г. завершилась постройка теплого храма, освященного в честь святителя Николая Чудотворца, небесного покровителя царя Николая. В 1909 г. был устроен колодец, благодаря пожертвованиям благотворителей, и в особенности Евпраксии Феодоровны Реутовой, имя которой поминалось в синодике монастырского скита. В настоящее время жизнь в скиту возрождается, ведутся богослужения в деревянной церкви. Восстанавливается каменный храм. Монастырь имел к середине XIX в. обширную территорию, включая высокий берег р. Тускари. На плане 1826 г. видно, что обитель занимала пространство длиною 40 саженей, а шириною 53, 5 саженей (1 сажень — 2, 13 м). В результате пожертвований благочестивых курян, к 1851 г. монастырь занимал пространство в 71 сажень длины и 37 саженей ширины. Игумения Алевтина, бывшая в то время настоятельницей монастыря, обратилась к архиепископу Илиодору с прошением о разрешении вновь приобрести дома от причта кафедрального собора, проданные ранее игуменией Тавифой, и получила разрешение. В 1867 г., при игумении Софии, было куплено место длиною 35 саженей и шириною 9 саженей, прилегавшее к монастырю с южной стороны. Курский Свято-Троицкий монастырь был славен игумениями. На основании сохранившихся сведений можно назвать имена двадцати одной игумении и время их правления. 1. Игумения Снандулия (Сундулея). По-видимому, это была первая настоятельница; о ней упоминается в указе царя Михаила Феодоровича от 12 марта 1632 г. 2. Игумения Феодора. Упоминается в 1645 г. и в 1648 г. в связи с восстанием в Курске горожан против стрельцов. 3. Игумения Капитолина – 1654–1655 гг. 4. Игумения Евдокия – с марта 1659 г. 5. Игумения Кикилия (Киликия) – с марта 1670 г. 6. Игумения Мастридия. О ней упоминается в монастырской описи; на ее имя был прислан указ царя Феодора Алексеевича (годы царствования: 1661–1682). 7. Игумения Пелагия – 1680–1701 гг. 8. Игумения Феодосия – 1708–1745 гг. Была уволена на покой в 1745 г., согласно ее прошению, «по старости и немощи». 9. Игумения Магдалина. Была переведена в Курский женский монастырь из Карповского Соловецкого монастыря в 1745 г., а в 1746 г. скончалась. Игумения Феодосия была назначена вторично управлять обителью. 10. Игумения Асенефа. О ней упоминается в указах 1754 г. 11. Игумения Маргарита – с 1758 г. 12. Игумения Митродора (Долгинцева) – 1762–1766 гг. 13. Игумения Епистимия – 1766–1780 гг. При ней был закрыт приход при женском монастыре. В 1773–1774 гг. ею возобновлена нижняя церковь в честь Смоленской иконы Божией Матери. При ней же была учреждена должность ризничей. 14. Игумения Афанасия – с 1795 г. Была переведена из Сумского Предтеченского монастыря. При ней была выстроена каменная ограда с западной стороны монастыря. В 1801 г. игумения Афанасия уволилась на покой и перевелась обратно в Предтеченский монастырь. 15. Игумения Аполлинария – с 1801 г. При ней крыши церкви и колокольни были покрыты железом. В 1805 г. учреждена должность благочинной. В 1807 г. игумения Аполлинария уволилась на покой. 16. Игумения Анфия – с 1807 г. При ней в 1818 г. был отлит для монастырской колокольни новый колокол в 194 пуда взамен разбитого. 17. Игумения Досифея – с 1826 г. При ней в 1829 г. выстроены настоятельские кельи. 18. Игумения Тавифа – с 1831 по 1850 г. В 1849 г. оставила управление монастырем. В 1853 г. пострижена в схиму, наречена Таисией, скончалась в 1867 г. Она отличалась особенной простотой и благочестием, вела очень строгий образ жизни. В 1832 г. при ней была выстроена каменная ограда с остальных трех сторон и святые врата при въезде в обитель с двумя небольшими кельями по сторонам. Монастырская ограда имела небольшую башенку в северо-западном углу, которая считалась достопримечательностью города. 19. Игумения Алевтина (Недельская) с 1849 по 1865 г. Прибыла из Тихвинской Борисовской пустыни и возведена в игумении архиепископом Илиодором. При ней были сделаны серебряные вызолоченные ризы на местные иконы Спасителя и Божией Матери в Новодворской церкви. В 1864 г. была сделана риза на Тихвинскую икону Богоматери. Заботилась об увеличении монастырских владений. 20. До настоящего времени особенно почитаема игумения София (Стефанида Васильевна Ступина; 1817–1909). Она была одной из последних дореволюционных настоятельниц и управляла обителью 44 года. Имя этой славной игумении было известно в разных уголках России. Благодаря ее стараниям была обновлена древняя монастырская церковь во имя Смоленской иконы Божией Матери; выстроены новые здания для больницы, богадельни и просфорной; открыто двухклассное училище для девочек, впоследствии преобразованное в церковноприходскую школу; отремонтированы все монастырские кельи; устроен водопровод для монастыря; выстроен Александро-Невский скит. Заботясь о процветании обители, игумения София вместе с тем принимала активное участие в делах благотворительности, милосердия, просвещения. Матушка София являлась попечительницей двух приютов для детей-сирот (для мальчиков и для девочек), помогала пожертвованиями Курской духовной семинарии. Во время русско-турецкой войны 1877–1878 гг. настоятельница София взяла под монастырскую опеку Курский лазарет и оказывала помощь раненым воинам продуктами, деньгами, бельем. В течение 29 лет игумения София была начальницей женского епархиального училища и ежегодно жертвовала свой годовой оклад в 500 рублей в его пользу. Кроме того, игумения София являлась действительным членом Курского миссионерско-просветительского братства, Курского отдела Императорского православного Палестинского общества, принимала активное участие в работе Императорского археологического общества. 21. Игумения Емилия (Екатерина Васильевна Лебедева). Екатерина Васильевна родилась в 1864 г. в Москве. Она была дочерью надворного советника, земского врача, друга доктора Гааза. Ее отец, подражая доктору Гаазу, тоже бесплатно лечил людей. Воспитание матушка получила в Московском Александровском институте. По окончании института она преподавала в Екатеринбургском епархиальном женском училище. В 28-летнем возрасте поступила в Курский Свято-Троицкий девичий монастырь и проходила послушания учительницы в монастырской школе, потом казначеи. В 1904 г. на 42-м году жизни она приняла монашество. В 1909 г., по смерти игумении Софии, монахиня Емилия была посвящена в сан игумении. Скончалась матушка Емилия 26 марта 1947 г. и была погребена на Никитском кладбище. В 1923 г. большевики закрыли монастырь, устроив поджог монашеских келий на праздник Успения Пресвятой Богородицы. С 1923 по 1925 г. в монастыре разместились Музей искусств и историко-археологический кустарный музей. В 1925 г. музеи объединились в Губернский краеведческий музей. С конца 20-х годов в монастыре находился Губернский лагерь принудительных работ «ЖАКТ «Воля». В кельях разместили 260 заключенных. Были развернуты мастерские, устроена библиотека для заключенных с читальным залом. Не ранее 1936 г. утрачена восточная стена с башнями по 2-й Сергиевской улице (ныне ул. Володарского). В 1950-е годы купол над святыми воротами разобран; здание храма было отреставрировано как исторический памятник республиканского значения. В 1930–1984 гг. на территории монастыря размещался архив Октябрьской революции, позже переименованный в ГАКО; с 1984 г. – Научно-методический центр Управления культуры и библиотека для слепых. Ровно 70 лет пребывала в поругании и запустении древняя обитель. В 1993 г. часть храмового комплекса была возвращена Церкви и передана Курско-Белгородской епархии, а в 1994 г. монастырю были отданы настоятельский и сестринский корпуса. В здании храма разместились классы и церковь Курской Духовной семинарии. С участием семинаристов был проведен ремонт, устроен иконостас. 26 августа 1993 г. состоялся архиерейский чин освящения храма. В храме возобновились богослужения. Настоящее возрождение обители началось с августа 2004 г. Эта дата в истории монастыря отмечена тем, что по благословению Святейшего Патриарха Алексия II в Троицкую обитель переселилась женская монашеская община из подмосковного Иосифо-Волоцкого монастыря, после чего полным ходом пошли ремонтно-восстановительные работы и начала возрождаться полноценная духовная жизнь. В настоящее время Курская Свято-Троицкая женская обитель старается возродить духовные монастырские традиции, монашеское делание, дела милосердия, благотворительности, просвещения.
Престольные праздники
Контактная информация
Адрес официального сайта храма:
Email:
Координаты:
51°43`56.59``с.ш. 36°11`47.66``в.д.
Телефон:
+74712511965