О храме
Благодать, милость и мир Бога Отца, и Господа нашего Иисуса Христа, и Духа Святаго
пребудет над всеми нами. Аминь.
Да простит меня грешнаго Боголюбивый читатель за некоторую нескладность и, возможно, непоследовательность сего небольшого предлагаемого вам повествования. Божией милостью описал я краткую, и во временных рамках, и в изложении, историю, Богом и Пречистой Его Матерью хранимой, малой, каких много на земле русской, обители Святаго Духа, в которой живут и несут послушания - молитвенные, труднические, постнические в меру своих сил и смирения простые иноки, жаждущие от Господа спасения душ своих. В своей непродолжительной жизни наш монастырь претерпел и претерпевает все те же сложности и тяготы, духовные и материальные, которым подвергаются все ново открываемые в наше духовно обнищавшее и озлобленное время монашеские общины. Да благословит нас Господь на совершение нашего труда. Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Аминь.
Душа с неизъяснимой силой рвется
Как из оков, от всех земных услад
Туда, где мир струей целебной льется,
Где небом дышит жизни всей уклад;
Где, осененная святою благодатию,
Обитель дивная уж много лет стоит,
Где молятся за мир отцы и братия...
Душа их чистая за грешников скорбит.
Зерно блаженства вечного таится
Лишь там, где дух наш ближе к небесам;
Вот почему душа туда стремится,
Там каждая душа есть
Божий храм.
/Схиигумен Савва/
Храм.
На окраине Тимашевска — небольшого города, каких много на теплой, щедрой и прекрасной земле Кубанской, возле оживленной магистрали Краснодар - Ейск, невдалеке от спокойной и плавно несущей свои воды реки Кирпили, возвышается белокаменный храм с небесного цвета куполами. Его видно всем въезжающим в город со стороны краевого центра. Этот красивый, стремительно уносящийся ввысь своей колокольней, храм освящен в честь Духа Святаго. Он является центром и средоточием и главной святыней мужского монастыря, носящего великое и преславное имя третьей ипостаси Пресвятой Троицы. Духом Святым все творения Божий животворятся, движутся и имеют свое бытие. Он дает жизнь всему и Им все живет. Своею силою и благодатию Дух Божий все исполняет. Он жизни податель, Животворящий Утешитель, Сокровище и Источник благ. Волей Божией на этом месте для освящения Кубани устроена обитель Духа Святаго.
Строительство храма.
Начало свое, как архитектурно обустроенное строение, монастырь берет с построения церкви. В 1987 году архимандрит Георгий (Савва) по благословению правящего архипастыря, в то время епископа, ныне митрополита, владыки Исидора, возглавил приход Свято-Вознесенского молитвенного дома города Тимашевска. После принятия прихода отец Георгий стал беспокоиться о строительстве настоящего красивого каменного храма. Множество препятствий, притеснений, оскорблений и других тягот пришлось понести труженику дела Божьего: от безбожных властей, препятствовавших выделению земли под строительство новой церкви, практически загнавших ее в болото, запрещавших строить храм с колокольней, куполом и алтарной апсидой (разрешено было строить лишь обычное здание и оборудовать его как молитвенный дом); от вредивших делу возрождения православия членов церковного совета, выбранных по указанию уполномоченного по делам религии, а не голосом верующих. Участок под храм пришлось приобрести, только купив на окраине города хату с пятнадцатью сотками болотистой земли. Под строительство требовалось не менее десяти соток, а в черте города приусадебные участки от четырех до семи соток вместе со строением. Архимандрит Георгий рассудил так: «Один из красивейших городов мира Санкт-Петербург построен на болоте. Если нет другой возможности, если есть произволение Божие на то, значит надо строить там, где Бог благоволит. Не взирая на суждения людей. Ин суд человеческий, ин суд Божий». Некоторые сетовали, что место под строительство храма выбрано на окраине города вдали от центра. На что батюшка отвечал: «Со временем это место будет центром». И сегодня это уже сбылось. Выросли два жилых микрорайона «Южный» и «Восточный». В этом действительно была воля Божия. Батюшка Георгий с того времени, как приехал в Тимашевск, очень часто ходил пешком на эту окраину, его влекло сюда необъяснимо. Впоследствии, когда место уже выбрали и начали строить храм, старожилы поведали, что в пятидесятых годах, теперь уже прошедшего двадцатого века, жила недалеко от этого места немощная болящая юродивая девица, которая всем говорила, что в этой низине будет строиться церковь и монастырь. Видимо, Господом было уготовано это место, чтобы показать неверующим людям, что для верующего сердца нет никаких препятствий. И как униженная и раздавленная Церковь Русская воскресла из праха и тлена, насадив «крины сельные» веры истинной в сердцах заблудших и покинутых людей народа российского, так и на этом убогом презираемом болоте вырос прекрасный храм, освятивший и украсивший город.
Открытие монастыря.
После окончания строительства храма, осенью 1991 года, архимандрит Георгий, откликаясь на просьбы духовных чад всего северного края России, осиротевших после отъезда их духовного отца в Краснодарский край, хотел уехать с Кубани в один из монастырей Архангельской Епархии. Но когда уже все было готово для возвращения на север, батюшка заболел. В это время владыка Исидор предложил открыть мужской монастырь в Тимашевске. Видя, что болезнь не позволяет ему уехать, отец Георгий согласился с решением владыки основать мужской монастырь на Кубани. Вскоре и болезнь, случившаяся по промыслу Божию, прошла. В июне 1992 года, по ходатайству правящего архиепископа Исидора Краснодарского и Кубанского решением Священного Синода Русской Православной Церкви был открыт в городе Тимашевске Свято-Духов мужской монастырь. Наместником монастыря был назначен архимандрит Георгий.
Сложности начала жизни монастыря.
Открытие монастыря совпало с трудным, переломным периодом жизни нашей Родины. Проводимые реформы, введение так называемой «рыночной экономики», не обошли стороной ни одного жителя нашей страны. Все знают, как отразились эти преобразования на простом народе - многие голодали, многие остались без крова и средств к существованию, старики очень часто умирали, молодежь спивалась и впадала в наркозависимость, много было случаев самоубийств. В этот период монастырь тоже испытывал трудности. Для братии необходимо было жилье. Отец Георгий не решился бы тогда строить, но Господь послал отзывчивых, добрых людей в лице Ломач Михаила Михайловича, Кочетова Владимира Кирилловича и Охват Николая Михайловича. В качестве благотворительной помощи от кондитерской фабрики были выделены строительные материалы для постройки ограды. Наместник решил построить не просто ограду, а ограду-корпус; благо, после строительства церкви оставался кирпич. С огромными усилиями были построены два корпуса с аркой, соединяющей их, и въездными воротами. Первоначально, братии было двенадцать человек. В древних монастырях и монашеских общинах было правило - кормиться от трудов рук своих. Оно основано на словах св. ап. Павла, говорившего: «нуждам моим и нуждам бывших при мне послужили руки мои сии» (Деян. 20, 34), «в труде и в изнурении, часто в бдении, в голоде и жажде, часто в посте» (2 Кор. 11, 27), «если кто не хочет трудиться, тот и не ешь … некоторые у вас поступают бесчинно, ничего не делают, а суетятся. Таковых увещеваем и убеждаем Господом нашим Иисусом Христом, чтобы они, работая в безмолвии, ели свой хлеб» (2 Фес. 3, 10-12). Святитель Василий Великий в уставе для общежительных монастырей в правиле 172 говорит: «В подвижнических уставах эта необходимость труда и работ доказывается примером Господа и св. Апостолов». Поэтому, монастырь ходатайствовал перед светскими властями о выделении на хозяйственные нужды земельных наделов. Благодаря помощи главы администрации Краснодарского края Николая Игнатовича Кондратенко и главы Тимашевского района Чернышенко Александра Александровича монастырю были выделены почти триста гектаров пахотных земель. Всего в настоящее время у монастыря около тысячи гектаров. Имеется два хозяйственных подворья, на которых братия трудятся, выращивая для нужд монастыря необходимые сельскохозяйственные культуры. Монастырь занимается зерновыми культурами, выращивает овощи, картофель, многолетние травы для кормов животным, имеются молодые насаждения плодовых деревьев. Кроме этого, имеется небольшое поголовье коров, свиней, птицы. Есть свое молоко, яйца; мясо поступает на реализацию. Много и других трудов и послушаний несет братия: совершение и участие в богослужениях, работы в просфорне, в свечной мастерской, вождение автомобилей, приготовление трапезы, столярные, плотницкие, слесарные, строительные и т.д. Главным для человека, живущего в монастыре, является не жизнь в обществе людей единомышленных и единоверных, не бесконечные труды, но духовное молитвенное единение с Богом. Молитвенное делание — это основа жизни монаха. «Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе. Духа не угашайте» (1 Фес. 5, 16-19).
В монастыре богослужение начинается рано, в четыре часа утра. Сначала служится полунощница, затем читаются утренние молитвы, совершается утреня. После нее читаются первый, третий и шестой часы. Завершается утреннее богослужение Божественной Литургией. Вечером в восемнадцать часов служится вечерня, предваряемая чтением девятого часа. Вечерние молитвы читаются после ужина. В течение дня братия выполняет келейное правило, читает Псалтирь, Евангелие, Апостол. Во все время бдений и трудов упражняется в Иисусовой молитве, следуя словам Господа: «...когда молишься, войди в комнату твою (в уединенную душу, ибо душа человеческая есть дом духовный) и, затворив дверь твою (заключив уста телесные, оградившись от окружающего мира безмолвием), помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» (Мф. 6, 6). Хотя в монастырь люди приходят по воле Божией и по велению души, но не многие удерживаются в монастырских стенах. Самолюбие, самочиние, своеволие, самонадеянность, самоуверенность, самодовольство, отсутствие смирения и кротости, гордость, уныние, строптивость, осуждение и болтливость, непокорность, лень, неблагодарность, нераскаянность и другие страсти препятствуют в духовном укреплении лиц вступающих на путь духовного монашеского делания. Отсутствие смирения является камнем преткновения для многих идущих по пути монашеского делания. Некоторые, прожив в монастыре много лет, не обретают этой добродетели, без которой нет спасения по слову Священного Писания, и, положив много трудов, терпения, лишений и утеснений, понеся подвиги ради Господа, не имея внутреннего духовного камня веры — смиренномудрия, уходят из монастыря. Истинно: «много званных, а мало избранных»
(Мф.20, 16). Господь Иисус Христос учил: «Не вы Меня избрали, а Я вас избрал и поставил вас, чтобы вы шли и приносили плод...» (Ин.15, 16), каждый вступающий на служение Богу не сам избирает это служение, но сам Бог предъизбирает его. И насельник, уходящий из монастыря по своей воле, уходит от креста, данного ему Богом.
За прошедшее время с момента основания монастыря много прошло людей, желавших обрести в нем пристанище, но немногие скрепили желание терпением и смирением. В Древнем Патерике описывается образ монашествующих в виде трех летящих птиц: монахи разных веков христианства – древних, средних и последних времен. Первые две птицы имели достаточно сил, чтобы, избегая искушений, достигать Царства Небеснаго, третья же птица, представляющая образ монаха последних времен, то взмывала к небу, то без сил падала на землю, то снова устремлялась ввысь. Древние отцы очень точно отобразили в этой картине духовную силу монахов разных эпох. Подвижники первых веков христианства удивляют нас своими подвигами. Недаром многие из них были наименованы Великими: Антоний Великий, Феодосий Великий, Похомий Великий, Онуфрий Великий, Арсений Великий, и многие, многие другие преподобные проводили свою жизнь в такой же строгости. Монахи более поздних времен, так же подражая преподобным отцам древности, несли в терпении и смирении свои крестные тяготы. В наше время монахи так же стремятся подражать богоугодному житию древних, но окружающий нас мир изменился.
Духовно - нравственная деятельность монастыря.
Прошло двадцать лет. Много это или мало? Для жизни человечества - это ничто. Для жизни общества это может быть целая эпоха. Для жизни человека это может быть огромная часть его жизни. Что двадцать лет для монастыря? Монастырь находится сейчас в стадии строительства храмов. Очень тяжело восстанавливать утраченную духовность. Нелегко укреплять людей в истине и учить их жить по правде. Трудно оставить устоявшиеся привычки, несовместимые с монашеским образом жизни. Трудно строить духовную жизнь, ибо зло живет в мире. Злу не надо учить. Оно само нахально лезет, подстрекаемое и научаемое духами зла. Добро же трудно прививается из-за духовной поврежденности человечества, о чем апостол Павел говорит: «Ибо знаю, что не живет во мне, то есть, в плоти моей доброе, потому что желание добра есть во мне, но чтобы сделать оное, того не нахожу. Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю» (Рим. 7, 18-19). Потому трудно даются изменения в лучшую сторону. В сторону добра, смиренномудрия, любви. Точно также как трудно подниматься в гору, а легко падать в пропасть. Впереди поднимающегося в гору путника ждет вершина и непередаваемая радость, падающего ждет дно и смерть. Потому лучше терпеть и идти вперед.
Трудно дается и строительство монастыря, поскольку монастырь строится своими силами и только на свои собственные средства.
Монастырь в наше время.
В настоящее время в монастыре проживает и несет послушание около восьмидесяти человек. Возглавляет монастырь наместник Игумен Иоанн (Коновалов) – преемник схиархимандрита Георгия, под духовным руководством которого он находился более двадцати лет.
В храме завершена роспись, начинал художественное оформление храма иконописец Рекуха Николай. После его смерти, осенью 1998 года, иконопись продолжили насельники нашего монастыря - иеромонах Мартирий (Князько) и инок Прокопий (Сыроегин). Храм украшен гипсовым иконостасом и киотами деревянной резьбы. Резьбу по дереву выполнил Владимир Николаевич Кобзев. В монастыре построен трапезный корпус, жилой корпус для братии и жилой корпус для священномонахов. Архитектурные расчеты и технический надзор при строительстве осуществил архитектор Александр Иванович Колесников. На подворье, в хуторе Некрасове, построен храм. Возле него построена колокольня. Планов по строительству, благоустройству и украшению монастыря много. Но суждено ли им исполниться, зависит от воли Божией и Божьего благоволения.
Чтимые святыни монастыря.
В храме имеются чтимые святыни: иконы Божией Матери «Неопалимая Купина» и «Владимирская», икона святаго великомученика и целителя Пантелеимона, написанная на Афоне; есть мощевик с мощами святых Божиих угодников. Имеется крест - мощевик схиархимандрита Георгия, переданный ему старцем архимандритом Иовом (Кундря), с редкими мощами святителя Николая Чудотворца и святаго великомученика и целителя Пантелеимона. Весьма интересна история «Владимирской» иконы Божией Матери. Когда отец Георгий служил в Архангельской епархии, внучка убиенного священника принесла ему эту икону и рассказала о чуде, происшедшем в момент расстрела ее деда. Это произошло в тридцатых годах. В дом священника ворвались трое комиссаров и приказали отцу семейства собираться в дальнюю дорогу, не медля ни минуты. Взволнованный этим внезапным вторжением, батюшка попросил немного времени помолиться Богу и повернулся лицом к иконам. Из очей Царицы Небесной, написанной на дереве, потекли слезы. Увидев это чудо, один из комиссаров пришел в бешенство и, выхватив наган, стал стрелять в икону, после чего убил молящегося священника. Из пулевых отверстий пробитой иконы, как из ран человеческих, истекла кровь. К утру, святотатец покончил жизнь самоубийством, застрелившись. Родные убиенного священника спрятали святую, кровь источившую, икону и сохранили ее. Эта икона в настоящее время помещена в большой, резной, киот и стоит у южных врат монастырского храма. Икона «Неопалимая Купина», так же в киоте, стоит с противоположной стороны, у северных врат.
Заключение
Идеал монашества — равноангельское житие. Жизнь в трудах, молитвах, бдениях, помыслах о Боге, ради Господа и по воле Божией. Сущность монашеского жительства в том, чтобы победить свою человеческую поврежденную волю, соединить ее с волей Божией, подражая основоположнику веры и Спасителю Господу Иисусу Христу, в котором воля человека Иисуса сочеталась с волей Божественной, с волей второй Ипостаси Пресвятой Троицы, Сына Божия, послушного воле Отца своего: «...смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной» (Фил.2, 8). Потому истинное монашество - это бескровное мученичество и исповедничество. Ибо истинное монашество состоит в отречении от собственной воли. И сегодня становится ясным, что монастырь родился и возрастает милостью и волей Божией во благо и спасение многих жителей земли Кубанской, исконно русского и православного народа.
Возрождение православия на Кубани неотделимо от имени наместника Свято - Духова мужского монастыря схиархимандрита Георгия, наставившего на путь Истины тысячи людей. Вся жизнь Батюшки с раннего детства была посвящена служению Богу, трудам по возведению храмов, помощи болящим и страждущим, возделыванию земли и многим другим заботам.
Родился Батюшка в верующей семье 6 февраля 1942 года в Закарпатье. По окончании школы поступил послушником в Св.-Преображенский монастырь села Теребля Закарпатской области, нес послушание в мужских монастырях, бывших в то время на Карпатской земле. Это было непростое время, время гонений на Церковь. Когда в 1961 году был закрыт последний мужской монастырь, Батюшка был вынужден уехать в Николаевскую область, а с 1962 по 1965 годы служил в Советской армии.
18 декабря 1968 года Батюшка был рукоположен в иеродиакона, а на следующий день - 19 декабря 1968 г. - в день памяти Святителя Николая Чудотворца - в Свято-Ильинском кафедральном соборе г. Архангельска епископом Архангельским и Холмогорским Никоном рукоположен во иеромонаха. С декабря 1971 г. по июль 1972 г. служил священником Казанского храма г. Кировска Мурманской области, с июля 1972 г. по апрель 1979 г. – настоятелем Богоявленского храма с. Туровца Котласского района Архангельской обл., с апреля 1979 г. – настоятелем Преображенского храма с. Айкино Коми АССР. В 1978 г. окончил Московскую духовную семинарию.
На севере была проделана Батюшкой большая и важная работа во славу Божию, построен храм, что для тех времен было великим чудом, за что пришлось сполна испытать жестокие гонения с постоянными угрозами для жизни, но Господь всегда хранил Батюшку.
1 апреля 1987 года Батюшка возведен в сан архимандрита, а 15 октября 1987 года по благословению Епископа Краснодарской и Кубанской Епархии Исидора (Кириченко) назначен настоятелем Свято-Вознесенского прихода г.Тимашевска. С этого времени воплощалась мечта о строительстве нового храма вместо молитвенного дома и основании монастыря. По представлению Владыки Исидора и по решению Священного Синода уже в июне 1992 года архимандрит Георгий был назначен наместником открывшегося Свято-Духова мужского монастыря. С этого времени все Батюшкины силы, все труды были положены на благоукрашение и укрепление монастыря.
По просьбе девушек, желавших посвятить свою жизнь Богу в монашеском чине Батюшка ходатайствовал об открытии женского монастыря.
В 1994 году был возрожден с переносом из села Малинино в станицу Роговскую Тимашевского района святой Равноапостольной Марии Магдалины женский монастырь, где под руководством Батюшки построен храм, организовано подсобное хозяйство.
Более 20 лет мужской монастырь развивается, укрепляется, расширяется, помимо основного имеет еще 4 подворья: 2 из них на территории района - Свято-Георгиевский в хуторе Некрасово и подворье возле станицы Днепровской, 1 в Апшеронском районе Мезмайского поселения и 1 в Мостовском районе Андрюковского поселения. В каждом из них архимандритом Георгием организовано строительство храмов, других церковных построек, большое подсобное сельское хозяйство.
За прошедшие годы служения на Кубанской земле основателя и наместника Свято-Духова мужского монастыря, ныне почившего схиархимандрита Георгия, множество людей спешило на прием к духоносному старцу. Большинство обращались с болью душевной и телесной, с болезнями, с горем, за духовным, житейским и врачебным советом. И очень многие получили помощь и утешение по вере и молитвам нашего старца. Батюшка всем указывал путь спасения, для исполнения правил православного уклада жизни. Он всем говорил, что наипаче всего необходимо постоянно посещать храмы Божии и регулярно причащаться Тела и Крови Христовых. Для проповеди в народе начальных правил и истин православных образа жизни, морали, нравственности и мировоззрения Батюшка сотрудничал с редакцией газеты «Исцелись верой», в последние годы организовал свою газету «Земной странник», в которой печатаются ответы на волнующие вопросы, подбирается православный материал поучительного содержания.
8 июня 2011 года по благословению митрополита Кубанского и Екатеринодарского благочинным Свято-Духова мужского монастыря игуменом Иоанном (Коноваловым) в присутствии братии был совершен постриг над архимандритом Георгием в чин Великого ангельского образа – схиму с именем Георгий в честь преподобного Георгия Иверского Афонского, тезоименитство 10 июля по новому стилю. С этого момента Батюшка поминается схиархимандритом Георгием.
Батюшкины награды: Орден св. равноапостольного князя Владимира III ст. – 13 октября 1981 г., Орден св. равноапостольного князя Владимира II ст. – 23 апреля 2006 г., Орден преподобного Серафима Саровского II ст. – 06 июня 2011г.
Батюшка избегал наград на земле и всегда говорил, что награды надо заслужить на Небесах.
18 июня 2011 года прекратилась земная жизнь православного Пастыря, известного на всю Россию и далеко за её пределами – схиархимандрита Георгия (Юрия Юрьевича Савва) – духовного Отца, Учителя, Наставника, Врача душ и телес многих тысяч православных христиан.
Память народная о добром Пастыре будет жить вечно!
Наместник Свято-Духова мужского монастыря
г.Тимашевска Архимандрит Иоанн /Коновалов/