О храме
Путь становления Свято-Покровской Михайловской женской обители был долог и нелегок. История основания и благоустроения монастыря на Черной горе охватывает почти половину тысячелетия. «Черная гора» – название возвышенного места в окрестностях города Михайлова, на котором расположен Покровский монастырь. Оно звучит несколько таинственно. Вот уже более трехсот лет на горе находится кладбище, в настоящее время, к сожалению, наполовину заброшеное. Благочестивые жители издавна приходили сюда, чтобы отслужить заупокойную литию или панихиду по своим умершим родственникам. А приходили поминать часто в черных траурных одеяниях. Отсюда, по всей вероятности, название – «Черная гора». Первоначально же Покровский монастырь был основан в другом месте –: в 14 километрах от Переяславля Рязанского (совр. Рязани), в левобережье реки Оки. В официальных бумагах обитель значилась под названием Рязанского Пустынского Покровского девичьего монастыря. В народе же монастырь знали как Аграфенину пустынь (совр. поселок Аграпустынь), по имени ее основательницы – великой рязанской княгини Агриппины, матери последнего рязанского князя Ивана Ивановича. Она была дочерью князя Василия Бабичева-Друцкого. Первой же игуменией монастыря стала тоже Агриппина, но из боярского рязанского рода; она была дочерью боярина Феодора Глебова. Впервые Покровская обитель упоминается в жалованной грамоте 1 декабря 1506 года. Некогда богатый, монастырь к началу XIX века, однако, пришел в упадок. Причиной тому была произведенная ранее (во 2-ой пол. XVIII века) императрицей Екатериной II секуляризация монастырских земель. К тому же к 1819 году внешние естественно-природные причины – весенние паводки – стали грозить полным разрушением как хозяйственным постройкам обители, так и самой монастырской церкви. Положение дел было описано игуменией с сестрами в донесении Преосвященному Сергию (Крылову-Платонову), епископу Рязанскому и Зарайскому. Узнав о трудностях монастыря, купеческое и мещанское общество города Михайлова пожелало видеть обитель непременно в «отечественной их стороне, давно не имевшей такого священного места» и просило перенести ее «на прилегающее к г. Михайлову место… называемое Черная гора, состоящее близ самой кладбищенской церкви». Данное прошение было утверждено Михайловской городской Думой. При этом предполагалось отвести «навсегда церковь каменную, с приделом, недавно устроенную» с тем, чтобы совершать «всегдашнее в ней священнослужение и поминовение по умершим предкам…, покоющимся на кладбище»; пашенную землю 39 десятин (более 42 га) отдать обители «впредь до того времени, пока» она будет существовать «на означенном месте». Ровно через 100 лет после перенесения монастыря на Черную гору, в 1919 году, обитель была закрыта, хотя литургическая и молитвенно-трудовая жизнь оставшихся в монастыре насельниц все еще теплилась вплоть до середины 1920-х годов. Какое-то время монастырь еще существовал как хозяйственно-трудовая артель, но не долго – до 1927 года. По закрытии монастыря соборный храм использовался как зернохранилище. На территории монастыря, в одном из зданий, располагался колхозный свинарник. К середине 50-х годов XX века монастырь был полностью стерт с лица земли. Остался лишь голый пустырь с воронками от взрывов, со временем заросший бурьяном и кустарником. Судьба чудотворной иконы Божией Матери, именуемой «Взыскание погибших», неизвестна. Ныне монастырь продолжает возрождаться.