О храме
Церковной летописи» указывается дата строительства храма, а это – 1829 год. Но священник Евлампий Мальцев в своем докладе епархиальному начальству сообщает, что приход существовал еще до 1795 года, ссылаясь на документы, случайно попавшие от землемеров. Он также утверждает, что приход имел двойное название – село Архангельское, Козловка тож. Хотя кроме этого свидетельства, информация такого рода больше нигде не встречается. Средства на строительство каменной церкви (15 тысяч серебром) выделила дворянка Пелагея Яковлевна Агафонникова. Со времен Пугачевского восстания сохранилось придание об убитых представителях дворянства. Якобы на возвышенном месте села были установлены козлы, на которых произошла казнь. Считается, что церковь построена там, где пролилась дворянская кровь. Старожилы утверждали, что храм заложили в другом месте, но строительство не шло, и его возвели там, где он стоит по сей день.В качестве благодетелей церкви упоминается крестьянин д. Устиновка М. Кручинов, который пожертвовал храму колокол весом в 50 пудов, и это было не единственное пожертвование. Однако, спустя 40 лет после постройки храма священник Мальцев характеризовал степень усердия прихожан к богослужению не совсем похвально и считал, что для просвещения населения необходимо было получение специального образования. Благодаря усердию и беспокойству священников в 1886 году в селе Козловка была открыта церковно-приходская школа, в которой первоначально обучались 11 детей из семей крестьян. С каждым годом количество учащихся росло, многие, успешно сдав испытания, принимались в другие учебные заведения, находившиеся в близлежащих населенных пунктах. Если до 1904 года церковно-приходская школа составляла только один класс, то после обучение продолжалось до 4-х классов. Дети изучали Закон Божий, который преподавал священник. Для содержания учителя других предметов было утверждено специальное жалование. Ежегодно епархиальное начальство посещало храм и школу, а священник составлял отчет об образовательной деятельности. Помимо этого из церкви выделялись пожертвования для развития образования в западных губерниях. Во второй половине 19 века в селе появился человек, который привлек внимание окружающих, в том числе и священника Богоявленской церкви Александра Соколова. Это был Захаров Фрол Иванов. Родом он был из деревни Шуваловка Нижегородской губернии, служил ключником у помещиков Волковых, часто посещал храм и был человеком религиозным, а в 1890 году он принял тайный схимнический постриг, в котором был наречен Меркурием. Схимонах Меркурий знал священные книги и нередко прочитывал их собиравшимся крестьянам. Это вызывало у отца Соколова недовольство и настороженность, и он со своей стороны сообщил о Захарове епархиальному начальству, даже обвинил его в сектантстве, ссылаясь на то, что этот человек подрывает его пастырский авторитет и складывает вокруг себя общину. Судя по документам, епархия обязала причту доносить на этого человека дважды в год, после чего в село был направлен миссионер Михаил Травин, который провел со старцем беседу, где тот поведал ему о своих добрых намерениях по отношению к церкви и священнику и рассказал о своей жизни. Схимонах Меркурий посещал святые места, вел переписку с монастырями, а в его библиотеке кроме книг священного содержания ничего не обнаружили при обыске, который учинил становый пристав.Старожилы села говорят о том, что Фрола Иванова знала вся округа. Он вселял веру в людей безнадежно больных и отчаянных. Обладал старец даром исцеления и предвидения.После исследования миссионером данной ситуации, епархиальное начальство запретило священнику местного храма доносить на Захарова Фрола Иванова, ввиду того, что ничего отрицательного в его действиях не было обнаружено. В Церковной летописи упоминается, что на средства Захарова Фрола художником Лазаревым была написана икона Серафима Саровского. После этого случая священник Александр Соколов был переведен в другой храм, а пришедший ему на смену отец Николай Колосов ни разу в своих наблюдениях не укорял старца, а, напротив, приветствовал его участие в делах церкви. Все свои сбережения он жертвовал на ремонт храма, о чем свидетельствуют документы. С 1904 года Захаров Фрол Иванов состоял при храме церковным старостой и представлял причт на съезде депутатов епархии. Как сообщают старожилы села, в 1918 году при неизвестных обстоятельствах схимонах Меркурий был доставлен в город Курмыш для разбирательства. Вскоре после возвращения он умер и был похоронен возле храма. Нужно отметить, что личность этого человека все еще привлекает к себе внимание.В настоящее время проходит сбор документов для его канонизации. За годы со дня постройки храма, до 1917 года в нем несли пастырское служение следующие священники: Николай Григорьев(1829-1833), Федор Бетьковский (1833-1850), Павел Богословский (1850-1868), Евлампий Мальцев (1868-1883), Александр Соколов (1883-1896), Николай Колосов (1896-1917?).С 60-х годов XX века по 70-е годы в храме пытались разместить зерновой склад колхоза. Много храмов было разрушено, но благодаря высокому религиозному сознанию жители c. Козловки отстояли церковь Богоявления. Более того, он стал единственным в Чувашии, а возможно и в России, который был открыт в 70-е. В 1978 году в нем началось богослужение после 17-ти летнего перерыва.После открытия храма в начале 80-х годов снова начался ремонт, все больше людей стало приходить в поиске духовного пристанища.