О храме
Никандрова пустынь: прошлое и настоящее
Более четырех веков тому назад, в 1585 году, в глухом и почти непроходимом лесу между Псковом и Порховом возникла иноческая обитель. Начало ей задолго до того, как пришли сюда первые монахи, положил великий русский святой – преподобный Никандр пустынножитель Псковский. Именно это место, как следует из его жития, было указано святому в откровении от Господа.
Родился святой Никандр на Псковщине, в селе Виделебье, получив в святом крещении имя Никон. С детства он был расположен к духовной жизни. В 17 лет, после смерти отца, он уговорил мать раздать имущество и постричься в монашество, а сам отправился в Псков, чтобы там научиться книжной премудрости и пониманию Священного Писания. Он обошел все псковские монастыри, но поступить иноком в какой-либо из них не имел возможности, потому что у него не было необходимого вклада, без которого в монастыри тогда не принимали. Поступив в услужение к некоему торговому человеку, Никон также учился постижению Священного Писания у одного диакона, «премудрого зело». В Пскове встретил Никон благочестивого человека по имени Федор, который согласился отвести его в некое пустынное и болотистое место на реке Демянке, чтобы предаться духовным подвигам. В посте, молитве и лишениях протекала жизнь юных подвижников.
Однажды, придя в Псков, Никон молился в церкви Богоявления на Кстове. Там ему было откровение от Господа, что пустыня, которую он избрал, станет местом спасения для многих людей. Окрыленный, вышел Никон из церкви, и тут его встретил святой Николай Псковский Христа ради юродивый, предсказав «страсти пустынные», которые суждено будет претерпеть святому в отшельничестве. Но это еще больше укрепило Никона в желании служить Богу. Он вновь удалился в пустыню. Спустя несколько лет Никон и Феодор были пострижены в монашество с именами Никандр и Филарет в Крыпецком монастыре, вклад же за них внес некий торговый человек, у которого в свое время был в услужении Никон.
Пройдя монашеский искус, преподобный Никандр вновь удалился в свою пустынь, где в общей сложности прожил около сорока лет в строгом посте, молитвах и трудах. Большая часть его жизни прошла в полном одиночестве. Лишь сравнительно незадолго до смерти место его подвигов было промыслительно открыто Господом для утешения и духовной пользы людей. Господь щедро одарил пустынника благодатными дарами: прозорливостью, даром исцеления, даром утешения скорбящих и страждущих. Не раз святой терпел скорби от злых людей и разбойников, наведывавшихся в пустынь, но переносил их со смирением, молясь за врагов своих и кротостью приводя их к покаянию. Еще при жизни преподобный Никандр почитался верующими людьми, как святой, и еще больше усилилось это почитание после его смерти, которую он предсказал. Преставился преподобный в 1581 году, завещав воздвигнуть близ своей кельи церковь в честь Благовещения Пресвятой Богородицы.
Уже через три года в хижине преподобного Никандра поселился один благочестивый муж по имени Исаия. Собралась братия, и в 1585 году возник монастырь, получивший впоследствии название: «Свято-Благовещенская Никандрова пустынь». Сюда, ко гробу преподобного, приходили с мольбой об исцелении страждущие люди, и по вере своей получали просимое. Росла и множилась слава о чудотворениях, совершавшихся в обители преподобного Никандра.
В 1687 году были обретены мощи преподобного Никандра, составлена служба ему и состоялось общецерковное прославление угодника Божия.
В течение более чем трех столетий пустынь обустраивалась трудами многих настоятелей, доброхотной помощью именитых благотворителей и, прежде всего, русских Государей.
В конце XVIII века, при архимандрите Геннадии, много сделавшем для благоукрашения пустыни, монастырь обрел покровительство благочествого императора Павла, который подарил ему богатую ризницу, причислил к православному приорству ордена Святого Иоанна Иерусалимского и повелел выплачивать обители ежегодную солидную пенсию.
Главной святыней монастыря был пятиглавый Благовещенский собор с голубыми куполами, усеянными золотыми звездами. Здесь покоились под спудом мощи преподобного, а над ними стояла рака художественной работы весом 13 пудов чистого серебра, украшенная чеканкой, литьем и драгоценными каменьями, и два серебряных подсвечника, каждый весом два пуда семнадцать фунтов. Монастырь обладал богатейшей ризницей и библиотекой.
К началу XX века Никандрова пустынь представляла собой прекрасный архитектурный ансамбль, центром которого был Благовещенский собор. Белая каменная монастырская ограда состояла из двухэтажных братских келий, расположенных по периметру обители, с четырьмя башнями по углам. Над монастырскими воротами высилась массивная колокольня с башенными часами, в которой размещалась библиотека пустыни. Внутренне пространство обители украшали плодовые сады.
Обитель славилась своими целебными источниками. Ежегодно в монастыре проводилось несколько крестных ходов, самым многолюдным и величественным из которых был крестный ход из обители в Порхов с чудотворной иконой преподобного Никандра, проводимый в день памяти его односельчанина и основоположника псковского пустынножительства преподобного Евфросина. Крестный ход был установлен по просьбе жителей Порхова в память чудесного избавления города от холеры небесным заступничеством преподобного Никандра. Многие тысячи богомольцев участвовали в нем до революции. Старожилы вспоминают, что уже и после закрытия монастыря в этот день, как и в день памяти преподобного Никандра, приходили в пустынь верующие люди, молились святому угоднику Божию, набирали целебной воды из источников…
После революции монастырь удалось оформить как коммуну «Благовещенскую». Трудясь на земле, братия продолжали служить Богу и людям. Уже в 1923 году власти приняли решение о закрытии монастыря в связи с судебным процессом над настоятелем обители архимандритом Владимиром (Гигановым), который смело обличал в своих брошюрах беззакония новой безбожной власти. Однако, несмотря на то, что настоятеля отправили в ссылку, монастырь не закрыли, и он продолжал существовать под видом артели до 1928 года, когда было решено окончательно с ним покончить. Сбрасывались и увозились на переплавку уникальные купола, была разграблена ризница, богатейшая монастырская библиотека была уничтожена. Монастырские здания продали на слом Порховской танковой части, которая активно вывозила камень и кирпич для строительства военного городка на окраине Порхова. Еще раньше, в 1919 году, во время гражданской войны бесследно исчезла серебряная рака преподобного, а в 1922 году вместе с другими ценностями были «реквизированы» двухпудовые серебряные подсвечники, представлявшие большую художественную и историческую ценность…
Во время войны Псковская православная миссия предприняла попытку восстановить монастырь. Настоятелем Никандровой пустыни был назначен уже престарелый игумен Андрей (Тишко). Однако осенью 1942 года он скончался от тифа. В пустынь приезжали служить разные священники, в том числе и начальник Миссии протоиерей Кирилл Зайц. Но восстановить монашескую жизнь в святой обители в годы войны не удалось.
Прошло более полувека, прежде чем, по благословению архиепископа Псковского и Великолукского Евсевия, в 2000 году монастырь стал восстанавливаться из руин. Несмотря на удаленность от больших городов, недостаток средств и огромный объем восстановительных работ, которые предстоит произвести, братия монастыря во главе с наместником игуменом Спиридоном планомерно трудятся над возрождением поруганной святыни.
В обители построены три храма: один – в честь иконы Божией Матери «Взыскание погибших» и второй – в честь святых Царственных, а также главный храм обители – собор Благовещения Пресвятой Богородицы, строятся необходимые подсобные и жилые помещения. Вновь звучит в стенах древней обители молитва, увеличивается число братии.. Над источником преподобного Александра Свирского возведена деревянная купальня.
С разных концов нашей страны приезжают в пустынь паломники, чтобы помолиться на месте подвигов святого пустынножителя и чудотворца Никандра, набрать воды из целебных источников, погрузиться в благодатные воды, чтобы потом с новыми душевными и телесными силами вернуться в обычную многотрудную жизнь.
Никон, в семье благочестивых поселян Филиппа и Анастасии. Рос он скромным и богобоязненным, с юных лет питал великую любовь к храму Божиему, часто посещая сельскую церковь в честь святителя Николая, которая сохранилась до наших дней.
Престольные праздники
Контактная информация
Адрес официального сайта храма:
http://www.nikandrova-pustyn.ru/
Email:
Координаты:
57°48`56.32``с.ш. 29°17`19.15``в.д.
Телефон:
+78113462345
Реквизиты:
Отделение № 8630 Сбербанка России г. Псков
к/сч. № 30101810300000000602
БИК 045805602
р/сч. № 40703810651010100937
ИНН 6017009651 КПП 601701001
ОКОНХ 96130 ОКПО 02810364
Или почтовым переводом по адресу:
182648, Псковская область, Порховский район, Дубровенская волость, п/о Загоска, дер. Любовец, Свято-Благовещенский Никандровский монастырь.