О храме
Одной из достопримечательностей Холуя является храмовый комплекс Троицкой и Введенской церквей, расположенный в живописном месте – на берегу Тезы, что неподалеку от моста. Комплекс состоит непосредственно из зимнего Введенского храма, лестней Троицкой церкви и сторожки, при этом все здания окружены оградой, оснащенной угловыми башенками, воротами и парой часовен. Точно неизвестно, когда именно была выстроена Троицкая церковь, есть сведения только о том, что в период между 1748 и 1750-ми годами была возведена новая деревянная церковь; необходимые для работ денежные средства были собраны с местных прихожан, при этом большой вклад внес астраханский епископ Мефодий. После пожара церковь была восстановлена на средства Дмитрия Пожарского. При церкви есть престолы, один из которых освятили во имя Живоначальной Троицы, а другой – в честь мученика Флора и Лавра. В 1775 году состоялось возведение зимней Введенской церкви с приделом святого Николая Чудотворца; при церкви имелась угловая башенка, ворота и небольшая часовня. Во внутренней части комплекса располагалось небольшой по размерам кладбище. Особенно интересны и немаловажны архитектурные особенности, присущие Троицкой церкви, которые отличают ее от классических храмов – это прекрасная сохранность, надлежащее сочетание архитектурных традиций 17 столетия с характерными барочными формами, что придает комплексу уникальный и интересный вид. Первоначально планировалось возведение Троицкой церкви по образу Казанского храма в Суздале, но получилось так, что они никак не похожи друг на друга. Что касается архитектурных форм 17 столетия, то в Троицком храме они отлично сочетаются с барочными традициями. Алтарь сделан несколько пониженным и закругленным, при этом он несет широкий приземистый восьмерик, который завершается пятью луковичной формы главками, оснащенными восьмигранными глухими шеями и роскошными ажурными крестами. Трапезная комната сделана квадратной формы; со стороны запада в ней примыкает колокольня с низеньким восьмигранным столпом и таким же четвериком. Оформление храма представлено лопатками на всех углах объема, оснащенным поребриком цокольным поясом, лаконичными карнизами из пилы и полок, а также ярусом кокошников в верхней области четверика. Можно заметить и следы изначально расположенных наличников с лучковыми завершениями и ушами. Живопись относится к середине 19 столетия, при этом на стеновых поверхностях она прописана при помощи масла. Одним из самых интересных примеров росписи стали псевдобарочные обрамления. Храм Введения выполнен в архаических пропорциях и формах архитектуры середины 17 столетия. Имеет место быть версия о том, что церковь была перенесена вместе с престолом Николая Чудотворца к зданию Троицкого храма. Ранее Введенский храм находился в соседнем селе под одноименным названием, который был жестоко разорен польскими войсками. В прошлом существующее село находилось в одном километре к северо-западной стороне от Холуя. Стоит отметить, что самая крупная ежегодно проходящая ярмарка, проводимая в Холуе, была отнесена именно к празднику Введения. Есть сведения, что при приходе Троицкого храма состояло более 1500 жителей, относящихся к деревням Жуково, Спасской и селу Холуй. В период между 18-19 веками весь комплекс был обнесен при помощи металлической ограды, закрепленной на металлических столбах с парой ворот с западной и восточной сторон. Во второй половине 19 столетия неподалеку от западных ворот была выстроена сторожка-часовня, при этом за счет кладбища значительно расширился участок, который получил ограду с западной и восточной сторон.