Адрес электронной почты
Пароль
Я забыл свой пароль!
Входя при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами
Имя
Адрес электронной почты
Пароль
Регистрируясь при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами

Подробная информация

О храме

История храма Всех Святых г. Таганрога
Церковь Всех Святых находилась в некрополе XIX-XX вв. в старой части города Таганрога.
Она была заложена в 1810 г. В 1824 — приписана к Таганрогскому собору.
В 1826 супруга Александра I пожертвовала на нужды храма 1000 рублей.
Первым штатным священником кладбищенской церкви был назначен двадцатидевятилетний отец Павел Афанасьевич Дмитревский, прослуживший в храме до 1867 г.
Первым старостой Всехсвятской церкви был таганрогский купец Герасим Фёдорович Депальдо, именно он пожертвовал на окончание строительства кладбищенского храма 10000 рублей. До наших дней сохранился скромный памятник над могилой его родной сестры Марии Фёдоровны Алфераки с правой стороны от главного входа в храм. В 1837 году церковь была перестроена и в таком виде дошла до наших дней. Это единственное из 25 культовых сооружений города, сохранившееся в изначальном виде и не разрушенное в советское время.К 1860 году церковь обветшала и была капитально отремонтирована и расширена по проекту, составленному в Санкт-Петербурге с пристройкой к церкви трапезной и колокольни. Работы велись на средства прихожан под наблюдением городского архитектора Фирсова. Самые крупные пожертвования при этом сделал Илья Дмитриевич Алфераки, на чьи средства при храме сем содержалась и воскресная школа.
В сентябре 1910 года при кладбищенской церкви состоялось открытие и освящение церковно-приходской школы. Располагалась она по левой стороне переулка против главного входа на кладбище, и содержалась за счёт средств семьи Алфераки. Здание сохранилось до наших дней (пер. Смирновский, 121).
В подземелье Всехсвятского храма (крипте), в каменных опорах, поддерживающих свод, имеется несколько малоизвестных захоронений. На одной из мраморных плит имеется надпись «Здесь покоится прах Льва Яковлевича Кульчицкого Родился в 1813 г. — скончался в 1873 г. » Контр-адмирал Кульчицкий являлся тринадцатым градоначальником г. Таганрога с 1868 по 1873 год. В мае 1894 года в церкви установили новый иконостас, весь мозаичный, состоящий из разноцветного стекла, фарфора и эмали, своей оригинальностью во многом отличающийся от иконостасов остальных таганрогских церквей.
Недалеко от храма Всех Святых находится могила Святого Блаженного Павла Таганрогского, глубоко любимого и почитаемого таганрожцами. Уже в наши дни на месте его захоронения построега часовня при настоятеле протоиерее о. Георгии Тарановском.
В 1922, когда вышло постановление об отделении Церкви от государства, из кладбищенской церкви, как и из других религиозных храмов, реквизировали церковноую утварь. Забрали 38 икон с серебряными окладами, шестнадцать серебряных лампадок, четыре креста и четыре броши, все из золота. В конце двадцатых годов церковь была закрыта. Во время немецкой оккупации Пелагея Емельяновна Толкачёва, до недавнего времени выполнявшая обязанности старосты, посетила гестапо на Петровской улице и добилась распоряжения, чтобы церковь сохранили действующей.
Храм всех святых находится в стороне от шумных городских магистралей., утопая в зелени. Размер площади и объём храма удивительно соразмерены. Храм является композиционным центром некрополя, к нему сходятся все аллеи старого кладбища.
Немного об истории самого кладбища.
Место для этого погоста было выбрано в 1771 году далеко за городом. Далеко – потому что в России в это время свирепствовала эпидемия чумы, и умерших от неё запрещалось хоронить в пределах городов. Самое старое захоронение на этом кладбище датируется 1796 годом, но официальное открытие зафиксировано в 1809 году.

В соответствии с данными современных исследований, захоронения изначально не имели конфессионального разделения. Только в середине 19 столетия были выделены участки для захоронений иудеев и мусульман. Территорию же христианского кладбища оградили деревянным забором, заменённым позже на каменную ограду. Камнем были вымощены также основные, главные аллеи, фрагменты их сохранились до наших дней.
Постепенно кладбище расширялось, вместе с ростом города, к началу 20 века оно уже не находилось далеко за городом. К нему прибавлялись всё новые участки, проводились захоронения поверх заброшенных могил, строительство в пределах кладбища было запрещено.

В 1908 году власти предприняли попытку создания каталога надгробий, сохранившихся на кладбище. Но оказалось, что многие из них, притом самые красивые и богатые, разрушены и разграблены. Хотя кладбище и охранялось, его закрывали на ночь, даже церковь однажды обворовали, обманув сторожей. Вандалы, оказывается, и тогда уже были.

Таганрогское кладбище принимало в себя прах представителей множества стран, религий и национальностей, соответственно их усыпальницы были оформлены по их традициям. Самые шикарные из них стоили баснословно дорого, работали над ними греческие, итальянские мастера. Потомки, увы, не оценили этого, и пришлось кладбищу пережить не только вандализм отдельных индивидуумов, но и так называемую «пятилетку атеизма» в 1932 – 1937 годах. С могил тогда снимали кресты и памятники, представлявшие высочайшую художественную ценность, и уничтожали их.

В 1943 году Таганрог освобождён от фашистской оккупации. Сколько его освободителей погребено на городском кладбище, точно неизвестно, неизвестны и имена большинства. В разных частях некрополя можно увидеть их братские захоронения, как свидетельства изменений, внесенных войной в облик кладбища.

В 1971 году старое кладбище закрыли как непригодное для использования. Это не предохранило его от дальнейшего разрушения. В первой половине 70-х Таганрог затронула эпидемия холеры, в склепах, где обитали всякие бродяги, стала размножаться инфекция, усыпальницы стали засыпать мусором и захламлять. Так были утеряны многие произведения искусства, хотя в 1976 году самые ценные скульптуры были вывезены из некрополя и выставлены во дворе Картинной галереи.

В 1991 году кладбище постановлением Совета министров объявили памятником культуры и истории. И оно хранит в себе эту историю, хранит прах людей, её создававших. Можно сейчас назвать некоторых из самых знаменитых личностей, покоящихся здесь. Некоторые из них известны не только в городе, но и далеко за пределами страны – Алфераки, Маркаки, Макропуло, немецкие династии Нойман, Базенер, Ман. Похоронены здесь детский писатель И.Д. Василенко и художница С.И. Блонская, артист цирка А.А. Дуров со своими родственниками, врач В.В. Зак и его родственники, меценат Г.Ф. Депальдо и многие другие.
Сегодня старое кладбище нуждается в восстановлении как значимый объект культурно-исторического наследия не только Донского края, но и всей земли Русской.
(продолжение следует)

Престольные праздники

11 июня / 29 мая
Всех Святых

Контактная информация

Координаты:

47°12`28.27``с.ш. 38°54`9.08``в.д.

Телефон:

+78634644472

Реквизиты:

Духовенство:
- протоиерей Игорь Геннадиевич Ковалев
- протоиерей Виктор Петрович Левченко