О храме
Архитектурный ансамбль Троицко-Знаменской церкви расположен в центре посёлка и определяет восточную сторону его главной площади. В средней части участка, близкого по форме к трапеции, расположена церковь, в северо-западном углу - дом Кокушкиной, восточную сторону занимает богадельня, в юго-западном углу - земское училище. Разрывы между зданиями заполнены оградой с воротами с трёх сторон (кроме восточной). На площади перед храмом, по оси его западного фасада воздвигнута отдельно стоящая высокая колокольня. Первоначально на этом месте существовал женский Рождественский Знаменский монастырь с деревянным собором, по преданию, основанный в 15-м веке и впервые упомянутый в 1712 г.; в 1741- 45 гг. на средства лежневского крестьянина А.П. Любимова возведено новое, каменное, здание собора Знамения. Одновременно были сооружены и другие монастырские постройки: корпус келий, колокольня и ограда. В 1764 г., после упразднения монастыря, Знаменская церковь стала приходской, в 1813 г. её надстроили вторым этажом, где разместилась Троицкая церковь. В 1816-23 гг. была сооружена новая колокольня с часами, выполненными на средства местного купца К.В. Кокушкина. Возможно, авторство колокольни принадлежит работавшему в Шуе архитектору Я. Маричелли. В 1-й пол. 19 в. сооружены дом А.В. Кокушкиной и новая ограда, в сер. 19 в. - женское земское училище, а в 1860 г. по заказу московского купца Прохорова вместо прежних келий возведён корпус богадельни. Вероятно, в нач. 20 в. западный, выходящий на площадь участок ограды перестроен. В 1965 г. проведён ремонт и частичная реставрация колокольни. Все здания кирпичные, оштукатуренные. Комплекс занимает главенствующее положение в панораме Лежнева, особую градостроительную роль играет вертикаль колокольни. Вытянутые в линию перпендикулярно реке Знаменская церковь и колокольня композиционно перекликаются с расположенным к югу от них комплексом Казанской и Христорождественской церквей. Один из ярких сельских ансамблей, объединяющий культовые и гражданские здания в стиле классицизма. Церковь Знамения - интересный памятник, сочетающий архитектурные черты двух эпох: формы и декор нижнего храма развивают приёмы зодчества 17-го века, тогда как верхний храм и паперть имеют традиционную композицию и декорацию в стиле раннего классицизма.