О храме
Строительство Покровского Собора тесно связано с историей северной окраины города Астрахани. В древности вся северная часть города была незаселена. Первоначально это место именовалось «Болдинский остров», так как находилось в междуречье рек Волги, Болды и Кутума. Север Болдинского острова оказался очень удобным вфортификационном отношении. Но вскоре выяснилось, что это место благословлено Богом и для трудов духовных. По преданию, после начала в Астрахани «свадебного бунта», митрополит Сампсон был вынужден скрыться из города и несколько месяцев «утаиваться» от мятежников в Болдинской степи. Тогда-то он и приметил место у слияния Волги и Болды, которые ему очень понравились по своему уединенному местоположению, направляющему ум к молитве и духовным размышлениям. В 1707 году здесь был расквартирован Казанский солдатский полк, отчего и сама слобода все чаще стала называться «Казанской». Позже здесь стали селиться «своими домами астраханские купцы и прочие горожане». В 1753 году горожане просили разрешения выстроить свой храм. А в 1769 году освященный храм был назван в честь Казанской иконы Божией Матери, из-за почитания образа местными жителями, то ли вследствие старого наименования слободы. Как бы то ни было, но за слободой так и закрепилось название «Казанская», теперь уже в честь церкви. Казанская слобода с южной стороны ограничивалась небольшим ериком. За этим ериком шла другая слобода, называемая слобода за Кутумом. Образовалась она чуть позже Казанской, но церковь здесь появилась в 1738 году, сначала деревянная, а в 1759 году каменная. Церковь была освящена в честь Рождества Христова. К концу XVIIIвека обе слободы – Казанская и Рождественская значительно обустроились. Многие астраханцы и купцы были вынуждены переселиться из-за частых пожаров, особенно 1767 году. В начале XIXвека здесь стали появляться новые переселенцы из казенных крестьян. Губернская канцелярия отвела им место между Болдой и Кутумом на пустоши вдоль Волжского русла. Центральная часть Болдинского острова была наиболее нежизненной. Здесь почти все пространство занимал огромный мелководный ильмень Бляблин. Со временем он стал пересыхать. К середине XIXвека от него остались лишь топлые места и болотца. Так, эта территория все больше стала похожа на степную пустошь, получив название Болдинской степи. В 1858 году случилось событие, которое привело к заселению Болдинского острова. 1 августа этого года случился пожар. Загорелись лесные и дровяные пристани, погорели все постройки на берегу Волги. После этого пожара городское управление вынесло решение перенести все горючие материалы - за город. 30 июля 1877 года новый пожар истребил около пятисот дворов в Казанском приходе. Большая часть семейств погорельцев устремилась в незастроенную еще степь между Волгой и Болдой. В это время слобода получила и новое наименование - «Селение». Это произошло от древнего названия закутумной части г. Астрахани – «селения», именуемое Посад, известно еще в середине XVIIIвека, и по словам протоиерея Василия Мартынова, писавшего в 1852 году: «Это наименование тому месту и доныне существует». Новая слобода обустраивалась и укреплялась. Но жители, приписанные к Казанской церкви, в тайне мечтали о построении новой церкви. Пожар 1858 года просто испепелил Казанскую церковь, от которой остались одни голые стены и обгорелая колокольня. Весь тяжелый труд по восстановлению храма выпал на долю его настоятеля протоиерея Тимофея Парадиева. Много труда он вложил в Казанскую церковь. Все, казалось, было хорошо, благоустроенно. Но одно смущало, что храм был очень маленьким. Стали собираться пожертвования на расширение храма. Дело продвигалось. Но в 1873 году священник отец Петр Ильинский выдвинул свою идею о постройке нового храма, который служил при Казанской церкви. 4 июля 1875 года о. Петр Ильинский направляет прошение на имя Астраханского Преосвященного Хрисанфа (Ретивцева) «о нужде в новом храме и указывал на возможность немедленно начать и само дело, употребив на то средства, предназначенные на расширение церкви Казанской». Вскоре Владыка Хрисанф специально приезжал в Казанский храм, осматривал, после этого также советовал вместо его расширения заняться постройкой нового храма. Владыка благословил о. Петра собирать приходское попечительство для строительства нового храма. 7 августа 1875 года прихожане Астраханской Казанской церкви подали прошение епископу Хрисанфу, где говорилось: «что ввиду обширности и многолюдства православного населения в этой местности и тесноты храма, по которой люди должны слушать богослужение вне храма, просить разрешение соорудить в Казанском приходе, на счет пожертвований, новый храм на площади нового рынка (Новые Сады, сейчас Селенские Сады), в расстоянии от Казанской церкви около версты, и образовать при сем отдельный от Казанского приход». Отец Петр, любящий свой Казанский храм, потом говорил, что именно «казанские» прихожане выстроили Покровскую церковь. Один человек, который стал храмоздателем, на плечи которого легли весь труд и строительство – это астраханский купец и благотворитель Иван Иванович Губин. Он первый сделал значительный взнос тайно, и это подтолкнуло епископа Хрисанфа решить дело в положительную сторону. А когда вопрос зашел о наименовании будущего храма, то, как повествует предание, Иван Иванович ходатайствовал о наименовании в честь Покрова Пресвятой Богородицы, так как икона Покрова с давних времен почиталась, как покровительница лесопромышленников и уберегала от пожаров. Также и место храма было выбрано по предложению И.И. Губина. Иван Иванович Губин деятельно занялся и поиском способного архитектора. Это был губернский инженер Павел Знаменский. П.Знаменский окончил архитектурное отделение Академии художеств и работал в департаменте строительства в Петербурге. Дослужил он до звания титулярного советника. Архитектором П.Знаменским были составлены два проекта будущей церкви. Оба они были составлены в древнерусском стиле.Второй проект - попроще. Он больше понравился церковно – приходскому попечительству. Здесь гармонично сплетались стены из красного кирпича с белокаменным обрамлением, что подчеркивало изящество и воздушность храма при всей его грациозности. Храмоздатели будто увидели задуманное ими творение посреди Болдинской степи. В 1878 году в семье Губиных случилась большая трагедия. Умер их единственный ребенок – сын Петр. Мария Александровна, (жена), от горя лишилась рассудка. Жизнь Ивана Ивановича перевернулась. Но только сильная вера в Бога помогала ему выстоять в великих скорбях. Теперь он жил только для Бога и ради Бога. Имея огромное состояние, он жил в скромном деревянном домике, в самой аскетической обстановке, фактически монашеской, подвижнической жизнью. Во всем себе отказывал, но никогда ни в чем не отказывал другим. К нему непрерывным потоком шли просители с просьбой о помощи. Он помогал всем: строил богадельни, больницы, приюты, школы. Им были выстроены Елизаветский сиротский приют, Михаило – Архангельский приют для престарелых женщин, школа глухонемых, дом трудовой помощи и т.д. Губиным сделаны крупные пожертвования на строительство Мариинской женской гимназии, выстроена богадельня на родинеего жены в селе Дубровка. Но особенно жертвовал Иван Иванович на храмы Божии. Строились: Князь – Владимирский и Казанский соборы города Астрахани, Ирининская церковь, общины Красного Креста, церковь мученицы Александры при Мариинской гимназии, Пантелеимоновская церковь в Тинаках, Никольская на Форпосте, восстанавливались: Христорождественская церковь и Входоиерусалимская церковь при мужском духовном училище и многие другие приходы и церкви. И все-таки, главным любимым детищем Ивана Ивановича была Покровская церковь. В нее он вложил всю свою душу и любовь. 31 марта 1885 года в торжественной обстановке были освящены и повешены на колокольню колокола. 29 сентября, накануне праздника Покрова Пресвятой Богородицы, Астраханским епископом Евгением (Шерешиловым) был освящен главный престол храма. Тогда были освящены и боковые приделы: правый – в память Усекновения главы Иоанна Крестителя, а левый – в честь Великомученика и Целителя Пантелеимона. Левый придел был так назван по прошению попечительства. В то время со святой горы Афон доносились вести о русской обители, носящей имя Великомученика Пантелеимона. Добрался до Астраханской окраины и известный афонский иеромонах Арсений, по благословению своего монастырского начальства возивший по святой Руси афонскую святыню, от которой шло неисчислимое множество чудес. Еще задолго до освящения храма стал вопрос о внутреннем убранстве: устройство иконостаса, приобретение церковной утвари, роспись стен священными изображениями. Все расходы Иван Иванович Губин взял на себя. По заказу астраханскими мастерами был вырезан замечательный пятиярусный иконостас. Большая часть икон иконостаса была написана в Астраханской мастерской Силкова, часть икон закуплена в Петропавловской церкви города Астрахани. Центральные Царские Врата, деревянные, с позолоченной резьбой, также были приобретены в Петропавловской церкви, а для боковых приделов – деревянные резные в Казанской церкви. И всякая другая церковная утварь была приобретена на пожертвования от «неизвестных». За все эти труды Иван Губин приобрел полное доверие прихожан Покровской церкви. 30 ноября 1885 года по выбору прихожан, и с согласия церковнослужителей, за указом Астраханской Духовной Консистории за № 5050 он был утвержден в должности церковного старосты Покровской церкви. Пробыл он в этой должности бессменно 28 лет до самой смерти. Главная святыня, которая составляет ценность Покровского собора, является икона – мощевик с частицами мощей многих святых и частью от Честного Древа Креста Господня, Ризы Пресвятой Богородицы - принесенный в дар собору от архиепископа Сергия (Ларина)в 1955 году. Большая икона Преподобного Сергия Радонежского со вставленной в нее частицей мощей святого – дар Патриарха Московского и Всея Руси Алексия I, посетившего город Астрахань в 1949 году. Икона Священномученика Иосифа Митрополита Астраханского с частицей его благодатной власяницы, которая была написана известной иконописицей монахиней Агнией (Стародубцевой). По благословению архиепископа Филиппа (Ставицкого) монахиней Агнией были написаны еще несколько икон, одна из них – храмовый образ Покров Божией Матери, перед которым каждую пятницу вечером совершается чтение акафиста. Очень почитают верующие астраханцымогилку архиепископа Филиппа (Ставицкого), находящуюся по спудом храма. За его благочестивую жизнь, исповеднический подвиг, молитвенную помощь он почитается как месточтимый угодник Божий. Прошло более века со дня основания Покровского кафедрального собора. Красотой и величественностью церковь влечет к себе не только астраханцев, но и паломников со всех концов земли.