О храме
Храм Архистратига Михаила имеет древнюю историю, которая восходит к XII столетию, и непосредственно связана с историей города Карачева, который был образован как город-крепость. Название храма в честь предводителя небесного воинства Архистратига Михаила, как и месторасположение (в древней городской цитадели) неслучайно, и говорит о его назначении быть духовным щитом для жителей города, его ополчения и православного воинства – дружин и батальонов. В историческом описании церквей, приходов и монастырей Орловской Епархии упоминается о древней книге, которая хранилась в Соборном архиве от 1-й пол. XVII ст. В книге этой земля, на которой воздвигнут ныне существующий храм, названа «местом церковным Великомученика Георгия». На этом основании, составители исторических описаний церквей, приходов и монастырей, делают предположение, что до эпохи смутного времени здесь находился храм св. Георгия, который, вероятно, был разрушен в тяжелую годину самозванцев вместе с прочими Карачевскими храмами. После восстановления города, после смутного времени, на месте разрушенного храма сооружён был (между 1621 и 1626 гг.) деревянный храм Архистратига Михаила. Этот храм просуществовал около столетия; в середине XVIII века он был заменён ныне существующим каменным зданием храма. (В ведомости Карачевского Духовного Правления за 1745 год он значится уже каменным). То есть первое датируемое упоминание храма относиться к 1621 — 1626 гг. Г.П.Поляков делает смелое предположение, что возникновение храма можно отнести к XII в. а название его как-то связано с князем Олегом, либо со Святославом Всеволодовичем: «так как имя «Михаил» было их вторым христианским именем… Не исключено, что в до монгольский период этот храм мог быть каменным». Специальных исследований в этом направлении не проводилось, и городище «Карачев» было мало изучено археологами. Но представляет интерес медальон, который находится в Брянском краеведческом музее: «уникальный шейный медальон, амулет — «змеевик», найденный, неподалеку от собора. Змеевик круглый (5, 4 см в диаметре), отлит из светлой бронзы. На аверсе змеевика изображение Архангела Михаила, а на оборотной стороне — женская голова с отходящими от нее семью змеиными туловищами. На обеих сторонах змеевика помещены надписи — заклинания против злых сил и болезней». Там же были найдены обломки плоских древних камней и фрагмент известнякового блока в форме прямоугольной призмы размером 21×19×39 см. Если предположение Полякова Г.П. о постройке каменного храме Архистратига Михаила в домонгольскую эпоху верно, то история храма будет выглядеть следующим образом: 1. Постройка каменного храма одним из Карачевских князей (возможно Святославом Всеволодовичем) между XII и XIII вв. в период Киевской Руси наподобие тех храмов, которые были раскопаны во Вщиже Рыбаковым Б.А. и Трубчевске Раппопортом П.А. и датируемые 2-й пол. XII — нач. XIII в. 2. Разрушение храма в результате одного из многочисленных нашествий внешних врагов или княжеских усобиц. Восстановление храма, но уже деревянной постройки и под другим именем, в то время, когда Карачев уже перестал быть удельным княжеством, предположительно, в период зависимости города от Московского государства в конце XV – начале XVI века. Переименование храма в связи с изменившейся политической обстановкой того времени в честь святого великомученика Георгия Победоносца, изображение которого и теперь находится в центральной части герба Москвы и который, также как и Архангел Михаил, изображённый на гербе Киевских князей, является покровителем воинства. 3. Разорение и сожжение города и храма в эпоху самозванцев польским отрядом под командой пана Лисовского ввиду приближения Московского воеводы князя Дмитрия Михайловича Пожарского (в 1615 году) вместе с прочими Карачевскими храмами, о чём уже упоминалось выше. 4. В период восстановления города, после смутного времени сооружение на месте разрушенного храма Святого Георгия нового деревянного храма (в 1621-1626 гг.) и возвращение ему его первоначального имени в честь Архистратига Михаила, в царствование Михаила Романова, избранного всенародно, с воодушевлением и надеждой после долгих лет нестроений и смут в государстве. Храм этот просуществовал около столетия и в первой трети XVIII века был заменён каменным зданием храма. В последующие годы он расстраивался, претерпевая как строительно-планировочные, так и декоративно-архитектурные изменения от Московского барокко, до классицизма. Ахитектура существующего храма. Первоначально храм представлял собой традиционный для XVIII века тип – восьмерик на четверике, небольшой трапезной с западной стороны и массивной полукруглой апсидой с восточной стороны и одним главным престолом во имя Архистратига Михаила. Но с конца XVIII века храм начинают перестраивать и расширять. «В 1786 г. сооружён первый придел в честь «Страстной» иконы Божией Матери; в 1809 г. воздвигнут второй придел во имя святителя Димитрия Ростовского и построена колокольня; в 1844 г. Карачевским купцом Николаем Бочаровым устроен третий придел в честь иконы Божией Матери «Взыскание погибших», и, наконец, в 1848 году церковным старостой Константином Писковитиным сооружен четвёртый придел во имя Великомученика Георгия Победоносца»9. Таким образом, храм получил своё окончательное архитектурное оформление. Невысокий массивный четверик несёт широкий восьмерик с окнами в нижней части и пологим куполом, увенчанным стройной главкой с крестом на гранёной шейке. С трёх сторон к четверику примыкают крупные полукруглые боковые приделы и алтарь, с западной стороны – трапезная часть и колокольня, увенчанная высоким шпилем. Храм Архистратига Михаила по композиции и декору является памятником, отразившим сменившие друг друга различные архитектурные веяния целого столетия с середины 18 до середины 19 веков. В этом памятнике формы классической архитектуры поданы своеобразно в сочетании с предшествующим стилем барокко. Яркое впечатление оставляет пластично- выразительный объём, четкость силуэта, хорошие пропорции, скромность и лаконизм декоративных форм. Для выявления первоначального облика необходимо проведение реставрационных работ.