- Ленты
- |
- Люди
- |
- Служения 4
- |
- Мероприятия 0
- |
- Сообщества 0
- |
- Ещё
СУДЬБА ГИМОЛЬСКОГО ХРАМА
деревня Гимолы ( kylä Himol’a )
рубрика:Чтения газеты.
У каждого храма есть своя собственная история, свои особенности. Сведения о церкви нашего края мы находим в архивах и фондах библиотек, продолжаем поиск изучения наших духовных и исторических корней.
«В глухих деревнях, при непроходимых дорогах, порою почти полном отсутствии связи с внешним миром, именно христианство, православный священник несли духовную культуру и грамотность, и этим самым спасали народ от дикости и бескультурья».
Для ознакомления, предлагаем совершить краткий экскурс в прошлое.
И поближе познакомиться с историей храма нашего края.
Мы начнем рубрику: Чтения газеты.
Заметка в газете «ОЛОНЕЦКИЕ ЕПАРХИАЛЬНЫЕ ВЕДОМОСТИ» за 1900 год, №6, 15 марта о Гимольском приходе.
С.225-229
Заметка «Гимольский приход, Повенецкого уезда» её написал воспитанник Олонецкой духов. семинарии Петр Надпорожский. Он поведал нам о судьбе храма, о Гимольском приходе с 1739 года.
Гимольский приход, расположен главным образом около озера Гимольское (ранее Суно, видимо, связано с названием реки). Расстояние от губернского г. Петрозаводска 210 верст (ныне 265 км), а от уездного 200 верст. Пространство, занимаемое приходом, если взять его крайние пункты, довольно обширны, 11 деревень 1100 жителей. От храма до крайней северной деревни 42 версты, до самой южной 35 верст.
Население прихода корельское и по своему языку принадлежит к корелам повенецкого уезда, выговор которых сходен с языком Финнов. «Гимо» по корельски значит желание.
Если в 1739 году в Гимолах была «выставка», то следовательно, была уже церковь и причть.* подробнее выдержки из заметки на слайде
(Примечание: это известно из текста «Отбойной записи» лендерцев от 13 августа1628 г.…в Вонгоре или даже в Гимоле, потому что точно известно, что, по крайней мере, к 1628 г. в Гимоле уже стояла собственная церковь.
Следовательно, к 1628 г. самоорганизация крестьянского мира Селецкого погоста окончательно выделила Гимольскую волость с церковным приходом в самостоятельную волость. Историческую справку о сведениях Гимольской церкви мы составили из выписки "Дозорных книг", ведомостей.)
В середине XVII в. Селецкий погост имел уже три церковных прихода, три волости с церквами (собственно Спасскую Селецкую, Рождественскую Гимольскую и Ильинскую Янгозерскую).
Осквернение церкви шведами в Гималах.
- Лошади шведов стояли в св. алтаре и в церкви, вместо попон покрывались св. ризами, а конская сбруя вешалась на гвоздях, вбитых в св. иконы. Колокола, снятые с колокольни, брошены были в бездонное болото.
Храм, подвергшийся разорению от шведов, в 1812 году был обновлен и в таком виде находился до 1863 года.
В 1832 году Гимольский приход получил самостоятельность, а до сего времени был приписан к Янгозерскому приходу, расстояние 80 верст.
Храмовое строительство Лопских погостов прослеживается на карте в начале XVIII в. упоминается и Гимольская церковь отмеченная красным цветом, это значит старая церковь, ранее на карте в конце XVII в. наличие зеленого цвета - построена новая церковь.
В 1863 году вместо обветшалой церкви, построена в Гимолах новая церковь.Освящение храма - 15 - марта 1864 года останется навсегда памятным для бедных гимольских прихожан.
Подтверждение этого факта мы находим в газете "Олонецкие губернские ведомости" за 1864 и 1865 гг. в номерах 17 и 27, об этом разговор пойдет отдельно.
Однако, и этот храм существовал не долго. В 1878 году приступили к постройке нового храма, и в таком виде существует и в настоящее время (автор имеет ввиду1900 г., а мы продолжим, простоял до наших времен, до возрождения)
Храм одноглавый; однопрестольный, в честь Рождества Пресвятой Богородицы, тут же вместе с храмом и колокольня. Вместимостью до 200 молящихся. Внутренность его довольно прилична, особенно для сельского храма. Все иконы в иконостасе новые; по боковым же стенам расположены старые иконы, оставшиеся от прежней церкви. Это по большей части иконы, выданные в 1864 году из Петрозаводского кафедрального собора, куда они были вывезены из Даниловского раскольничьего скита, после его уничтожения. Ничего замечательного в историческом отношении внутри храма нет: ни икон, ни крестов, ни сосудов, ни облачений, ни рукописей, ни книг.
Вокруг храма есть каменная ограда, внутри которой расположено закрытое ныне/с 1850 г./ кладбище. Причиной закрытия послужила невместимость кладбища, а так же неудобство почвы. Отсюда, от храма, кладбище было перенесено на ближний к погосту остров Алканъ-сари, где находится и теперь. Но это кладбище как было, так и есть - не обще-приходское кладбище, а только дер. Погоста.
Причт Гимольской церкви прежде был трех-членный, а затем, с уничтожением должности пономарей, стала дву-членной; он состоит теперь из священника и псаломщика.
Надолго в памяти у Гимольцев останется о посещении прихода Преосвященнейшим Назарием, Епископом Олонецким и Петрозаводским.
Предпринимая поездку по дебрям повенецкого уезда в январе 1899 г, Владыка изволил 23 января посетить и Гимолы.
Этот факт тем более замечательный для этого глухого места, что ни один ещё Владыка не посещал здешнего прихода. Оно внесло в их жизнь новое чувство, чувство сознания, что и они, несмотря на свою отчуждённость от прочего мира своим неприступным местоположением, не забыты их главным духовным отцом, что и они, наравне с прочими, суть члены великой Православной Церкви.
Следующий визит высокого гостя в карельскую глубинку состоялся спустя более 100 лет. Знаменательным событием для карельской глубинки стал 2014 год, началось возрождение нашего храма, освящение и благословение к восстановлению храма.
С архипастырским визитом Гимольский приход посетил высокий гость управляющий епархией епископ Костомукшский и Кемский Игнатий.
Заметку читала вместе с вами Наталья Порошенкова - член общины гимольского прихода
Продолжение следует