О храме
С площади Орджоникидзе открывается вид на Подниколье и живописную пойму Днепра, которая в весенний разлив сильно затопляется и раньше называлась Болонья. Издавна, после спада воды, эти места использовались местным населением под огороды. В древности здесь, на незатопляемой части заливных лугов, т. н. гриве, сформировалась Гривлянская сотня, а затем и Покровский посад, где до нашего времени полностью сохранился единственный в Восточной Беларуси комплекс Никольской церкви архитектуры виленского (белорусского) барокко. Церковь имеет богатую и сложную историю.
Впервые она упоминается в инвентарях городов Витебска и Могилева. Фрагментарно известно, что изначально церковь была деревянной и размещалась в Старом городе (Нагорский посад). 25 апреля 1580 года она была освящена, а в 1598 году ограблена.
Из Барколабовской летописи известно, что при церкви у священника Федора Сасина в 1607 году некоторое время жил и учил детей грамоте Дмитрий Нагой (Иванович), будущий Лжедмитрий II ("Тушинский вор"), который отсюда отбыл в Москву в качестве наследника царского трона.
Основание Свято-Никольского монастыря в Могилеве связано с историческими лицами, имевшими непосредственное отношение к церковной жизни города. В апреле 1636 года Киевский митрополит Петр Могила получил от польского короля Владислава IV фундуш на постройку в Гривлянской сотне Свято-Никольского храма с помещениями "для особ духовных и чернцов +".
В 1637 году, когда Могилевской епархией управлял епископ Сильвестр I Коссов, гривлянские прихожане построили временную Никольскую церковь с женским монастырем при ней. А в 1646 году мещане Могилева получили королевский привилей "на строительство каменной (мурованой) Николаевской церкви на грунтах, купленных гривлянскими мещанами, не униатами".
Королевская грамота обеспечивала православным спокойное, свободное от насилия униатов и замковой администрации существование церкви и монастыря. Мещанам разрешалось иметь в год два канона и две ярмарки при церкви "на зимнего и весеннего Николу". Копия этой грамоты с печатью хранилась в Свято-Никольском храме еще в 1848 году.
Строительство Никольского летнего каменного собора в дошедшем до нас виде началось только в 1669 году и было закончено в 1672-м, когда его освятили. В нем были сооружены два придела: правый во имя св. Иоанна Предтечи, левый во имя св. Великомученика Дмитрия Солунского.
В 1697 году царский стольник П.А. Толстой, характеризуя обитель, отмечал в своих путевых заметках: "За городом монастырь Николаевский, в нем живут инокини благочестивой греческой веры. В том монастыре церковь каменная, изрядного строения. Апреля в 5 день, в понедельник святой недели, был у обедни в Николаевском девичьем монастыре, там церковь каменная, иконостас великий, золоченый+".
Свято-Никольский женский монастырь действовал с 1637 по 1719 год, после чего был преобразован в мужской, а в 1754 году закрыт. Открывшись позднее, храм стал приходским. В целом, монастыри здесь действовали 117 лет.
Во второй половине XVIII века собор был реставрирован, а в XIX веке настоятель храма протоиерей Евфимий Бекаревич сделал в нем капитальный ремонт. После смерти его прах покоился в храме, но в XX веке могилу разрушили и разграбили.
В свое время при храме действовали 2-классное церковноприходское училище и богадельня. На монастырской территории до нашего времени находится зимняя церковь 1793 1796 гг. постройки, освященная во имя святого Преподобного Онуфрия Великого (Онуфриевская церковь).
С 1901 года в Никольском соборе служил священник Михаил Лещинский, который в 1934 году умер и похоронен на Мышаковском кладбище. После его смерти храм был закрыт. Накануне Рождества в 1930 году со всех церквей Могилева сняли колокола, а в 1937 году перестала существовать и Могилевская епархия. Перед войной, в связи с переносом столицы Беларуси в Могилев, церковь планировалось взорвать, а на ее месте построить фонтан для будущего городского парка культуры и отдыха. В 1936 1937 гг. в Никольской церкви размещалась пересыльная тюрьма, а с 1946 года книжная база. В 1954 1955 гг. стены и своды храма были оштукатурены цементным раствором. Местные жители рассказывали, что штукатурка изготавливалась строителями с добавлением соли, чтобы раз и навсегда уничтожить напоминающие "о религиозном дурмане" для народа уникальные фрески XVII века.
В 1972 1978 гг. в храме на своде купола и в алтарной части частично были выявлены и раскрыты ранние росписи XVII века. Это были фрески, выполненные по сухой штукатурке в свете малиновых, золотистых и изумрудно-зеленых тонов. С 1956 по 1990 год разными организациями здесь проводились реставрационные работы, в итоге которых здание собора пришло в еще больший упадок.
Но так не могло быть вечно, и 6 июля 1989 года по благословению Патриарха Пимена и постановлению Святого Синода Русской Православной Церкви Могилевская епархия была восстановлена. Управляющим епархией назначили высокопреосвященного Максима (в миру Борис Иванович Кроха), архиепископа Тульского и Белевского.
После передачи верующим Могилева комплекса бывшего Свято-Никольского женского монастыря, Св. Патриарх Алексий II благословил восстановление и возрождение женского монастыря. Историческим событием для монастыря был день 18 июня, когда Алексий II, вместе с сопровождающими его иерархами, навестил монастырь, осмотрел восстанавливаемые храмы, жилой корпус монахинь и передал свое благословение первым обитателям монастыря.
В 2002 году владыка Максим, архиепископ Могилевский и Мстиславский, умер (похоронен в монастырском дворе), новым управляющим епархией назначен епископ Софроний. В старой постройке, еще до реставрации, прямая стена монастыря в одном месте делала небольшой изгиб. Именно здесь когда-то похоронили бывшего священнослужителя, и, прокладывая стену, на том месте специально сделали угол, чтобы не повредить могилу (сейчас стена выпрямлена). Позже останки перенесли в часовенку. Хоронили покойников около церквей по давней традиции. Считалось, что так они быстрее попадают в рай.
Сегодня мы можем наблюдать отреставрированный культовый архитектурный комплекс, который состоит из каменных зданий Никольской и "теплой" (зимней) Онуфриевской церквей, 2-этажного жилого дома, колокольни. Окружает территорию каменная ограда с въездными воротами.
Никольская церковь 3-нефовая, 3-апсидная крестово-купольная базилика характерный пример виленского (белорусского) барокко и Могилевской школы зодчества. На низком световом восьмигранном барабане лукообразный купол объединяет обе части храма в единую композицию. Декоративное убранство ярусов главного фасада создает впечатление целостности, разнообразия и богатства, придает памятнику необычайную красоту. Ярусы имеют разную высоту, что подчеркивает стремление здания вверх.
Внутреннее пространство храма 2 рядами колонн (по три в каждом) разделено на 3 нефа, барабан купола опирается на 4 столба. Интерьер когда-то был богато отделан фресковыми росписями. Своды купола украшала фресковая композиция XVIII века "Троица новозаветная", а на парусах образы 4-х апостолов с символами. Стены между оконными проемами расписаны в 2-х уровнях на библейские и евангельские темы. Все они были созданы в 1-й половине XVIII века. Реставраторам удалось воссоздать фрески только на своде купола.
Иконостас храма
Выдающееся художественное произведение знаменитого храма 4-ярусный иконостас, выполненный могилевскими мастерами-резчиками и позолотчиками XVII века в технике сквозной деревянной резьбы с позолотой. Он сейчас полностью восстановлен и отреставрирован в первоначальном виде. По своему построению (ярусность), формам (деревянные колонки, покрытые орнаментальной резьбой виноградных лоз любимый мотив барокко) и характеру резьбы он близок к иконостасу, изготовленному для Смоленского собора Новодевичьего монастыря в Москве белорусскими мастерами в 1683 1685 годах.
Никольский собор выдающийся памятник белорусской архитектуры XVII века предложено внести ЮНЕСКО в реестр наиболее ценных сооружений в стиле барокко.
Рядом с главным храмом находится небольшая, выполненная в строгом классическом стиле Онуфриевская церковь. Зимой Никольская церковь не работала, обогреть такое большое здание было невозможно, и все богослужения проходили в теплой Онуфриевской церкви.
В углу ограды находится небольшая часовенка-колокольня, в которой ныне покоятся останки погибших в 1930-е годы. В 1992 году владыка Максим принял решение укрепить фундамент Никольского собора с северной стороны. Во время земляных работ были обнаружены многочисленные останки убитых людей. Большинство найденных черепов были пробиты либо пулей, либо острым металлическим предметом. По воспоминаниям одного из бывших узников Мартина Федоровича Малиновского, во времена сталинских репрессий в Никольском храме находилась пересыльная тюрьма для заключенных, большинство из которых были осуждены безвинно. В неотапливаемой церкви тесными рядами стояли двухъярусные нары, на которых в лютые зимние холода многие из узников замерзали во сне. Мертвых собирали, а слабых и тяжелобольных добивали штыками и закапывали здесь же, в алтарной части собора, рядом с живыми.
Молчаливым свидетелем тех страшных событий остались бывшие осужденные, кому удалось выжить, да старинная кованая дверь в храм со смотровым окошком для надзирателя. Позже останки замученных узников были вынесены и закопаны снаружи у стены храма. В 1992 году все обнаруженные человеческие скелеты были перезахоронены в часовне на территории монастыря. Теперь сестры обители регулярно совершают в часовне панихиды, молясь об успокоении душ осужденных и безвинно замученных людей.
Среди почитаемых святынь монастыря находится список одной из наиболее древних икон Могилево-Братской Божьей Матери, куда он был передан из Борисоглебской церкви. Единственное отличие на ней от классического списка над головами Богородицы и дитя Иисуса нарисованы короны, которые указывают на то, что икона коронована и католической церковью, почитается и уважается католическими верующими. Среди таких икон на Беларуси Белыничская и Жировичская. Икона отреставрирована и сейчас представляет собой яркий пример высокопрофессионального мастерства Могилевской иконописной школы.
Икона Белыничской Божьей Матери
В соборе монастыря находится один из списков чудотворной иконы Божьей Матери Барколабовской. На этой иконе имеется стихотворная надпись: "Въ Варкалабове стоить Богомати/ тамо источаеть реки Благодати сей дру-/ гiй образъ какъ на месте зрети прибегай/ те къ ней, отцы и дети/ тамо въ молитвахъ успехъ получають съ верою/ молясь за все то/ дознають". Эта икона, написанная в середине второй половины XVIII века, сверху имела образы ангелов, коронующих Божью Матерь (сохранились частично), и серебряный оклад (не сохранился), выполненный в 1781 году могилевским ювелиром П. Слижиком.
В Онуфриевской церкви монастыря имеется еще один список Барколабовской иконы, сделанный с чудотворной иконы XVII века и приобретенный в 1992 году. Перед ней горят три лампады, полученные в дар из греческих Фессалоников. Каждый день перед этой иконой после Божественной литургии служится молебен.
Имя Царя-мученика Николая II и его трагическая судьба хорошо известны в Могилеве. Здесь он находился в особенно тяжелые для него мартовские дни 1917 года. Отрекшись от российского престола, он пытался предотвратить кровопролитие и братоубийственную гражданскую войну. В Спасской церкви император в последний раз со слезами на глазах присутствовал на Божественной Литургии. Отсюда начался его путь на русскую Голгофу: взятие под стражу, заключение в тюрьму и мученическая смерть в Екатеринбурге в ночь на 17 июля 1918 года.
14 августа 2000 года в Храме Христа Спасителя в Москве на Архиерейском соборе совершилась канонизация членов императорской семьи. В тот же день в Могилеве необычный случай помог найти парадный портрет императора Николая II в полный рост. Найден он был в нише стены старой части здания по ул. Пионерской. В помещении, где самоубийством покончил с жизнью один из предпринимателей, проводился ремонт. Мастера вскрывали окровавленные доски пола и стен, за которыми и нашли тайник. Хотя образ Николая II на картине и не был каноническим, по просьбе владыки Максима портрет был перенесен в монастырь, где находится теперь уже как почитаемая прихожанами и паломниками икона.
В Никольской церкви монастыря хранится и одна из копий иконы Белыничской Божьей Матери. Оригинал чудотворной иконы Божьей Матери находился в Белыничском монастыре и когда он был православным, и когда временно принадлежал католикам (икона утрачена в годы Великой Отечественной войны). Каждый из паломников, кто с верой приходил в белыничский храм, по рассказам очевидцев, получал избавление от болезней. В Могилевской епархии существовал обычай: прежде чем совершить паломничество в Киево-Печерскую лавру, необходимо было навестить Белыничский монастырь и, получив благословение, отправляться в путь. Одигитрия Белыничская для восточного региона Беларуси была такой же почитаемой святыней, как Божья Матерь Жировичская для западного края.