О храме
В древней, поседевшей от веков Вохонской земле, в 15 км к югу от города Павловский Посад, находится место под названием Троица-Чижи. На небольшом открытом пространстве посреди заболоченного леса, в низовьях реки Дрезна, при погосте стоит церковь во имя Троицы Живоначальной.
Неоднократно краеведы интересовались происхождением названия «Троица-Чижи», высказывая множество версий. На протяжении столетий погост называли Троицким, Троице-Чижским, Чижами. Первая часть топонима «Троица» происходит от названия самой Свято-Троицкой церкви. Вторая часть «Чижи» по последней версии образована от многозначного слова «чиж». В словаре В.И.Даля «чиж», трактуется, как палочник или рогоз. Рогоз – совсем не редкое растение, произрастающее на сильно заболоченных берегах Дрезны между деревнями Кузяево и Часовня. Так было и сотни лет назад, когда в старых документах, датируемых первой половиной XIX века можно прочесть: «погост Троицкий, что в Чижах».
Самое первое документальное упоминание о Троицкой церкви относится к первой половине XVII века. Из расходной книги Казенного приказа, датируемой 1628 годом, можно было узнать, что «церковь святой Троицы деревянная, построенная изстари, на погосте у реки Дрозны, в начале XVII столетия находилась Московского уезда, в дворцовой Загарской волости; по окладу 1628 года дани 10 алт. 5 ден., заезда 3 алт., кормовая гривна».
По писцовым книгам 1631-1633 годов о Троицком погосте можно узнать следующее: «пашни паханые церковной земли 2 чети да перелогом четь, да перелогом и лесом поросло 2 чети в поле, а в дву потомуж, сена 70 копен, лесу поверстнаго елнику болотнаго по Микишин луг; да к церкви ж дано селище Темниково, да селище Петряково и те селища лесом большим поросли, а по мере в селище Петрякове лесу пашенного полдесятины, сена по оселку 10 копен, в селище Темникове по мере пашенного лесу четь десятины в поле, а в дву потомуж». Смежные друг с другом селища Темниково и Петряково, когда-то входили в Троицкий приход. Ныне этих населенных мест не существует. Их исчезновение относится к первой половине XVIII века. Позднее, в самом начале XX века, продаваемый церковью участок леса рядом с погостом так и называли «Темниково-Петряково».
Из переписных книг известно, что в 1646 году при Троицкой церкви «во дворе поп Семен».
В 1680 году в церковный причт входили священник Антип Никитин и дьячок Федор Евдокимов.
С воцарением на российском престоле Петра I дворцовая Загарская волость, в состав которой входил Троицкий погост, была пожалована в 1710 году бывшему крепостному Бориса Васильевича Шереметева, советнику царя по финансовым делам, Алексею Александровичу Курбатову.
После смерти Курбатова погост вновь входит в состав дворцового ведомства, пока в 1727 году вотчинные Загарские земли не были пожалованы полковнику Петру Васильевичу Чичерину. Именно при Чичерине начинается строительство каменного храма. Деревянная Троицкая церковь, простоявшая не меньше двух веков, из-за ветхости и малой вместимости в связи с возросшей численностью прихода, была заменена на одноглавую кирпичную, выстроенную в стиле провинциального классицизма в 1739 году. Строительными работами руководили священник Лукьян Агапов и дьячок Потап Агапов. Позднее, в 1789 году, к трапезной пристроили двухъярусную колокольню. Строительство велось на средства и силами самих прихожан из окрестных деревень (д.Малыгино, д.Власово, д.Семеново, д.Часовня, д.Бразуново, д.Аверкиево). По окончании всех работ деревянную церковь окончательно разобрали. Теперь на ее месте стоит каменная Свято-Троицкая часовня.
В 1748 году Чичерин скончался, и земли отошли его супруге Александре Васильевне Чичериной (урожденной Кольцовой-Масальской). В 1753 году Загарскую волость у Чичериной приобретает Николай Михайлович Леонтьев – генерал-майор, участник Семилетней войны. В 1769 году Леонтьев был убит одним из своих крепостных, и Загарская волость отходит его супруге Екатерине Александровне Леонтьевой (урожденной Румянцевой).
С 1788 года, вплоть до 1838 года, владельцем погоста являлся граф Сергей Петрович Румянцев – один из первых людей, попытавшийся освободить крестьян, став инициатором закона о «вольных хлебопашцах». При Румянцеве в 1795 году проходила V ревизия, при которой было зафиксировано, что у священно- и церковнослужителей церкви Святой Троицы, что на Троицком погосте, земли под усадьбой — 1 дес. 1045 саж., под пашней 56 дес. 828 саж., под сенокосом — 26 дес. 290 саж., под лесом — 135 дес. 558 саж. И неудобных мест 2 дес. 1845 саж. Всего — 221 дес. 2166 саж. земли. «Земля песчаная и к урожаю хлеба: ржи, овса и гречи способная. Покосы средственные, лес дровяной: березовый и осиновый».
В 1822 году умирает священник Борис Сергеевич Рождественский. У него остается супруга Мария Дмитриевна с детьми, которую по ее собственному прошению переводят просвирницей в церковь Николая Чудотворца на Лосином заводе (ныне город Лосино-Петровский).
С 1823 года на должность священника назначают Петра Иванова. При нем в составе церковного причта служили дъячок Петр Александров и пономарь Михаил Васильев. В 1835 году на отца Петра заводят церковное дело по многочисленным жалобам со стороны прихожан за «непорядочные поступки».
Летние месяцы периода 1839-1841 гг. выдались очень жаркими и засушливым для Богородского уезда. Пожары в лесах были не редкостью. В Троица-Чижах из-за засухи пересохла река Дрезна из-за чего стало невозможным совершать обряды водоосвящения и бороться с огнем в случае пожара. Существовавший с незапамятных времен пруд недалеко от церкви за давностью лет так сильно заплыл, что был совершенно не пригоден для забора воды. Поэтому в 1841 году церковный причт решает продать 50 сажен дров и на вырученные 450 руб. очистить церковный пруд.
В 1859 году (в «Списке населенных мест…») о Троицком погосте можно было узнать, что он «при речке Безымянной по правую сторону Малобронницкого тракта», и что на погосте 3 двора, в которых проживают 7 душ мужского пола и 4 — женского.
В 1862 году на три крестьянских семьи из деревни Семеново заводится церковное дело по их причастности к старообрядчеству. Служивший на тот момент священник Андрей Минервин лично подавал прошение в Московскую духовную консисторию из-за сложившейся проблемы в целях возвращения прихожан в православие. Исторически так сложилось, что Богородский уезд был в эпицентре распространения старообрядчества в Московской губернии в XIX веке.
В 1873 году по старой Троицкой дороге через погост Чижи везли в город Павловский Посад святыню бронницкой земли – икону Божьей Матери «Иерусалимской». Память об этом до сих пор хранят местные жители окрестных деревень Часовни, Власово, Малыгино и Аверкиево, которые приходили в Чижи, чтобы увидеть и поклониться чудотворной иконе. Икону было решено привезти из-за массовых заболеваний холерой в Павловском Посаде. В летописи Воскресенской церкви сказано, что жители обратились с просьбой разрешить им принять святую икону «Иерусалимскую» из г.Бронницы для совершения молебствий об избавлении от губительной болезни. Когда икона была принесена, то жители обнесли её по всем деревням своего прихода с совершением молебных пений, и холера прекратилась. Так икона Иерусалимской Божьей Матери стала почитаемой святыней и на нашей земле, отстранив болезни и мор от наших прадедов более ста лет тому назад.
В 1885 году обновляют роспись храма. О том, как был расписана Троицкая церковь, можно только догадываться. Время не сохранило никаких изображений, т.к. вся внутренняя отделка в советское время была уничтожена.
К концу XIX века приходское население окрестных деревень достигает такой численности, что возникает острая необходимость расширить однопрестольную Троицкую церковь, пристроив к ней придел. К 1887 году с разрешения Московской духовной консистории причт продает часть своих лесных угодий. За вырученные 3500 руб. от продажи леса к северному фасаду церкви решают пристроить придел во имя Преподобного Сергия Радонежского. Изначально прошение, поданное крестьянами на подписание настоятелю священнику Павлу Нехотенову, было отклонено. Окончательно разрешить вопрос с передачей приходских денег на оплату строительных работ удалось церковному старосте Степану Емельяновичу Подкопаеву и его брату Федору из д.Малыгино. Архитектором, создавшим проект Сергиевского придела, был выпускник Московского училища живописи, ваяния и зодчества Павел Георгиевич Егоров. Во время строительных работ северные фасады трапезной и четверика были значительно переделаны. По окончании всех работ и освящении придела в окрестных деревнях был введен второй престольный праздник.
В 1894 году к Троицкой церкви погоста Чижей определен священник Иоанн Уваров, который был осужден и снят с настоятельского места из-за постоянных жалоб прихожан, прослужив ровно год.
С началом XX века Троицкая церковь начинает активно продавать свои лесные угодья из-за тяжелого материального положения. В 1905 году причт продает 40, 2 десятин дровяного леса. На часть вырученных от продаж денег в 1907 году на территории погоста выстраивают три новых деревянных дома взамен обветшавшим от времени старым постройкам. В 1910 году на торги выставлено 47, 5 десятин леса.
В период острой денежной нужды в 1906 году храму была пожертвована сумма в размере 1000 рублей по духовному завещанию директора Лялинской фабрики мецената Петра Дмитриевича Долгова, который оставил после своей смерти в банке Павловского Посада капитал в размере 300000 рублей на устройство благотворительных учреждений, а также в помощь церквям и монастырям.
1 января 1912 года, в день Нового года, при Троицкой церкви на погосте Чижи было открыто Братство трезвости. Инициатором сего доброго начинания явился местный священник о. Николай Фелицын. Его проповедь во все воскресные и праздничные дни, в которой он указывал на современные недуги народа, возымела свое действие. В самый день открытия Братства по окончании божественной литургии было произнесено слово о вреде пьянства. (Московские церковные ведомости, №4, 1912 г.)
В 1916 году продажа церковного леса возобновляется. Дело в том, что годом ранее от прихода отошло две деревни: Бразуново и Аверкиево. Причиной того стало строительство храма в деревне Аверкиево на средства Александра Дмитриевича Самарина, начатое еще в 1911 году. 22 ноября 1915 года состоялось торжественное освящение двух пределов в честь св. Благ. Князя Александра Невского и св. Николая Чудотворца, на котором присутствовал и священник погоста Чижи Николай Фелицын. С тех самых пор приход храма в Чижах не менялся и, по сей день включает 4 деревни: Власово, Малыгино, Семёново и Часовня.
По данным одной из последних клировых ведомостей, датированной 1919 годом, в составе церковного причта Троица-Чижей числятся: священник Николай Сергеевич Фелицын (с 1903 года), диакон Александр Иванович Третьяков (с 1910 года), псаломщик Виктор Дмитриевич Воздвиженский (с 1916 года) и церковный староста крестьянин Василий Лукьянович Лукашев (с 1911 года).
С 25 октября 1920 года старостой храма был Прокопий Матвеевич Разсков.
По материалам Всесоюзной переписи 1926 года в поселении Троице-Чижи Малыгинского сельского совета значится 3 хозяйства (не крестьянских, а «прочих») с населением в 14 человек (9 муж. пола, 5 – жен.).
В 1934 году в Троицкий храм погоста Чижи был назначен священник Николай Александрович Архангельский. Отец Николай родился 7 ноября 1878 года в городе Верея Московской губернии в семье священника Александра Николаевича Архангельского. В 1893 году он оканчивает Перервинское духовное училище, а в 1899 году – Московскую Духовную семинарию. В 1915 году Николай Александрович рукоположен во священника. В 1931 году его возводят в сан протоирея. Отец Николай был настоятелем Троицкой церкви всего 3 года. 6 октября 1937 года его арестовывают по подозрению в антисоветской агитации и заключают в тюрьму г.Ногинск. Местные жители помнят, как увозили Николая Александровича на грузовике в его последний путь. 3 ноября тройкой при УНКВД по Московской области ему выносится приговор по статье 58-10 УК РСФСР в «ведении антисоветской агитации» с высшей мерой наказания. 5 ноября отца Николая расстреляли на полигоне Бутово под Москвой и похоронили в общей могиле. 16 января 1989 года был реабилитирован Прокуратурой Московской области по 1937 году репрессий. Причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских Архиерейским Собором Русской Православной Церкви в августе 2000 для общецерковного почитания.
Арест и расстрел настоятеля отца Николая обернулся закрытием церкви. Вся церковная утварь, какую удалось спасти, разошлась по окрестным церквям и деревням. Иконы и книги зачастую забирали сами прихожане. Иконостас был вывезен в Глинскую пустынь, откуда впоследствии перевезен в Даниловский монастырь Москвы, где и находится по сей день. Паникадило отошло Казанской церкви села Иванисово, а подаренный когда-то крестьянами д.Часовня подсвечник сегодня можно увидеть в Казанской церкви села Казанское. Судьба колоколов до сих пор остается до конца не разгаданной. Известно только об одном колоколе, который после закрытия церкви перевезли в деревню Малыгино, откуда он уже попал в Покровско-Васильевском монастырь г.Павловский Посад. Когда-то окружающая храм кованая ограда отвозилась на переплавку на арматурный завод деревни Крупино.
До начала Великой Отечественной Войны старостой храма был Андрей Васильевич Огурцов из деревни Власово.
В послевоенное время Троицкую церковь (алтарь, четверик, предел) частично разбирают, используя кирпич для хозяйственных нужд. Практически нетронутой осталась лишь одна колокольня с сохранившейся кровлей, но уже без колоколов.
Новая история храма начинается с осени 2007 года, когда настоятелем Троицкой церкви становится иерей Дионисий Александрович Тонков. До наступления зимних холодов проводятся активные субботники по уборке территории и приведении ее в надлежащий вид для дальнейших работ. В планах восстановление каменной Троицкой церкви и возрождение Троица-Чижей. Изначально все службы велись под сводом колокольни старого храма.
В феврале 2008 года в Троица-Чижи перевозят в разобранном состоянии деревянный сруб церкви из д.Бывалино, которую в последствии нарекут в честь преподобного Сергия Радонежского. В начале мая началась сборка.
19 июня в день Пресвятой Троицы Свято-Троицкая церковь отмечает свое 380-летие. Праздничное богослужение совершают настоятель Дионисий Тонков и игумен Амвросий Шевчук.
30 августа на собранный деревянный храм с помощью крана устанавливают купол, а уже 8 октября состоялось освящение после 155 дней строительных работ.
В последних числах ноября начинаются работы по восстановлению каменной Троицкой церкви.
5 мая 2009 года на месте, где когда-то стояла деревянная Троицкая церковь, закладывается Свято-Троицкая каменная часовня. Работами по постройке руководит церковный староста Анатолий Степанович Купленов. 30 августа часовню освящают.
В мае начинаются крупные строительные работы по прокладке дороги от д.Часовня до погоста Чижи. Изначально путь к церкви лежал по старой лесной дороге, которая местами была столь сильно заболочена и обводнена, что добираться можно было только на машине ЗИЛ-157, возившей прихожан на службы.
21 июня в Троица-Чижи пребывает икона Спаса Нерукотворного. Совершается крестный ход от самой д.Часовня.
1 ноября в Чижи пребывают колокола для восстановленной колокольни старого храма. Три небольших колокола, отлитые на колокололитейном предприятии «Благовест» г.Екатеринбург 8 ноября в день памяти Димитрия Солунского освящаются и устанавливаются на колокольню.
В 2011 году в мае месяце освящают и устанавливают большой главный колокол, приобретенный тщением прихожан храма.
В этом же году, в день православной молодежи, на месте святого источника, где по преданию произошло явления иконы Пресвятой Троицы, ставится большой деревянный резной крест, выполненный мастером Виталием Михайловичем Розанцевым.
В конце ноября 2012 года в Троица-Чижах освящали и устанавливали купол на заложенную месяцами ранее водосвятную часовню у большого церковного пруда. На освящении присутствовали настоятель Троицкого храма отец Дионисий Тонков, настоятель Вознесенского храма иерей отец Марк Ермолаев с клириком отцом Димитрием Шмаровым.
С началом осени 2013 года церковным старостой А.С.Купленовым начинается постройка деревянных въездных ворот на территорию храма. 2 ноября на готовые центральные ворота были установлены три купола, изготовленные мастером В.М. Розанцевым.
На этом история не заканчивается. Впереди еще много событий, которые со временем займут место в летописи Троица-Чижей. Нам же следует, живя в настоящем, думать о будущем и не забывать о прошлом.
Престольные праздники
Контактная информация
Адрес официального сайта храма:
Email:
Координаты:
55°41`14.82``с.ш. 38°34`59.19``в.д.
Телефон:
+79851800216
Реквизиты:
Получатель: Местная религиозная организация православный приход храма Троица-Чижи д.Часовня Павлово Посадского района Московской области Московской епархии Русской Православной Церкви
Расчётный счёт 40703810303620140651 в Банке «Возрождение» (ОАО) г. Москва
Корреспондентский счёт 30101810900000000181
ИНН 5035017445
БИК 044525181
КПП 503501001
ОКПО 45740823
ОГРН 1035000031241