О храме
На месте нынешнего г. Туапсе в 1838 году был построен форт Вельяминовский, который в феврале 1840 года был разграблен и уничтожен горцами, но затем вновь возобновлен. Вскоре после возобновления форта была освящена первая церковь — походная. В 1849 строилась уже стационарная, т. е. каменная, во время крымской войны, в 1854 году российские войска оставили все форты на черноморском побережье, в том числе и форт Вельяминовский, укрепления которого были взорваны при уходе войск. В 1865 году, по устройстве на месте форта Вельяминовского казачьей станицы, генерал-адъютантом Карцевым была разрешена постройка церкви из камня оставшегося от разрушенного форта, на выделенную от казны и Кубанского казачьего войска сумму в 10 тысяч рублей. К 1867 году церковь была уже вчерне построена. Но затем подрядчик Самуил Кронгауз, строивший Вельяминовскую церковь, не закончив постройки бежал. Строительство надолго было остановлено.
В 1886 году Святейший Правительствующий Синод, указом от 25 ноября постановил выделить недостающие для постройки церкви 2131 р. 61 к. из финансовой сметы Синода, после чего строительство было продолжено. По некоторым сведениям его завершили лишь в Упоминание о православном храме в г. Туапсе можно найти в описании Черноморского побережья Кавказа, изданного в 1916 году Ф. П. Доброхотовым: «Верхняя часть города утопает в зелени и походит на дачную местность. Из горок наиболее выделяется церковная. Здесь была крепость, а теперь построена небольшая церковь, единственная на всю округу. Несколько ниже церкви построено небольшое здание с арочками на колоннах для будущей библиотеки или музея. Сзади его чуть выступают руины крепостной стены, около которой находится могила важнейшего местного общественного деятеля — А. Н. Кривенко. Выше за церковью, разбросано по горке кладбище…»
Следующий 1917 год принес в России новые порядки, Кубанский край принял новый режим, чуть ли не одним из первых, и православный храм на Церковной горке г. Туапсе, попал под сокрушительные колеса безбожной машины. Храм в скором времени закрыли, утварь и богослужебные предметы изъяли, колокола увезли в неизвестном направлении. Само здание храма пытались разрушить с помощью тракторов. Правда, разрушили только купола, а стены оставили. Не пощадили красные отряды и священнослужителей. Настоятеля храма, протоирея Леонида пытали, долго издевались и уже хотели расстрелять, но один из экзекуторов спросил — участвуют ли родственники в военных действиях. Положение вещей изменило лишь то, что сын священника числился в рядах красной армии. Отца Леонида отпустили, но служить больше не давали. Вследствие чего ему пришлось из города уехать и переселиться в г. Анапу, где он некоторое время еще совершал богослужения. Дьякона Петра, наверное, постигла иная участь, потому что после ареста более его не видели, и никаких вестей о нем не сохранилось.
Осиротевший и поруганный храм еще долго стоял на бывшей Церковной горке. В своем полуразрушенном виде он дождался новых испытаний. Его остов, во время Великой Отечественной войны использовался под воинский склад.
Остатки стен храма просуществовали до 1952 года, когда на бывшей Церковной горке выстроили каменное здание интерната. Тогда же переименовали и само место храма — Церковную горку назвали Пионерской. Потом уже в середине 60-х здесь установили памятник Неизвестному солдату и Пионерскую горку официально назвали «Горкой героев».
Известен и еще один факт из жизни Православной церкви в городе Туапсе. С проведением железной дороги к г. Туапсе, резко возросла численность жителей города. Появилось много приезжих на отдых. Вследствие такого резкого изменения патриархальной жизни города маленький храм на Церковной горке уже с трудом вмещал молящихся. В связи, с чем резко обострился вопрос о строительстве второго каменного храма в г. Туапсе. Местом его размещения предлагалась привокзальная площадь (нынешний Автовокзал). Этот вопрос поднимал в 1915 году Сухумский епископ Сергий, который указывал, что в посаде Туапсе «имеется единственная и притом маловместительная церковь, а между тем, с проведением железной дороги число прихожан значительно возросло». В связи с чем, он ходатайствовал перед Министерством путей сообщения, а также частными обществами Армавирско-Туапсинской и Черноморской железных дорог о выделении средств на постройку второй — привокзальной церкви в посаде Туапсе.
К сожалению, начинания Преосвященнейшего Сергия епископа Сухумского не воплотились в жизнь — настало время, когда в городе не осталось вообще храмов. Верующие ютились в молитвенном доме, который был пожертвован одной благочестивой женщиной.
Времена меняются, Господь разрушил прежнее безумие безбожников, посрамив несостоятельностью их притязаний на создание лучшего мира в обход Творца, и снял покров всеобщего помрачения с очей россиян. Люди помалу стали обращаться к слову Божию, потянулись к спасительной ограде святой Церкви, Установленной Христом Господом к спасению страждущих. И вот оказалось, что стены Свято-Крестовоздвиженского храма вновь, как и в начале века с трудом вмещают всех ищущих Божьего утешения. Святая Православная Церковь в городе Туапсе расширилась на столько, что вновь, остро встал вопрос о строительстве второго храма. Будет, правильно сказать воссоздания прежнего разрушенного на Церковной горке-»Горке героев». Стараниями верующих людей, с благословения Управляющего Майкопской и Армавирской Епархии архиепископа Александра и благодаря поддержке и пониманию городских властей в 1996 году Свято-Алексеевская община приступила к строительству (воссозданию) православного храма на «Горке героев».
Само историческое место, на котором непосредственно располагался разрушенный храм, оказалось занятым под здание общеобразовательной школы, поэтому городские власти согласовали выделение земельного участка по соседству, с южной стороны от школы.Так как, по началу, энтузиасты воссоз№5дания храма, собравшиеся в приходскую общину, не располагали достаточными средствами к осуществлению капитального строительства, было принято решение в первую очередь приступить к строительству временного, деревянного молитвенного помещения. Исключительно по милости Божьей и покровительству святителя Алексия митрополита Московского, в честь коего и был наименован православный приход на Церковной горке, это намерение было исполнено.
25 февраля 1997, в день празднования памяти святителя Алексия, совершали молебен, еще под открытым небом. На день св. Пасхи этого же года служили первую Литургию. (Спустя шестьдесят с лишним лет после закрытия храма.)
Начало постоянных богослужений в новом деревянном храме пришлось только на Пятидесятницу 1997 года. С этого времени богослужения проводились уже регулярно, не смотря на то, что кровля храма не была завершена. Металлическое покрытие крыши деревянного храма было положено только в ноябре 1998 года, частной строительной фирмой СВ «Сатурн».
В 1998 году при содействии Туапсинского Нефтеперерабатывающего Завода (директор Липперт Юрий Иосифович), был заложен фундамент Крестильни, и возведены стены до второго перекрытия.
В 1999 году по инициативе Главы города Джигун Галины Алексеевны, на территории Свято-Алексиевского храма заложена и возведена, (из внебюджетных средств города) часовня-звонница. В 2000 году строительство часовни было завершено, и в день Всех святых в земле Российской просиявших, совпавшего с праздником Дня города, состоялось ее освящение. К этому дню, городская администрация преподнесла в дар храму колокола в количестве пяти штук.
В 2000 году заложен фундамент под будущее здание просфорни и трапезной. Строительство самого здания, из-за отсутствия достаточных денежных средств, было временно отложено до весны будущего года.
Строительство просфорни-трапезной затянулось, но с Божией помощью в 2002-2003 годах продвигалось благополучно, и было завершено силами прихода, став первенцем самостоятельного приходского строительства. В этот же период, при тесном сотрудничестве, с Туапсинским Нефтезаводом была проведена значительная работа. Завершено устройство кровли на Крестильне и сделаны внешние отделоч-ные работы. Крестильня, таким образом, приобрела законченный вид. Была закуплена купель и необходимое оборудование для крещения погружением.
В августе 2003 года завершено проектирование требного Свято-Никольского храма в составе храмового комплекса. Таким образом, община Свято-Алексиевского прихода вплотную подошла к осуществлению намерения строительства каменного храма.
В ноябре 2003 года Свято-Алексиевская община обратилась за помощью к Руководству ОАО «Туапсинский Морской Торговый Порт». С благодарностью можно отметить, что долго ждать ответа не пришлось. Уже в конце этого месяца, приход смог приступить к выполнению земельных работ. Милостью Божьей, 27 марта в день празднования Похвалы Пресвятой Богородицы, наш приход посетил Высокопре-освященнейший Митрополит Исидор, Управляющий Екатеринодарской Епархии.
Его Высокопреосвященство, в сослужении Благочинного протоиерея Михаила Спицына и духовенства нашего округа совершил чин закладки краеугольного камня в основание требного храма в честь святителя Николая архиепископа Мирликийского. В своем поздравительном слове Владыка Исидор пожелал прихожанам нашего храма, главе г. Туапсе Галине Алексеевне Джигун, руководству Туапсинского Морского Торгового Порта, в лице Чувашян Эдуарда Горушевича, всем благотворителям и попечителям богоугодного сего дела Божией благодати и небесной помощи великого чудотворца Николая, который с древних времен являет особую помощь путешественникам и мореплавателям. Владыка особо подчеркнул, что для нашего портового города строительство Свято-Никольского храма знаменательное и очень важное дело, которое нужно исполнить сообща, совместными усилиями, потому как почтение памяти святителя Николая привлечет благословение Божие и на весь славный город Туапсе.
30 апреля 2009 года построенный Свято-Никольский храм был освящен правящим архиереем Екатеринодарской и Кубанской Епархии митрополитом Исидором.
В настоящее время готов проект большого соборного храма в честь Святителя Алексия Митрополита Московского, Чудотворца.
Сегодня, как и в первый день, когда было положено начало воссозданию храмового комплекса на Церковной горке в г. Туапсе, говоря о строительстве будущего храма, мы уповаем исключительно на милость Божью, надеясь, что Господь воодушевит сердца добрых людей, благотворителей, жертвователей и попечителей поддержать это доброе дело, которое послужит к спасению множества душ. Видя Его святой Промысел, на нас многогрешных, можем воскликнуть: «Да будет воля Твоя, Господи, на нас!»