- Ленты
- |
- Люди
- |
- Служения 5
- |
- Мероприятия 1
- |
- Сообщества 0
- |
- Ещё
МЫ ПРИВЫКЛИ ЖИТЬ ЛЕГКО, А ВЕДЬ ИСПОВЕДНИКИ УМИРАЛИ ВСЕГО СТО ЛЕТ НАЗАД
Проповедь протоиерея Ярослава Иванова от 10.02.2019
В Евангелии нам известна притча о том, как некий сеятель вышел на поле и посеял добрые зерна. Но за ним вышел диавол, и посеял между зернами плевелы. Которые, вырастая, могли задушить доброе семя. «Не вырвать ли нам сорняки, дабы они не погубили добрые семена?», — спросили ангелы у Бога. Но Господь, промышляя о всех этих ростках, сказал, чтобы все зерна — и хорошие и плохие, — были оставлены до Суда.
Среди люде также есть те, кто расположен к добру, и те, кто расположен ко злу. Почему Бог оставил плохие семена? Мы знаем, что каждому человеку Бог дает возможность принести покаяние, вразумиться и обрести спасение. И может оказаться и так, что даже те, кто тяжело грешил, кто удобопреклонен ко греху в силу своего долго грешащего рода, могут остановиться и изменить тот путь, к которому, казалось бы, были предопределены. А может быть и так, что люди из доброго рода по какой-то причине расслабились, развратились и впали в грех.
В это притче семена делятся на хорошие и негодные. Но мы знаем, что у человека есть свободная воля. Воля избирать, к чему стремиться: ко спасению или к погибели. Другое дело, что не всегда человек должным образом осознает, к чему он идет. И поэтому милосердный Господь вразумляет его, открывая ему, что есть зло и что есть добро. Ведь еще в Раю человек вкусил плод познания добра и зла, нарушив заповедь Божью. И так Адам и Ева вкусили смерть, а с ними умираем и мы с вами — ибо смерть есть оброк греха, говорит апостол Павел.
Мы сегодня вспоминаем новомучеников и исповедников Российских. Более двух тысяч человек, пострадавших в годину гонений 20 века, канонизированы Святой Церковью. Тогда к власти пришли не просто неверующие люди, богоборцы. По воспоминаниям их современников, было ощущение, будто в мир пришел сам диавол. Будто в тот период те зерна и плевелы, которые должны быть разделиться только в день Страшного суда, разделялись здесь и сейчас, на глазах людей. Ибо пришел Суд Божий, который указал, кто есть кто, кто с кем и с чем. Те, кто до этого лицемерно признавал христианскую власть царя, стали его убийцами. Казнили мученика царя Николая, его супругу Александру, дочерей Ольгу, Татьяну, Марию и Анастасию и отрока царевича Алексия.
Ладно, если уж на царя нашли какую-то вину, которая возможно, по словам обвинителей, навлекла на всю страну катастрофу, но при чем тут царица и дети? Было совершено безобразное убийство… И далее мы вспоминаем множество и множество православных христиан, пострадавших в нашей стране. Более миллиона — это как население нашего мегаполиса.
Священников не успевали рукополагать — их убивали быстрее. Происходило не просто братоубийство, а уничтожение веры. Тех ростков, тех зерен, которые посадил Господь. Но при этом, и среди верующих людей происходило разделение. Были люди, которые ходили в храм, признавали Бога и молились Ему, а потом изменили своей вере. Они стали совершать страшные преступления: и против людей, своих собратьев, и против священства, и против Церкви — уничтожали и взрывали храмы, обкрадывали их, сбрасывали с них колокола. И все это происходило с теми людьми, которые, казалось бы, вчера называли себя христианами.
Мы можем вспомнить и священномученика Владимира Киевского, и Вениамина Петроградского, можем вспомнить святителя Тихона, патриарха Московского. Можем вспомнить митрополита Петра Полянского, который погиб в заточении у нас, в верхнеуральской тюрьме. Можем вспомнить священномученика Петра Громогласова, который трудился также в Верхнеуральске и был попечителем о школах. В течение десяти с небольшим лет он открыл в Верхнеуральске более 26 школ. И его тоже, человека преклонных лет и отца девяти детей, истязали и мучили так, что перечислять страшно. Но при этом, если мы с вами на это обращаем внимание, то мы убеждаемся, что это не было справедливым судом. Это не было решением здравых людей, которые посчитали что пришло их время и можно осудить беззаконников.
Нет, это была вакханалия. Это было безумство, явление демонов, явление той страсти, которая в зависти и гневе топтала и распинала Христа. То безумство, которое идет за Христом всегда, потому что Христос обличает его. Он обличает эту неправду, это демоническое явление сатаны, противника Божьего.
Мы сегодня вспоминаем и святых каслинских новомучеников — город находится рядом с нами. В 1918 году пострадало там три священника — отец Петр Беляев, отец Александр Смородинцев и отец Петр Миргородский. Вместе с отцом Александром погибло еще тридцать прихожан. Люди были уничтожены просто за то, что они вышли на крестный ход и прошли по городу. Но при этом удивительно, что не успели и не смогли схватить других священников в этот день. И когда обрели останки пострадавших, их отпевали в церкви открытым образом, не боясь смерти.
Когда перечитываешь эти горькие события, задумываешься: а мы-то смогли бы?! А мы-то смогли бы веру сохранить? Не легко ли мы с вами живем, дорогие братья и сестры? Даже читать об этом тяжело, потому что понимаем, что наша вера — вера людей, которые привыкли жить хорошо, жить без скорбей и гонений. А ведь было это всего лишь сто лет назад — вроде далеко, а на самом деле недалеко. И сейчас нас окружает множество людей, которые неприязненно относятся к нам, к нашей вере. Почему? А потому что Сам Христос сказал: Меня гнали, и вас будут гнать. Потому что правда, обличающая грех и беззаконие, не принимается людьми, которые не хотят исправляться.
Они не принимают Бога, потому что Он призывает их к другой жизни. к тому, чтобы они оставили грех, оставили привычное беззаконие и повернули свои стопы в сторону служения Богу и исполнения заповедей Божьих. А это, все мы знаем, очень трудно.
Но мы прошли это время, не просто родившись после — мы прошли его нашим родом. И среди наших предков тоже есть гонители. Есть отрекшиеся от Христа, есть те, кто не заступились. Конечно, у кого-то есть и новомученики и исповедники. И таких людей, слава Тебе, Господи, много. А значит, и в нас есть сердце, способное терпеть до конца. Ведь Господь так и сказал: «Терпением вашим стяжите души ваши» (Лк. 21:19). Именно в терпении душа христианская и приобретается. И также говорит Господь: «Претерпевший до конца спасен будет» (Мф. 24:13).
То есть, не тот, кто, временно лишь уверовав, сказал: «Господи, слава Тебе!», и на этом прекратил свое исповедание веры. Не тот, кто часть жизни ходил в храм, и может быть, один раз причастился, а потом оставил это. Но тот, кто встал на путь веры, учится этой вере, и невзирая на то, что трудно, преодолевает трудности. Преодолевает свои немощи, свою лень. И благодаря этому становится тем, кем его видит Господь. Тем, кто способен наследовать Царствие Божье.
Память новомучеников и исповедников Российских многому нас учит. Это та живая память, которая питает нашу веру, нашу Церковь. Мученик — это свидетель, который своим подвигом говорит: «Я верую в Живого Бога, верую в воскресение, верую в вечную жизнь». Своей смертью он говорит о том, что не боится погибнуть, что смерть для него есть переход.
Но при этом мы помним о том, как умирали наши новомученики. Они стали новыми свидетельствами нашей веры, вечной истины. Недаром говорит один святой первого века христианства о том, что кровь мучеников — семя христиан. Это то, что укрепляло нас. Во времена гонений, казалось бы, люди должны были разбежаться — но храмы были полны. Люди шли в церковь, они отстаивали свои храмы, пытались защищать и священников и других мучимых и убиенных. Правда, власти по своему лукавству нередко убитых просто объявляли отправленными в ссылку, чтобы не было бунтов.
Поэтому святые новомученики учат нас прежде всего стоянию в вере, крепости. Напоминают о том, что смерть может наступить в любое время. И готовность к тому, чтобы предстать перед Господом, есть черта человека, трезвого умом. И тому пример показывают эти святые. Они учат нас любви, ибо мы знаем, что блаженны те, кого гонят за Имя Христово. Они являют совершенную любовь к Богу, ведь их гонят, а они не озлобляются и молятся за гонителей. Когда новомучеников гнали на смерть, одни пели себе отпевание, другие — пасхальные песнопения, а некоторые, подобно митрополиту Владимиру Киевскому, молились за своих убийц словами Господа: «Боже, прости им, ибо не ведают, что творят». Поэтому пусть молитвами святых новомучеников и исповедников Земли Русской милосердный Господь укрепит нашу веру, дарует нам любовь к Богу и готовность стоять в своей вере до тех пор, пока сердце наше бьется! Аминь.
Подготовила Татьяна Теточко
Фото Надежды Тютиковой
Читать на сайте храма: читать
Оставлять комментарии могут только прихожане этого храма