- Ленты
- |
- Люди
- |
- Служения 5
- |
- Мероприятия 1
- |
- Сообщества 0
- |
- Ещё
МОЖНО ЛИ ПРАВОСЛАВНЫМ ПРАЗДНОВАТЬ ДЕНЬ СВЯТОГО ВАЛЕНТИНА?
«Смотри в корень!»
Козьма Прутков
«Плоды раздумья – мысли и афоризмы»
Память священномученика Валентина, епископа города Интерамны (современный г. Тéрни) в Италии, и трех учеников его – мучеников Прокула, Ефива и Аполлония, которые приняли смерть за Христа около 273 года во время преследования христиан при императоре Аврелиане, Православная Церковь чтит 12 августа по новому стилю.
В Римо-Католической Церкви память священномученика Валентина и учеников его совершают 14 февраля.
Согласно мученическим Актам V-VI вв., епископ Валентин обладал даром чудотворений: молитвой исцелял людей от разных болезней. Однажды он вылечил брата трибуна Фронтона, о чем тот рассказал философу Кратону, сын которого Херимон в течение 3 лет страдал такой же болезнью. Кратон был язычником, но попросил епископа приехать в Рим и исцелить сына. Святой рассказал Кратону о чудесных исцелениях, описанных в Священном Писании, и философ уверовал во Христа. Епископ Валентин молился всю ночь, и наутро Кратон нашел сына здоровым. После этого чуда вся семья философа и его ученики Прокул, Ефив и Аполлоний приняли Крещение. Примеру юношей последовали некоторые их сверстники, в том числе Авундий, сын префекта Рима, который велел схватить Валентина. Его поместили в темницу, беспощадно били и затем отсекли голову. Прокул, Ефив и Аполлоний отнесли его тело в Интерамну и с честью погребли на 63-й миле Фламиниевой дороги. Они просветили верой во Христа множество горожан. Однажды, когда они совершали над могилой мученика бдения, были схвачены язычниками и представлены на суд градоначальника Интерамны, который, не сумев склонить их уговорами к отречению от Христа, приказал тайно обезглавить ночью. Авундий похоронил их рядом с гробницей Валентина. Вскоре в Риме мученически пострадал Кратон со своей семьей (в западных мартирологах их память отмечается на следующий день после памяти Валентина – 15 февраля). При Римском папе Захарии (741-752) в Интерамне над могилой Валентина была выстроена базилика в его честь. В Европе в средние века Валентину молились об исцелении от падучей болезни (эпилепсии). Легенда о том, что святой тайно венчал влюбленных не имеет никакого исторического основания, поскольку в третьем веке просто не существовало особого обряда освящения брака Церковью.
В январе 2003 года из Тéрни в Москву был доставлен ковчег с частицей мощей священномученика Валентина. Ковчег находится в храме Христа Спасителя. Патриарх Алексий II, принимая дар сказал: «Я воспринимаю этот акт передачи частицы мощей священномученика Валентина как акт духовный, акт, который поможет россиянам, православным верующим в России молиться, не только вспоминая память святомученика Валентина, но молиться перед частицей его святых мощей».
Традиция праздновать день священномученика Валентина как день влюбленных фиксируется в английской и французской литературе с конца XIV века. По одной версии, эта традиция связывается с народным поверьем, которое нашло отражение у Дж. Чосера, а также в 34-й и 35-й балладах английского поэта Дж. Гауэра, что с этого дня птицы начинают искать себе пару.
Однако более вероятным представляется то, что празднование этого дня заменило собой языческий древнеримский праздник Луперкалии, приходившийся на середину февраля. Луперкáлии (лат. Lupercalii) – празднества в честь бога Лупéрка (Lupercus – одно из прозвищ бога полей, лесов, пастбищ и животных Фавна).
Праздник начинался в гроте, называвшемся Луперкалий (лат. lupus – волк), у подножия Палатина – центрального холма Рима, и обслуживался коллегией жрецов-лупéрков. Во время праздника жрецы приносили Фавну жертву – собаку, козла, или козу. Затем жрецы в набедренных повязках из шкуры жертвенного животного, бежали вокруг Палатина, стегая вырезанными из той же шкуры ремнями встречных девушек и женщин, что, по их представлениям, должно было дать удачу в любви, сделать счастливым брак и гарантировать обильное потомство. После бега устраивалось ритуальное пиршество.
От названия жреческих ремней — «фебруа» произошло и название месяца, который мы называем февралем.
По сути Луперкалии были пастушеским праздником очищения и плодородия, отвращения волков от стад и, возможно, были связаны с древним культом волка, выступавшего как бог Луперк, а затем слившегося с образом Фавна.
Епископ Рима – папа Геласий I (492-496) запретил этот языческий праздник, но неясно, он ли назначил день памяти священномученика Валентина на 14 февраля.
В календаре Католической Церкви в России св. Валентин почитается как местночтимый святой и память его носит факультативный характер. Главный же праздник для католиков 14 февраля – это память святых Кирилла и Мефодия, покровителей Европы и просветителей славян.
Таким образом, мы имеем дело с феноменом народной «трансформации» святого целителя в покровителя влюбленных.
В этом нет ничего удивительного, ведь в житии святых благоверных князя Петра и княгини Февронии Муромских тоже ничего не сказано о любви. Но есть прекрасный памятник древнерусской литературы» начала XVI века «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Эта повесть наделяет своих персонажей качествами кроткой любви ко всем, но относится к апокрифической литературе и в круг церковного чтения не включена. И такая фольклорная преувеличенность относительно взаимной любви, не противоречит церковной памяти о святых Петре и Февронии.
Что касается несовпадения памятных дат св. Валентина в Православном и Католическом календарях, то и в этом нет противоречия. Многие общие, по сути, праздники православные и католики отмечают традиционно в разные дни, и многим святым этими календарями устанавливаются неоднократные памятные даты.
Итак, с формальной точки зрения празднование дня св. Валентина дважды в году, 12 августа и 14 февраля, вполне может быть воспринято в русской православной традиции.
Другое дело, чем должен быть наполнен этот день 14 февраля?
Понятно, что большинство тех, кто празднует «день святого Валентина», и не помышляют ни о какой молитве, как, впрочем, и во время традиционной русской масленицы с блинами – языческим символом солнечного круга.
Но, как языческая масленица была переосмыслена в подготовительную часть к Великому посту и, следовательно, к празднику праздников – Пасхе Христовой, так и «день святого Валентина» может быть вполне переосмыслен как праздник, дарующий умножение любви по молитвам к этому святому.
Что может быть плохого, если в этот день будет отслужен молебен священномученику Валентину о умножении любви, ведь подаем же мы такие прошения на проскомидию. Только при этом надо пояснять молодым людям, переживающим период влюбленности, что сам св. Валентин получил дар по любви ко Христу, что любовь кроткая, жертвенная ценнее любви пламенной, жаждущей наслаждений. В отношении взрослых, имеющих детей, есть смысл посоветовать им молиться св. Валентину о даровании детям опыта христианской любви.
В таком случае лучшими «валентинками» будут свечи и сувениры, приобретенные в храме, а не легкомысленные «сердечки».
Священномучениче Валентине, моли Бога о нас!
И надо помнить всем, что вера православная и любовь христианская неразлучны, радость о воскресшем Спасителе безмерна, а храмы всегда ждут тех, кто любит и желает быть любимым.
Иерей Георгий Кусков
Читать на сайте храма: читать
Оставлять комментарии могут только прихожане этого храма