О храме
Первое упоминание о церкви Вознесения, точнее, о «Вознесенском попе Борисе» относится к 1646 году. Какой в то время была церковь - каменной или деревянной - неизвестно. Первыми ее прихожанами являлись кузнецы и слободские казенные крестьяне.
В 1712 году на деньги Андрея Федоровича Володимерова (встречается написание фамилии «Владимиров») и других прихожан построено новое каменное здание храма.
До 1744 года церковь была «в благополучной твердыни, украшенная всяким церковным благолепием. Только в ней не было еще придела, в котором можно было бы служить раннюю литургию, и прихожане нашли нужным просить преосвящ. Савву о храмозданной грамоте на построение придела во имя Введения Пресв. Богородицы».
Получив грамоту и начав строительство придела, прихожане обнаружили, что здание храма сильно обветшало. В 1754 году они сообщили преосвященному Гавриилу, что их церковь «стенами, сводами и кровлею находится в большой ветхости, так что служение совершается в ней с великим опасением» и предложили сломать всю церковь вместе с недостроенным приделом и построить новую, двухэтажную.
Возведение существующего ныне храма длилось более тридцати лет. В 1755 г. был освящен престол во имя Введения Пресвятой Богородицы во Храм в нижнем этаже церкви. В связи с недостатком средств возведение второго этажа и отделка продолжались до 1787 г. В 1779 году строящееся здание пострадало от пожара. Столь протяженным сроком строительства, возможно, объясняется заметное несоответствие плоскостных фасадов (в стиле классицизма) роскошным и пластичным формам светового барабана (в стиле барокко). Главы церкви были позолочены, кровля выполнена из «белого листового железа». Верхний храм освятили во имя Вознесения Господня.
По своей протяженности церковь почти в полтора раза меньше храма Николы Зарецкого, но кажется более монументальной. Этому способствует ее расположение на высоком месте, высокие пилястры (плоские прямоугольные выступы стены), объединяющие основной объем в единое целое, а также мощный купол на высоком барабане.
Пышная композиция, затейливые украшения фасадов (растительный орнамент и ангелы), граненый барабан, изящный венчающий фонарик, изысканные наличники, овальные окна второго света — все это барочные мотивы.
В справочной книге «Вся Тула и Тульская губерния», изданной в 1925 году, в разделе «Тульские здания, как исторические памятники» стиль Вознесенской церкви определен как «петербургское барокко». Исследователь тульского зодчества В.Н. Уклеин давал высокую оценку этому храму: «Без преувеличения и без скидки на провинциальность можно сказать, что архитектура завершающей части церкви Вознесения является самой красивой по формам, богатой по пластике, выдающейся по творческому потенциалу своего автора среди всех сохранившихся в Туле памятников первоклассного барокко».
Иконы храма принадлежали кисти известного тульского иконописца того времени, купца Григория Ивановича Белоусова. До наших дней сохранились иконы, написанные им для иконостаса Успенского собора Тульского кремля.
В 1824 году на первом этаже на средства купца Ивана Ивановича Володимерова был устроен придел во имя великомученицы Варвары.
Во время страшного тульского пожара в 1834 году иконостас верхнего храма с белоусовскими иконами сгорел и был устроен вновь через десять лет, в 1844 году. Прежний иконостас был гораздо богаче нового - четырехъярусный, весь позолоченный червонным золотом. Новый же имел лишь два яруса, а позолочены были только резьба и колонны.
В нижней церкви иконостас также был заменен новым на средства купца Петра Ивановича Володимерова.
К наиболее чтимым святыням храма относились икона Скорбящей Божией Матери (точная копия с чудесно явленной иконы в Санкт-Петербурге в 1888 году) икона великомученицы Варвары и часть мощей великомученика Пантелеймона. Колокольня, построенная одновременно с церковью, была довольно простой, совсем не такой нарядной как храм.
В Вознесенском приходе, в местности, называемой «Новый Хопер», находилась каменная часовня, построенная в 1878 году мещанином Кутеповым в память освобождения казенных оружейников от обязательных работ на оружейном заводе с 1867 года.
Вознесенская богадельня упоминалась в делах Тульского приказа общественного призрения в 1782 году. В 1863 году в «Тульских епархиальных ведомостях» сообщалось, что при церкви Вознесения существует каменная богадельня, «довольно ветхая снаружи, бедная внутри». В ней проживают шесть женщин, которые «на содержание свое не получают никакого оклада, пропитываются своими трудами и милостыней».
В 1883 году при храме была открыта церковноприходская школа.
Церковь дала название улице, на которой находилась. В 1924 году улица Вознесенская была переименована в улицу Герцена.
Церковь Вознесения закрыли в начале 1930-х годов. Колокольню разрушили в конце 1930-х.
Церковь Вознесения является памятником истории и культуры федерального значения. Здание поставлено на госохрану в 1960 году согласно постановлению Совета Министров РСФСР.
В 1961 году в бывшем храме находилась мастерская «Союзшахтоосушения».
В 1992 году Вознесенскую церковь возвратили Тульской епархии.
Сегодняшние святыни храма — частица мощей святой великомученицы Варвары, икона с частицей мощей преподобного Варсонофия, исповедника Херсонского.
Храм духовно окормляет находящуюся поблизости городскую больницу № 2.
С 20 марта 2008 года по решению Епархиального совета храм является миссионерским. Настоятелем храма является руководитель миссионерского отдела Тульской епархии протоиерей Олег Кузьминов.
При храме действует городской миссионерский центр, расположенный в двухэтажном здании. На первом этаже находится большой книжный магазин, на втором — действуют выставки, работают кинозал и библиотека, проводятся концерты современной музыки для молодежи.
При миссионерском отделе организован спортивный клуб, осуществляется тесное сотрудничество с несколькими спортивными организациями.
В течение всего года проводятся беседы на духовные темы для взрослых.
При храме действует центр помощи и реабилитации пострадавших от тоталитарных и деструктивных сект и культов. Беседы с попавшими в беду людьми и их близкими проводят миссионеры и психолог.
Вознесенский храм стал научно-методическим центром для вновь созданного института помощников благочинных Тульской епархии по миссионерскому служению. На базе центра для них проводятся семинары, а сотрудники центра ежемесячно выезжают для проведения миссионерских мероприятий во все благочиния епархии.
Престольные праздники
Контактная информация
Реквизиты:
Банковские реквизиты:
Прочие реквизиты для благотворителей: