О храме
Красное Село, отъ названія котораго получила свое имя улица и шесть находящихся вблизи переулковъ, означаетъ «красивое». Село, по мнѣнію П. В.Сытина, было основано еще въ XVI вѣкѣ, стояло на древней Стромынской дорогѣ, но въ концѣ XVI вѣка ея направленіе измѣнилось и центръ города соединялся съ этой пригородной частью Краснопрудной улицей, проходящей рядомъ и названной такъ по находящемуся здѣсь ранѣе пруду. Онъ упоминался въ лѣтописяхъ начиная съ 1823 года, когда именовался Великимъ, что неудивительно, такъ какъ площадь пруда составляла болѣе гектара. Позже, по названію села, он былъ переименованъ въ Красный. Изъ пруда вытекалъ ручей Чечерка, образовывающій по пути маленькіе пруды и впадающій въ рѣчку Ольховецъ. Красный прудъ былъ любимымъ мѣстомъ гуляній жителей села. Въ началѣ нашего столѣтія, когда его вода настолько загрязнилась, что стала небезопасной въ санитарномъ отношеніи, онъ былъ засыпанъ и на этой территоріи устроены склады лѣса.
Село неоднократно упоминалось въ лѣтописяхъ въ связи съ историческими событіями, въ частности, съ походомъ на Москву Лжедмитрія въ 1605 году. Лѣтописецъ, рассказывая о приближеніи къ столицѣ Лжедмитрія пишетъ, что "онъ послалъ впередъ гонцовъ съ грамотою, въ которой говорилъ, что народъ присягалъ Борису Годунову беззаконно, но что онъ проститъ всѣхъ, кто поспѣшитъ признать его истинным царемъ. Гонцы Самозванца, Плещеевъ и Пушкинъ, остановились въ Красномъ селѣ, гдѣ жили богатые московские купцы и ремесленники. Эти послѣдніе приняли гонцовъ съ радостью и повели ихъ въ Москву. Царь Ѳеодоръ, узнавъ объ этомъ, выслалъ дѣйствовать противъ нихъ стрѣльцовъ, но они не захотѣли дѣйствовать противъ безоружной толпы и ушли обратно. Дѣло Самозванца было выиграно и 20 іюня 1605 года онъ въѣхалъ въ Москву.
Деревянная церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы въ дворцовомъ Красном селѣ извѣстна по источникамъ съ первой половины XVII столѣтія. Въ 1628 году настоятелемъ Покровской церкви числился священникъ Ѳеофилактъ. Строительство перваго каменнаго храма въ Красномъ селѣ относится ко времени Святѣйшаго Патріарха Адріана, когда въ самомъ концѣ XVII вѣка выдали храмозданную грамоту на возведеніе каменной Покровской церкви съ колокольней и съ придѣломъ въ небольшой трапезной части во имя Святителя Николая Чудотворца. Окончаніе строительства и освященіе новой церкви источники относятъ къ 1701 году, уже ко времени патріаршаго мѣстоблюстителя Митрополита Рязанскаго Стефана (Яворскаго).
Въ царствованіе Императрицы Анны Іоанновны Покровскій храмъ, простоявъ чуть болѣе 30 лѣтъ, пришелъ въ ветхость и въ 1734 году изъ Синодальнаго Казеннаго правленія дали указъ о построеніи новой каменной церкви Покрова Пресвятой Богородицы съ прибавленіемъ въ трапезѣ новаго придѣльнаго храма Усѣкновенія честной главы Іоанна Предтечи. Работы начались по благословенію архіепископа Московскаго и Владимирскаго Іосифа (Волчанскаго) въ апрѣлѣ 1745 года. Была разобрана трапезная часть храма съ Никольскимъ придѣломъ, а также колокольня. Въ строительствѣ новой церкви приняли участіе прихожане-красносельцы, именитые московскіе купцы - Иконниковы, Перфиловы, Хреновы. Въ іюлѣ 1745 года въ трапезѣ съ лѣвой стороны былъ подготовленъ и освященъ придѣлъ святого Пророка и Крестителя Господня Іоанна Предтечи. Въ 1748 году по благословенію архіепископа Сарскаго и Подонскаго Платона (Малиновскаго) въ трапезѣ освятили правый придѣльный храмъ во имя Святителя Николая. Въ 1749-1751 гг. послѣ разборки стараго каменнаго Покровскаго храма возвели новое зданіе настоящей церкви и колокольни. Такимъ образомъ, все строительство шло съ 1734 по 1751 годы. 25 августа 1751 года прошло торжественное освященіе главнаго престола во имя Покрова Пресвятой Богородицы епископомъ Воронежскимъ Львомъ (Юрловымъ). Однимъ изъ главныхъ дѣятелей по возведенію новаго каменнаго храма въ Красномъ селѣ и его строителемъ былъ настоятель Покровской церкви с 1727 по 1762 гг. священникъ Аѳанасій Андреевъ Красносельскій. Для служенія заупокойныхъ литургій въ придѣлахъ Покровскаго храма богатые прихожане въ теченіе XVIII столѣтія нанимали особыхъ викарныхъ священниковъ. Въ 1778 году по благословенію' архіепископа Московскаго и Калужскаго Платона (Левшина) деревянную кровлю на церкви и трапезной замѣнили желѣзной.
Въ началѣ XIX вѣка Покровская церковь въ Красномъ селѣ состояла въ Срѣтенскомъ сорокѣ Москвы въ Трехсвятительскомъ благочиніи. Въ 1804 г. при ней устроили женскую богадѣльню. Церкви принадлежала каменная палатка съ лавкой для торговли.
Во время пожара 1812 года огонь пощадилъ Покровскую церковь. Она значится в "Спискѣ оставшимся, не сгорѣлымъ соборамъ, монастырямъ и церквямъ". Поэтому въ ремонтныхъ работахъ нужды не было, но послѣ ухода войскъ Наполеона изъ Москвы 11 октября 1812 года, церкви города были разграблены и такъ осквернены, что въ нихъ нельзя было совершать богослуженія. Въ январѣ 1813 года по благословенію епископа Дмитровскаго Августина (Виноградскаго) возобновленъ и освященъ Никольский придѣлъ. Къ 1815 году на средства прихода отремонтировали и освятили настоящій Покровский храмъ и придѣлъ Усѣкновенія главы Іоанна Предтечи.
К 1838 году Покровская церковь пришла въ ветхость и на средства, пожертвованныя Почетными гражданами Евдокіей Григорьевной Малютиной и Гаврилой Никитичемъ Урусовымъ, "возобновлена во всѣхъ частяхъ кромѣ стѣнъ и благолѣпно украшена". Настоящій храмъ по ветхости перестроили: передѣлали сводъ, главу, по-новому обработали фасады. Историки архитектуры называютъ предположительныя имена архитекторовъ - авторовъ передѣлки Покровской церкви 1838 г. - Д. Жилярди и О.Бове, хотя документальныхъ доказательствъ нѣтъ. Тогда же былъ устроенъ ампирный пятіярусный иконостасъ главнаго Покровского храма. Къ концу лѣта возобновительныя работы въ Покровской церкви были закончены и 18 сентября 1638 года состоялось ея освященіе.
Росписей стѣнъ старинныхъ нѣтъ и не было. Есть описаніе рѣзной статуи Спасителя: Онъ изображенъ сидящимъ въ терновомъ вѣнцѣ, въ страдательномъ видѣ. Скульптура издревле была помѣщена ъ нарочито устроенномъ мѣстѣ за иконостасомъ въ трапезѣ, на сѣверной сторонѣ, на подобіе темницы; предъ нею горѣла неугасимая лампада и каждую недѣлю совершался молебенъ съ акаѳистомъ. Мѣра Спасителя от помоста — около двухъ аршинъ".
В 1861 году въ непосредственной близости отъ Покровской церкви должна была пройти линія строящейся Московско-Рязанской желѣзной дороги. Ея правленіе откупило подъ дорогу сѣверную часть церковнаго погоста и земельный участокъ, принадлежащій просфорнѣ.
Въ 1864 г. на средства Потомственной Почетной гражданки Екатерины Ѳеодоровны Малютиной былъ построенъ на церковной землѣ "Домъ успокоенія для престарѣлыхъ и болѣзненныхъ священнослужителей съ ихъ семействами". Онъ представлял собой двухэтажный каменный корпусъ съ нежилымъ подваломъ и съ деревянной лѣстницей, ведущей на второй этажъ. Домъ призрѣнія управлялся настоятелемъ храма Покрова Пресвятой Богородицы въ Красномъ селѣ.
С 1832 года болѣе 50 лѣтъ Покровский приходъ возглавлялъ протоіерей Михаилъ Ѳеодоровичъ Ильинскій. При немъ въ 1871 году въ храмѣ устроили новое духовое отопленіе и, такимъ образомъ, весь храм сталъ теплымъ (зимнимъ). Въ 1885 г. обновили иконостасы въ придѣльныхъ церквахъ на средства ктитора потомственнаго почетнаго гражданина И. И. Соловьева. Съ 1863 года съ вѣдома Московскихъ Епархіальныхъ Властей разрѣшили продажу и обменъ части церковной земли подъ строительство Московско-Рязанской желѣзной дороги. Тогда же производится интенсивное строительство на территоріи церковной земли домовъ для причта и благотворительныхъ завѣденій. Съ 1886 года по распоряженію епархіальныхъ властей въ штатъ церкви прибавили второго священника. Крупныя ремонтно-возстановительныя работы по Покровскому храму провелъ въ 1890-е – 1904 гг. настоятель протоіерей Василій Михайловичъ Третьяковъ. Въ сентябрѣ 1897 года освятили возобновленныйи отреставрированный храмъ Покрова Пресвятой Богородицы. Въ 1902-1904 гг. на средства ктитора Г.Д. Обрѣзкова церковь капитально перестроили съ устройствомъ придѣловъ въ рядъ съ главнымъ Покровскимъ алтаремъ с сѣверной и южной сторонъ. Проектныя работы выполнилъ архитекторъ Свято-Троицкой Сергіевой Лавры А. А. Латковъ. Въ іюлѣ 1904 года состоялось торжественное освященіе вновь устроенныхъ придѣловъ митрополитомъ Московскимъ и Коломенскимъ Владиміромъ Богоявленскимъ) и ректоромъ Московской Духовной семинаріи Анастасіемъ (Грибановскимъ). Тогда же съ благословенія итрополита Владиміра при Покровскомъ храмѣ въ наемномъ домѣ открыли мѣстную церковно-приходскую школу. Съ 1901 года въ штатѣ Покровскаго причта появляется ставка третьего священника и, такимъ образомъ, къ началу XX столѣтія въ составѣ красносельскаго причта числились три священника, два діакона и три псаломщика.
Съ 1909 года по указу митрополита Московскаго и Коломенскаго Владиміра настоятелемъ Покровской церкви опредѣлили протоіерея Петра Ивановича Голубева. При церкви состояло приходское попечительство о бѣдныхъ и отдѣленіе Елизаветинского благотворительного общества. Храмъ Покрова Пресвятой Богородицы, что въ Красномъ селѣ, входилъ въ 3-й благочинническій округъ церквей Срѣтенскаго сорока Москвы. Въ 1915-1916 гг. Покровскую церковь неоднократно посѣщалъ и проводилъ богослуженія Митрополитъ Московскій и Коломенскій Макарій (Невскій). Въ церковномъ домѣ проводились собранія духовенства благочинія, на которыхъ присутствовалъ Владыка Митрополитъ.
Важнымъ событіемъ в экономической жизни Покровской церкви стало производство дѣла по компенсации отчужденной церковной земли для нуждъ Московско-Казанской желѣзной дороги, въ результатѣ которой была произведена постройка четырехэтажнаго каменнаго церковнаго дома (1914-1916 гг.) для обезпеченія квартирами причта храма.
Послѣ революціонныхъ событій и большевистскаго переворота 1917 года по декретамъ СНК были реквизированы церковные дома, упразднена церковноприходская школа, переданы отъ церкви въ отдѣлъ городского соціальнаго страхованія женская богадѣльня и домъ призрѣнія священнослужителей. Въ январѣ 1925 г. мѣстные совѣтскія власти и руководство желѣзной дороги предприняли попытку закрыть Покровскую церковь съ передачей зданія подъ клубъ Юныхъ піонеровъ Вагоннаго отдѣленія Московско-Казанской желѣзной дороги. Вѣрующіе отстояли церковь, подавъ жалобу во ВЦИК.
Многочисленныя фотографіи экстерьеровъ и интерьеровъ Покровской церкви, сдѣланныя въ 30-ые годы нашего столѣтія, до начала ея сноса, являются прекраснымъ дополненіемъ къ вышеперечисленнымъ описаніямъ и даютъ возможность представить обликъ храма во всей полнотѣ.
Въ 1933 году часть помѣщеній упраздненной церкви арендовывало "Мособлроскино". Въ слѣдующемъ году церковь Покрова стали сносить. Успѣли разобрать алтарь, барабаны съ завершеніями, верхъ колокольни, но работы, къ счастью, были пріостановлены.
Позже, изъ-за плохого состоянія, фасадъ четверика перваго яруса церкви былъ закрытъ листами шифера, а въ правомъ придѣльномъ алтарѣ устроенъ сквозной проходъ для пешеходовъ, такъ какъ церковь выступала за красную линію Нижней Красносельской улицы.
При дальнѣйшемъ использованіи зданія подъ аренду, были устроены три междуэтажные перекрытія; застроенъ юго-западный уголъ между трапезной и колокольней, симметричный ризницѣ; сдѣлана кирпичная пристройка вдоль сѣвернаго фасада.
До 1996 г. въ зданіи храма размѣщалось центральное конструкторско-технологическое бюро игрушки.
Въ 1996 г. зданіе храма было возвращено Русской Православной Церкви.
Послѣ шестидесяти лѣтъ бездѣйствія первый молебенъ состоялся 22 мая 1996 г., первая Литургія была отслужена 7 января 1997 года. Началось возстановленіе храма: возстановили алтарь, колокольню и пять главокъ на четверикѣ, историческую художественную ограду. Возстановленіе алтаря стало возможнымъ благодаря измѣненію планировки красносельскаго путепровода.
Въ настоящее время продолжаются реставраціонно-возстановительныя работы по фасадамъ и внутреннему убранству храма. Такъ, въ послѣднѣе время въ главномъ иконостасѣ, благодаря посильной лептѣ нѣкоторыхъ прихожанъ, появилось нѣсколько замечательныхъ иконъ въ академическомъ стилѣ. Мы приглашаемъ нашихъ прихожанъ и друзей и впредь вносить посильный вкладъ въ возрожденіе храма Покрова Пресвятой Богородицы.
Престольные праздники
Контактная информация
Реквизиты:
Банковские реквизиты:
Прочие реквизиты для благотворителей: