Митрополичий округ в Республике Казахстан

Halloween или все же «Hellowin»? Что праздуем?

pritvor.kz/images/09-users/99/zw806.jpg

1 и 2 ноября в Римско-католической церкви празднуется День поминовения святых и усопших. У католиков день поминовения усопших основан на догмате о чистилище. Люди должны помнить тех, кто ушел из жизни, но находится в чистилище и обязан очиститься от грехов.

Сократить срок очищения могут добрые дела и молитвы, покаяние живущих и помнящих об усопших.

Папа Римский Григорий III (731–741) в свое время переместил соблюдение с 13 мая на 1 ноября. К 9-му веку влияние христианства распространилось в кельтские земли, где это постепенно смешивалось и вытесняло более старые кельтские обряды. День поминовения усопших в окончательном виде был установлен аббатом Одило Клюнийским в 998 году. Поминать усопших перед Днем всех Святых начали уже в раннее средневековье.

Есть мнение, что церковь пыталась заменить кельтский фестиваль мертвых с поминовением усопших. Празднование «Дня Душ» было внешне похоже на Самайн, с большими кострами, парадами, и наряжающимися в костюмы как святых, ангелов и демонов. В итоге День всех святых (в среднеанглийском «Alholowmesse») и ночь перед ним, (традиционная ночь Samhain в кельтской религии), начал называться Кануном дня всех святых и, в конечном счете, - Хэллоуин. (В Православной восточной традиции это поминовение близко к Троицкой Родительской субботе, - через неделю после которой православный празднуют День всех святых.) Под влиянием Клюнийской реформы этот обычай очень скоро распространился.

Накануне католики отправляются на кладбище, часто с молитвами и песнопениями, приводят в порядок могилы, ставят горящие свечи. В силу разных причин, традиций, в ряде мест традиция поминовения усопших приобрела некоторые своеобразные формы. Но все они в оригинальной трактовке представляют не торжество нечести, а смысл победы над смертью. Умершие не исчезли, не аннигилировали в ничто, - у Бога нет мертвых, но имеющие надежду и упование своей жизнью победили смерть. «Смерть, - где твое жало! Ад, где твоя победа?» -восклицает апостол Павел (1Кор. 15:55). В этот день смеются над смертью, показывают ей, что она не страшно, ее время прошло. И в наряде ведьмочек, скелетов и мертвых царевн, - придается смысл, что мы не боимся ада, не боимся смерти, а страшный злодей оказывается лишь простой тыквой, а Дух Божий животворит и побеждает. А святые своими молитвами и добрыми заслугами помогают душам имеющих упование покинуть чистилище.

Во время празднеств, бедным получали угощения, - им давали пирожные под названием “soul cakes” (пироги души) в обмен на их обещание молиться за умерших родственников. Эта практика поощрялась церковью, - как один из способов заменить старую языческую традицию оставлять еду и вино для усопших душ. В конечном счете традицию подхватили дети, они ходили по домам и получали угощения или деньги. (“going a-souling”)

Но что же происходит у нас? В ночных клубах театрализованные представления, где во главу угла ставится не победа над страхом и смертью, а сама смерть и страх. Это интригует, будоражит и восхищает. Только о святых никто не вспомнит, не вспомнят о них и на следующий день. Их вынесли из темы. (в переносном смысле, конечно, но кого-то с утра выносят из клубов и в прямом) Это символ торжества смерти и греха, смерти, после которой нет победы, нет воскресения. Это совершенно не имеет отношения к традиционному Хэллуину, а более напоминает старинный Кельтский праздник Samhain. Кельты, которые жили 2, 000 лет назад в области, которая является теперь Ирландией, Соединенным Королевством и Северной Францией, праздновали свой новый год 1 ноября. В этот день отмечали конец лета и урожая, и начало темной, холодной зимы, - времени года, которое часто связывалось с человеческой смертью.

Кельты полагали, что ночью перед Новым годом, граница между мирами проживания и мертвых стала стертой. Ночью от 31 октября они праздновали Samhain, когда считалось, что призраки мертвых возвратились в землю. В дополнение к доставлению неприятностей и разрушительных зерновых культур, кельты думали, что присутствие потустороннего духа облегчало для Друидов или кельтских священников, предсказания о будущем.

Для людей, полностью зависящих от изменчивого мира природы, эти пророчества были важным источником комфорта и направления в течение долгой, темной зимы. Традиция Самайна наполнена темными и мрачными образами и традициями. Скорее можно назвать словом HelloWin (Ад побеждает), нежели Halloween (All Hallows’ Eve).

Всякую хорошую традицию можно опошлить, или заимствовать не целиком. Колядки без Младенца Христа, Масленица без Великого поста, Пасха без Воскресения, - становятся бессмысленны и бесплодны, словно пустой красивый фантик без конфеты...

Казахстан Православный

ФОТОГАЛЕРЕЯ

Ещё нет

ПРИХОЖАНЕ