Для работы сайта требуется использование файлов cookies. Полные правила использования сайта и обработки персональных данных
Хорошо

Служба Поддержки православной соцсети "Елицы" переехала в Telegram Задать вопрос...

Адрес электронной почты
Пароль
Я забыл свой пароль!
Входя при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами
Имя
Адрес электронной почты
Пароль
Регистрируясь при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами

прмч. Евстратий Печерский

Дни памяти (по старому/новому стилю):
28 марта (10 апреля)
28 сентября (11 октября) - Собор Киево-Печерских преподобных, в Ближних пещерах
Житие, обретение мощей

Свя­той Ев­стра­тий по­ка­зал се­бя му­же­ствен­ным во­и­ном Хри­сто­вым, ра­то­вав­шим под зна­ме­ни­ем кре­ста как име­нем сво­им, так и жиз­нью сво­ею. Он явил­ся под­ра­жа­те­лем Са­мо­го из­бран­но­го Во­е­во­ды сво­е­го – Иису­са Хри­ста и, при­няв то же стра­да­ние от тех же лю­дей и в то же вре­мя, мог бы во­ис­ти­ну по­хва­лить­ся, ска­зав: «Я но­шу яз­вы Гос­по­да Иису­са на те­ле мо­ем» (Гал.6:17).

Сей доб­лест­ный во­ин Хри­стов, Ев­стра­тий, был ро­дом из Ки­е­ва. Он по­же­лал об­лечь­ся во все ору­жие Бо­жие (Еф.6:11), что при­над­ле­жит ино­че­ско­му об­ра­зу. Зная, что ни­ка­кой во­ин не свя­зы­ва­ет се­бя де­ла­ми жи­тей­ски­ми, чтоб уго­дить во­е­на­чальнн­ку (2Тим.2:4), он роз­дал име­ние свое ни­щим, при­чем часть оста­вил род­ным, чтобы они раз­да­ли по­сле него. Итак, об­ни­щав по­сле бо­гат­ства, он стал ино­ком Пе­чер­ско­го мо­на­сты­ря. И на­чал он бо­го­угод­но под­ви­зать­ся под зна­ме­ни­ем При­няв­ше­го ра­ди нас уни­чи­же­ние Во­е­во­ды – Хри­ста, по­беж­дая ме­чом ду­хов­ным, т.е. си­лою мо­лит­вы и гла­дом ве­ли­ко­го воз­дер­жа­ния не толь­ко плоть свою, но и вра­гов неви­ди­мых, сми­ряя их и по­ра­бо­щая сво­ею кро­то­стью и по­слу­ша­ни­ем. Свя­той Ев­стра­тий по­мыш­лял о том, как По­дви­го­по­лож­ник его, Сам Иисус Хри­стос, усерд­но мо­лил­ся, по­стил­ся со­рок дней, сми­рил Се­бя по­слу­ша­ни­ем; по­то­му и он во­ору­жил се­бя те­ми же доб­ро­де­те­ля­ми. Но, зная преж­де все­го, что че­ло­век был по­беж­ден пер­вым гре­хом чрез невоз­дер­жа­ние, свя­той пре­успе­вал в воз­дер­жа­нии и ве­ли­ком по­ще­нии и по­то­му на­зван был пост­ни­ком.
Ко­гда же по­пуще­ни­ем Бо­жи­им на­пал на рус­скую зем­лю со мно­же­ством по­лов­цев зло­че­сти­вый Бо­няк и пле­нил ее, то­гда и бла­жен­ный Ев­стра­тий при втор­же­нии по­га­ных в Пе­чер­ский мо­на­стырь, где мно­гие бы­ли по­се­че­ны их ме­ча­ми, был за­хва­чен вме­сте с дру­ги­ми в плен и про­дан в гре­че­скую зем­лю, в го­род Кор­сун од­но­му еврею, вме­сте с дру­ги­ми хри­сти­а­на­ми – трид­ца­тью мо­на­стыр­ски­ми ра­бо­чи­ми и два­дца­тью ки­ев­ля­на­ми.
Бо­го­про­тив­ный ев­рей на­чал при­нуж­дать плен­ни­ков сво­их от­речь­ся от Хри­ста и угро­жал про­ти­вя­щим­ся умо­рить их го­ло­дом в око­вах. Но му­же­ствен­ный инок Ев­стра­тий, мо­лясь, укреп­лял и по­учал всех и на­став­лял та­ки­ми сло­ва­ми: «Бра­те! Кто из вас кре­стил­ся и уве­ро­вал во Хри­ста, пусть тот не из­ме­ня­ет обе­ту, дан­но­му при кре­ще­нии. Хри­стос воз­ро­дил нас во­дою и ду­хом, ис­ку­пил нас от клят­вы за­ко­на Сво­ею кро­вью и сде­лал нас на­след­ни­ка­ми Сво­е­го Цар­ствия. Ес­ли жи­вем – бу­дем жить для Гос­по­да; ес­ли умрем – умрем в Гос­по­де и вре­мен­ною смер­тью об­ря­щем веч­ную жизнь. Бу­дем под­ра­жать то­му, кто ска­зал: Для ме­ня жизнь – Хри­стос, и смерть – при­об­ре­те­ние» (Флп.1:21).
Укреп­ля­е­мые сло­ва­ми пре­по­доб­но­го, плен­ни­ки пред­по­чли луч­ше уме­реть от недо­стат­ка вре­мен­ной пи­щи и пи­тья, неже­ли от­речь­ся Хри­ста, Ко­то­рый есть пи­ща и пи­тие веч­ной жиз­ни.
Итак, через неко­то­рое вре­мя, ис­то­щив­шись от го­ло­да и жаж­ды, все пять­де­сят че­ло­век умер­ли: од­ни чрез три дня, дру­гие чрез че­ты­ре, неко­то­рые – чрез семь, бо­лее же креп­кие – чрез де­сять. Толь­ко один Ев­стра­тий, уже че­тыр­на­дцать дней то­ми­мый го­ло­дом, все-та­ки оста­вал­ся жив и невре­дим, ибо от юно­сти при­вык к по­сту.
Нече­сти­вый ев­рей, ви­дя, что чер­но­ри­зец был при­чи­ною про­па­жи его де­нег, за­пла­чен­ных за плен­ных, ко­то­рых он на­де­ял­ся пе­ре­ве­сти в свое зло­ве­рие, за­ду­мал ото­мстить ему.
При­бли­жал­ся то­гда день Вос­кре­се­ния Хри­сто­ва. Жи­до­вин на­чал празд­но­вать свою пас­ху и ру­гал­ся над свя­тым Ев­стра­ти­ем так же, как от­цы его над са­мим Гос­по­дом на­шим Иису­сом Хри­стом. И, как в древ­но­сти евреи рас­пя­ли Хри­ста, так и сей пра­вед­ник был при­гвож­ден ко кре­сту ока­ян­ным жи­до­ви­ном и дру­зья­ми его.
Ев­стра­тий, бу­дучи рас­пят, бла­го­да­рил Бо­га за то, что Он спо­до­бил его жить без пи­щи и пи­тия уже пят­на­дца­тый день.
Жи­до­вин и про­чие его дру­зья по­но­си­ли рас­пя­то­го и го­во­ри­ли ему: «Безум­ный! Вку­си ныне за­кон­ной пас­хи, чтобы остать­ся те­бе жи­вым и из­бег­нуть про­кля­тия. Ибо Мо­и­сей пе­ре­дал нам за­кон, ко­то­рый при­нял от Бо­га и ска­зал в кни­гах сво­их: про­клят вся­кий, по­ве­шен­ный на де­ре­ве» (Втор.21:23).
Пре­по­доб­ный от­ве­чал на это: «Ве­ли­кой бла­го­да­ти спо­до­бил ме­ня ныне Гос­подь. Он да­ро­вал мне ми­лость по­стра­дать за имя Его на кре­сте по об­ра­зу Его стра­да­ний. На­де­юсь, что и мне ска­жет Он, как неко­гда раз­бой­ни­ку: Ныне же бу­дешь со Мною в раю (Лк.23:43). Не нуж­на мне пас­ха ва­ша, не бо­юсь я клят­вы, ибо Пас­ха на­ша, Хри­стос, за­клан за нас (1Кор.5:7), Ко­то­рый уни­что­жил по­ло­жен­ное на нас за пре­ступ­ле­ние за­ко­на про­кля­тие и да­ро­вал нам жизнь веч­ную дре­вом крест­ным, на ко­то­ром был при­гвож­ден, бу­дучи жиз­нью всех, как про­ро­че­ство­вал о том и Мо­и­сей: и бу­дет жизнь твоя ви­сеть пред то­бою (Втор.28:66). О празд­ни­ке же пас­хи Да­вид го­во­рит: Сей день, его­же со­тво­рил Гос­подь, воз­ра­ду­ем­ся и воз­ве­се­лим­ся вонь! (Пс.117:24). Но ты, рас­пяв­ши ме­ня, и все про­чие твои еди­но­мыш­лен­ни­ки вос­пла­че­те и возры­да­е­те, ибо по­стигнет вас ото­мще­ние за кровь мою и кровь дру­гих, куп­лен­ных ва­ми хри­сти­ан. Нена­ви­дит Гос­подь суб­бо­ты ва­ши и пре­ло­жит празд­ни­ки ва­ши в се­то­ва­ние, и уже при­бли­зи­лось вре­мя уби­е­ния на­чаль­ни­ка ва­ше­го без­за­ко­ния».
Услы­шав это, жи­до­вин рас­па­лил­ся гне­вом, схва­тил ко­пье и прон­зил при­гвож­ден­но­го. И вид­на бы­ла то­гда ог­нен­ная ко­лес­ни­ца и ог­нен­ные ко­ни, ко­то­рые по­нес­ли на небо ду­шу ли­ку­ю­ще­го му­че­ни­ка, и был слы­шен го­лос, го­во­рив­ший: «Вот доб­лест­ный граж­да­нин небес­но­го гра­да!»
Те­ло свя­то­го му­че­ни­ка жи­до­вин, сняв со кре­ста, вверг­нул в мо­ре, где со­вер­ши­лось по­сле это­го мно­го чу­дес. Вер­ные при­леж­но ис­ка­ли там свя­тых мо­щей, но не на­шли их. По про­мыш­ле­нию Бо­жию они бы­ли об­ре­те­ны в пе­ще­ре, где и до­ныне по­чи­ва­ют нетлен­но.
Пред­ска­за­ние же свя­то­го стра­даль­ца о том, что кровь его бу­дет ото­мще­на, ис­пол­ни­лось немед­лен­но по­сле его стра­да­ния. Ибо в тот день при­шло по­ве­ле­ние от ца­ря гре­че­ско­го из­гнать из об­ла­сти его всех ев­ре­ев, от­няв у них иму­ще­ство, а ста­рей­шин их из­бить за му­че­ние хри­сти­ан. Од­ним из пер­вых был убит, по про­ро­че­ству бла­жен­но­го Ев­стра­тия, епарх, воз­бу­див­ший ев­ре­ев про­тив хри­сти­ан. А про­изо­шло это та­ким об­ра­зом. Кре­стил­ся один бо­га­тый и слав­ный ев­рей, и по­то­му царь, же­лая от­ли­чить его, чрез несколь­ко дней сде­лал его епар­хом; он же, по­лу­чив этот сан, втайне сде­лал­ся от­ступ­ни­ком от Хри­ста и Его ве­ры и дал раз­ре­ше­ние ев­ре­ям по все­му про­стран­ству гре­че­ско­го цар­ства по­ку­пать хри­сти­ан и об­ра­щать их в ра­бов. Ко­гда этот нече­сти­вый епарх был об­ли­чен в злой сво­ей хит­ро­сти, царь по­ве­лел умерт­вить его, а так­же и всех ев­ре­ев, жив­ших в зем­ле гре­че­ской. И в то вре­мя, ко­гда из­би­ва­ли ев­ре­ев, жи­ву­щих в гре­че­ском го­ро­де Кор­су­ни, то­го нече­сти­во­го ев­рея, ко­то­рым был убит пре­по­доб­ный Ев­стра­тий, по­ве­си­ли на де­ре­ве, и так об­ра­ти­лась бо­лезнь его на гла­ву его (Пс.7:17), и он раз­де­лил участь Иуды.
Про­чие же евреи, ви­дя страш­ные чу­де­са по кон­чине пре­по­доб­но­го, уве­ро­ва­ли во Хри­ста и при­ня­ли кре­ще­ние. А по­ра­бо­тив­ший их Хри­сту и по смер­ти сво­ей доб­рый во­ин Его и по­бе­до­но­сец, свя­той Ев­стра­тий, спо­до­бил­ся с без­смерт­ным во­ин­ством небес­ным вос­пе­вать по­бед­ную песнь и цар­ство­вать с Са­мим по­бе­ди­те­лем смер­ти Хри­стом, с Ко­то­рым он во­ин­ство­вал, про­слав­ляя Его и бла­го­да­ря со Без­на­чаль­ным Его От­цем и Жи­во­тво­ря­щим Ду­хом в без­ко­неч­ные ве­ки. Аминь.

Развернуть
Тропарь, кондак, величание

Тропарь преподобномученика Евстратия Печерского
глас 7
Постником и мучеником явился еси похвала, преподобне Евстратие,/ прежде бо воздержанием плоть умертвив,/ последовал еси Христу, нося крест свой./ Последи же и сам на крест вознесен быв/ и копнем в ребра прободен,/ в руце Божий душу предал еси./ Колесницею огненною возносим на Небеса,/ сугубо венчался еси от Христа Бога/ и Спаса душ наших.
Кондак преподобномученика Евстратия Печерского
глас 8
Яко ревнитель страсти Владычней/ и постников усердный последователь сый,/ пленники учением твоим наставль, Христови привел еси, Евстратие,/ и нас, плененных страстьми, мольбами своими свободи/ и подражатели честному твоему житию покажи, зовущих:/ радуйся, испивый сладостне чашу Христовых страданий.

Развернуть