блгв. кн. Довмонт (в крещении Тимофей), Псковский
Святой благоверный князь Довмонт (Домант) Псковский, князь Нальшинайский (Нальшанский), был родом из Литвы, сначала ревностно исповедовал язычество. В 1265 году, спасаясь от междоусобиц литовских князей, был вынужден бежать из Литвы и с 300 литовскими семьями пришел во Псков. Псковская земля стала его второй родиной. Здесь, по выражению летописца, "дохнула на него благодать Божия", когда со всей своей свитой он принял святое КрещениеКрещение с именем Тимофей и сподобился великих даров от Господа. Уже через год за доблесть и истинно христианские добродетели псковичи избрали его своим князем. В течение 33 лет он управлял городом и был единственным князем за всю историю Пскова, который сумел так долго прожить в мире и согласии с псковским вечем. Он был справедлив и строго следил за правосудием других, щедро творил милостыню, принимая нищих и странников, благоговейно чтил церковные праздники, покровительствовал храмам и монастырям и сам основал обитель в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Через брак с дочерью великого князя Димитрия, внучкой святого благоверного князя Александра Невского (память 23 ноября и 30 августа), он породнился с русским великокняжеским родом. Князь Довмонт, как и святой Александр Невский, был славным защитником Русской земли. Основная заслуга благоверного князя Довмонта как полководца и государственного деятеля состоит в том, что в течение многих лет он надежно защищал северо-западную границу Русского государства от неприятельских нападений.
В 1268 году князь Довмонт был одним из героев исторической битвы при Раковоре, где русская рать одержала победу над датскими и немецкими войсками. Перед каждой битвой святой Довмонт приходил в храм, полагал свой меч к подножию святого престола и принимал благословение духовника, который препоясывал ему меч.
Святой Довмонт сделал псковскую крепость неприступной. В память о славном защитнике города каменная оборонительная стена, возведенная святым князем рядом с Кромом в конце XIII века, была названа Довмонтовой, а территория, огражденная стеной, до сих пор называется Довмонтовым городом. У святого защитника "Дома Святой Троицы" был еще один благочестивый обычай: в благодарность Господу, Именем Которого он одерживал победы, не зная поражений, благоверный князь Довмонт рядом с Кремлем возводил храмы в честь того святого, в день памяти которого одерживал победу. Ставили там храмы по особым обетам и другие жители Пскова. Небольшая территория нынешнего Довмонтова города была сплошь покрыта храмами. (Первый храм в честь святого Довмонта-Тимофея был построен в Довмонтовом городе в 1574 году.)
Свою последнюю победу доблестный князь-воин одержал 5 марта 1299 года на берегу реки Великой, где он с малой дружиной разбил большое немецкое войско. Ливонские рыцари неожиданно напали на посад у Пскова, захватили пригородные Снетногорский и Мирожский монастыри и сожгли их, жестоко расправившись с насельниками. Они убили основателя Снетногорского монастыря преподобного Иоасафа с 17 иноками и преподобного Василия, игумена Мирожского (память 4 марта). Святой князь Довмонт, не дожидаясь, пока соберется большое псковское войско, вышел навстречу врагу с дружиной и изгнал святотатцев за пределы Русской земли.
Через несколько месяцев святой благоверный князь Довмонт-Тимофей скончался и был погребен в Троицком соборе Пскова. Летопись свидетельствует, что "бысть же тогда жалость велика в Плескове мужам и женам, и малым детям по добром господине благоверном князе Тимофее". Псковичи вспоминали, как святой князь заботился о них в мирные дни и особенно, когда городу угрожала опасность, как вел их в бой со словами: "Добрые мужи псковичи! Кто из вас стар, тот мне отец, кто молод, тот брат. Постоим за Святую Троицу!"
Вскоре после кончины князя началось почитание его как святого заступника пред Богом, молитвенно охраняющего нашу землю от врагов и бедствий. Не раз и по смерти защищал Псков святой князь. Так, в 1480 году, когда более ста тысяч немцев осадили город, он явился во сне одному горожанину и сказал: "Возьмите одеяние (покров) гроба моего, обнесите его три раза вокруг города с крестами и не бойтесь". Псковичи исполнили его указание, и немцы отступили от города. После этого чудесного избавления от врагов святому князю была составлена служба. Рядом с мощами благоверного князя в Троицком соборе висел его боевой меч (в настоящее время меч хранится в Псковском историко-художественном и архитектурном музее-заповеднике), который вручался в храме Святой Троицы псковским князьям при возведении на престол.
Святой благоверный князь Довмонт-Тимофей и его супруга, в схиме преподобная Марфа (+ 1300; память 8 ноября) удостоились особой почести быть изображенными на чудотворной Мирожской иконе Божией Матери (празднование 24 сентября): "Благоизволися пречистому образу чудотворныя иконы Твоея, Богородице, написатися зрака подобию нашего в бранех твердаго заступника князя Доманта со благочестивою супружницею" (седален службы святому благоверному князю Довмонту-Тимофею). При явлении Божией Матери старцу Дорофею во время осады Пскова поляками 27 августа 1581 года святой благоверный князь Довмонт-Тимофей был среди избранников Божиих, сопровождавших Небесную Заступницу Пскова (сведения о Псково-Покровской иконе помещены 1 октября).
Мощи святого благоверного князя Довмонта-Тимофея покоятся в Псковском кафедральном соборе Живоначальной Троицы.
Святые князья Псковские Всеволод и Довмонт не раз помогали русским воинам в защите западных пределов Отечества. Но настал час и, с той же священной непреклонностью, посланные Взбранной Воеводой небесного воинства, встали они на защиту наших восточных рубежей.
В 1640 г. великое народное движение на Восток - "встречь солнца" - завершилось выходом русских землепроходцев к устью Амура и Тихому океану. Русь в тех краях столкнулась с языческим Китаем. Оплотом Православия стала русская крепость Албазин, прославленная чудотворной Албазинской иконой Божией Матери (празднуется 9 марта) и героической "албазинской обороной" (1685 - 1686).
...Летом 1679 года, в Петров пост, отряд казаков во главе с Гаврилой Фроловым отправился из Албазина на разведку в долину реки Зеи. Три года несли казаки дозорную службу на Зее, объезжали окрестные селения, приводили в русское подданство тунгусское население, основывали зимовья и остроги. Однажды казачий разъезд повстречал в горах двух всадников на белых конях, закованных в броню, вооруженных луками и мечами. Это были святой Всеволод и святой Довмонт. Вступив в разговор с казаками и узнав, что они из Албазина, святые князья-воины предрекли последовавшее вскоре вторжение китайских войск на Амур, трудную оборону и конечное торжество русского оружия. "И паки придут китайцы, будут приступы и бои великие, и мы в тех боях будем в помощь русским людям. А града китайцы не возьмут".
Несколько раз в 1684 - 1686 гг. китайские полчища подступали к Албазину, но града не взяли. Чудесной помощью Албазинской иконы Божией Матери и святых князей Всеволода и Довмонта Псковских вражеский натиск бессильно разбился о дальневосточную православную твердыню.
"Повесть о чудеси святых благоверных великих князей Всеволода и Довмонта" была записана Гаврилой Фроловым в Якутске 23 октября 1689 г. Обетования святых друзей Божиих не имеют срока давности. Приходят новые поколения, меняется лицо земли, но неизменно в священный дозор у границ Отечества встают российские воины-защитники - святые Всеволод и Довмонт.
Тропарь благоверного князя Довмонта, во св. крещении Тимофея
глас 8
Иже отчее нечестие возненавидев,/ преблаженне княже Доманте,/ и нощи страстныя избег, еже к идолом тщание,/ прииде мыслию к Солнцу славы — Христу,/ озарився благодатию Божественнаго Крещения,/ и ныне во свете Пресвятыя Троицы предстоя,/ моли Христа Бога сохранити и спасти православный люди/ и град твой от безбожных агарян,/ и латин нашествия, и междоусобныя брани/ и спастися душам нашим.
Ин тропарь благоверного князя Довмонта, во св. крещении Тимофея
глас 4
Духом Божиим наставляемь,/ отчее нечестие отвергл еси,/ святый благоверный княже Тимофее,/ потщался еси приити в богоспасаемый град Псков,/ в немже душу твою благодатию святаго Крещения просветив,/ верою и любовию обитель в себе сотворил еси Пресвятей Троице,/ Ейже непрестанно молися/ даровати душам нашим/ мир и велию милость.
Кондак благоверного князя Довмонта, во св. крещении Тимофея
глас 8
Любовию Христовою уязвися, преблаженне княже Доманте,/ ум вперив зарею Духа,/ идольскую прелесть отеческаго нечестия возненавидев,/ порождением святьш купели Тимофей наречен еси,/ слезами и милостынею ко Христу присвоився,/ и жизни сей течение добре скончав,/ веру непорочну соблюд,/ и ныне молим тя:/ моли Пресвятую Троицу и Пречистую Богородицу/ за град Псков и за всех, притекающих к раце мощей твоих,/ избавитися нам от всяких зол,/ да тебе вси, яко тепла заступника, непрестанно почитаем.
КАНОН СВЯТОМУ БЛАГОВЕРНОМУ КНЯЗЮ ДОВМОНТУ, ВО СВЯТОМ КРЕЩЕНИИ ТИМОФЕЮ
глас 4
Песнь 1
Ирмос: Воспою Тебе, Господи Боже мой, яко извел еси люди из работы египетския, покрыл же еси колесницы фараоновы и силу.
Припев (при келейном чтении): Святый благоверный княже Доманте, моли Бога о нас.
В Царство Христово вшед, преблаженне княже Тимофее Доманте, возлюбив вечная паче временных, сего ради своему Владыце сосуд избран показася, славне.
Благочестиваго корене державнаго князя Александра исчадию благоволением Божиим сочетася, с неюже благоугодно пожив, преставльшеся, обретосте Христово нестареемое блаженство.
Христолюбиваго нрава никогда же отлучаяся, всем убогим милостивый податель был еси, блаженне княже Доманте, и сирым заступник.
Богородичен: Благодарение ново молитвы Твоея проповедуем, Чистая, усты и духом, яко Тебе ради от напастей, и тяжких печалей, и греха страстей вси избавляемся.
Песнь 3
Ирмос: B Господе Бозе моем сердце мое утвердися, тем немощствующии препоясашася силою.
Царя, всеми царствующаго Небесными и земными, последователь был еси, блаженне княже Доманте, не возвращся вспять, возлож руку свою на рало веры Христовы, тем добре управлен бысть в Царство Его.
Всея России благочестивым великим князем причтеся лику, аще и не от того сущаго корене рождену ти, но храбрость мужества и благочестие разума тем подобна показа тя.
В лета самодержца великаго князя Александра Невскаго был еси, княже Доманте, тем христоименитым людем Российскаго царства забрала явистеся от нахождения безбожных латин, якоже в животе, тако и по преставлении вашем, святии.
Богородичен: Написася Слово Отчим перстом, некогда богогласному пророку Твоего рождества тайна, Богородице, тем Тя молю в книзе мя написати жизненней, лукавое рукописание грехов моих раздравши.
Седален
Благословенному и светоносному торжеству, яко солнцу, возсиявшу во всем мире, блаженнаго князя Тимофея Доманта, к немуже стецемся, вернии, непрестанно вопиюще: аще и пришел еси от земли, святе, но тамо со Ангелы Пресвятей Троице предстоиши, Ейже молися спасти души наша.
Песнь 4
Ирмос: Любве ради, Щедре, Твоего образа на Кресте Твоем стал еси, и растаяшася языцы: Ты бо еси, Человеколюбче, крепость моя и хваление.
Феодора Стратилата дерзновению мужества подобен был еси и сего ради чести онаго от Бога сподобися, стражда изволением.
Земля освятися, приимши мощи твоя, блаженне княже Доманте, человецы же, тобою приемлют исцеление, Христа славяще, Иже искренно тя прославльшаго.
Ревность Святаго Духа в сердцы приим, отеческое зловерие возненавидев, Христа, Истиннаго Бога, взыскав, банею Крещения омывся, чадо Свету явися. Емуже предстоиши, молися за рабы своя, верою славящия тя.
Тебе молимся, преблаженне Тимофее, сопротивных шатание низложи и недуги человеком облегчи, святе, яко да во гласех хваления тебе воспеваем.
Богородичен: Рукою милосердия, Богородице, защити мя от враг и душу мою, истаявшую зноем греха, прохлади ходатайством Своим, Дево, Едина бо еси человеком исправление.
Песнь 5
Ирмос: Часть моя еси, Господи, и слава лица моего: Ты бо мя из тьмы неведения един избавил еси Богоразумием, и Тебе молюся, Христе: даруй рабу Твоему мир, яко Человеколюбец.
Благословением Святыя Горы инока, единоутробнаго твоего брата, Божий свет Трисолнечныя Троицы вселися в твое сердце и Своего Божества дом тя показа, блаженне.
Иже святую Твою память радостно от души творящих скорби премени и душеспасительная подаждь прошения.
Законом благоверия научився, премудре, ревнитель благочестия садителю Владимиру был еси, идольскую лесть низложив, Троицы был еси селение Пречистей.
Богородичен: Многогрешнаго Твоего раба, Богородице, не отрини моления и прошения, аще и недостойне молящася, Владычице, избави мя лютых страстей моих и уз прегрешения злаго.
Песнь 6
Ирмос: Якоже пророка Иону от кита избавил еси, Христе Боже, и мене из глубины прегрешений возведи и спаси мя, Едине Человеколюбче.
Святейшаго во святых Бога познав, премудре княже Доманте, о граде твоем Пскове молися, и о иже верою живущих в нем, избавится от всяких зол, да твою память вси благочестно почитаем.
Яко пресветлая двоице, яко пречестная верста и богосочтанная, Христу от души поработасте в жизни своей, пречестнии, ходяще по заповедем Его.
Царие и князи, священницы и вельможи, старцы с юнотами и всяк возраст, светло предъиграйте, память премудраго князя Доманта в песнех величающе.
Богородичен: Служителя тайне, Архангела слышала еси, в утробе вмещение Невместимаго приимши, мы же Гавриилово вещание приносим: радуйся, Обрадованная, Господь с Тобою и Тебе ради с нами.
Кондак, глас 8
Любовию Христовою уязвися, преблаженне княже Доманте, ум вперив зарею Духа, идольскую прелесть отеческаго нечестия возненавидев, порождением святыя купели Тимофей наречен еси, слезами и милостынею ко Христу присвоився, и жизни сей течение добре скончав, веру непорочну соблюд, и ныне молим тя: моли Пресвятую Троицу и Пречистую Богородицу за град Псков и за всех, притекающих к раце мощей твоих, избавится нам от всяких зол, да тебе вси, яко тепла заступника, непрестанно почитаем.
Икос
Всякаго безбожия неистовства избег, удаленную страну от Бога отечества весьма оставль, идеже Бог не познавашеся, но прелесть бесовская почитаема бяше, вся сия, оплевав, попра, апостолу Филиппу подобен быв: он бо от Газскаго пути восхищен во Азот, ты же — в богоспасаемый град Псков; он убо, единаго каженика крестив, удиви, ты же вся страны наша своим крещением возвесели, блаженне княже Тимофее Доманте, и чудес действо безбожных нахождения сокрушаеши, и паки пребуди с нами защищати нас, да тебе вси, яко тепла заступника, непрестанно почитаем.
Песнь 7
Ирмос: Не предаждь нас до конца Имене Твоего ради, и не разори Завета Твоего, и не отстави милости Твоея от нас, Господи, Боже отец наших, препетый во веки.
Патриарха Авраама нраву, преблаженне княже Доманте, подобник быв, всяко требование нищим неоскудно раздал еси, да Христа милостива себе приобрящеши.
Просвети твое житие всю вселенную правым смыслом, сияя, в Руси яко солнце, Трисолнечнаго Божества зарею просвещаемь, досточудне.
Церкви и граду ты бысть правитель непреложный, всяку ересь и лесть бесовскую отгоняя, и со Ангелы ныне ликуеши, предстоя Святей Троице в дерзновении мнозе.
Богородичен: Избави, Богородице, от обдержащих бед души наша и призри на смиренныя рабы Своя, и веселия мя исполни, Благая.
Песнь 8
Ирмос: На Кресте плотию пригвожденнаго и показавшаго нам оружие во спасение, отроцы, превозносите Христа, Бога нашего, во веки.
Иова древняго милосердию подобяся, не изыде из дому твоего никтоже скорбен: иноком, и священным, и простым, и всем, иже в недостаточестве, яко отец чадолюбив, был еси.
В болезни к тебе прибегающих исцеляй, преблаженне княжеТимофее, и поганых нашествия избавляй рабы своя, Богу поющия: благословите Христа во вся веки.
Веселится ныне и торжествует великий град Псков и вси окрестнии гради и веси, тебе имуще покров и забрало, и красятся памятию твоею честною, в нем бо пожив, венца от Бога сподобился еси.
Богородичен: Предваришася уже беззакония моя и, к концу жития пришед, рыдая, молю Тя, Богородице Чистая: поне на старость мою, спаси мя, погибающаго.
Песнь 9
Ирмос: Яко сотвори мне величия Сильный, и свято Имя Его, и милость Его в род и род боящимся Его.
Всея России великим князем, благочестие хранящим, сообщник был еси, Богомудре княже Доманте, с ними землю Русскую сохраняеши от безбожных агарян и латын навета, и нынешняго настояния страстей нас избави молитвами своими.
Чудесы своими, яко цвет, процвел еси, Богомудре княже Доманте, якоже рече пророк: праведник, яко финикс, процветет. Сего ради тя ублажаем.
Певцем, иже Тебе, поющим, Троице Пресвятая, согрешения наша остави, вольная и невольная, преблага чудотворца благовернаго князя Доманта молитвами.
Богородичен: Напоитися богатно слезами даждь браздам страстныя моея души и плоды принести сторичны, Владычице, сподоби, сердце мое всякаго веселия исполни, да славлю Тя, Хранительнице моя.
Светилен
Не человеком, ни от человек, но от Бога звание прием, иже прежде тьме сын, ныне же чадо и наследник Свету своим обращением сотворися, Доманте Богомудре.