Для работы сайта требуется использование файлов cookies. Полные правила использования сайта и обработки персональных данных
Хорошо

Настоящий подарок с любовью и заботой! Подарите вашему близкому Именной Сертификат о том, что за него была подана записка и отслужен Молебен о его Здравии и Благополучии всем Святым в Даниловом монастыре. Подать записку на молебен и получить Сертификат. Пример Сертификата можно посмотреть ЗДЕСЬ

Адрес электронной почты
Пароль
Я забыл свой пароль!
Входя при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами
Имя
Адрес электронной почты
Пароль
Регистрируясь при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами

свт. Григорий Богослов архиеп. Константинопольский

Дни памяти (по старому/новому стилю):
25 января (7 февраля)
30 января (12 февраля)
Житие, обретение мощей

Святой Григорий Богослов (326-389 годы) был сын Григория (епископа Назианского) и Нонны, мать его было очень высоких нравственных правил. Прежде рождения сына она обещала посвятить его Господу Богу и употребила все старания для того, чтобы склонить его волю на служение Богу. Воспитание, которое дала ему матерью, святитель Григорий считал самым для себя важным. Святитель Григорий получил отличное образование: святой учился в школах Кесарии Палестинской, там была богатая библиотека, собранная святым мучеником Памфилом, в городе Александрии, где он изучал творения Оригена, и в Афинах, где в он особенности сблизился с Василием Великим, с которым знаком был еще несколько ранее и дружбу с ним считал полезнее самой лучшей школы. У святых друзей в городе Афинах была одна комната и один образ жизни; им были знакомы две дороги: одна вела в храм Божий, другая вела в училище. В Афинах святитель Григорий познакомился с Юлианом Отступником, который, когда стал императором, отрекся от христианства и хотел возродить язычество в Римской империи (361-363 годы) и оставил живое изображение этого коварного врага Церкви. В 26 лет святитель Григорий принял крещение.

По возвращении на родину, святитель Григорий долго уклонялся от занятия какой-либо общественной должности. Думая о Боге, молясь, читая слова Божии, он также занимался писанием вдохновенных слов и песней и служением престарелым родителям. Некоторое время он провел с Василием Великим в его пустыне и почитал это время самым счастливым в жизни. Его отец, нуждаясь в помощнике, вызвал его из Васильевой пустыни в Назианз и там рукоположил в пресвитера. Сан так устрашил святого Григория высотой и тяжестью сопряженных с ним обязанностей, что он удалился в пустыню. Позже, он вернулся к отцу и принял на себя священническое служение, радуясь, что он, служа Господу, помогает и престарелому родителю в заботах о пастве.

Василий Великий, уже достиг высокого сана архиепископа. Ища преданного и просвещенного помощника для управления обширной областью, святитель Василий предложил святому Григорию место главного протопресвитера при своей кафедре. Св. Григорий уклонился от принятия этой очень почетной и влиятельной должности. Спустя некоторое время после случилось посвящение Григория в епископа г. Сасима, по тайному соглашению архиепископа Василия с отцом святого Григория. Видя в этом промысел Божий, он принял священное рукоположение, хотя отказался от принятия должности и, в качестве соправителя (викария), продолжал служить своему родителю и назианзской пастве. В году 374 скончался престарелый родитель святого Григория, а вскоре после этого и мать его. Григорий продолжал некоторое время труд своего отца по управлению назианзской церковью, но заболел. Когда выздоровел, то удалился в уединенную обитель и там в посте и молитве пробыл три года.

Великий светильник не мог укрыться в монашеской келье. Будучи избранный православными епископами и мирянами на престол архиепископа в Царьграде, он прибыл туда во время самого сильного владычества ариан, тогда еретики захватили все храмы в столице. Святитель Григорий остановился в доме у знакомых. Там он одну из комнат обратил в храм, назвав ее Анастасией, («воскресение») в надежде, что здесь воскреснет и Православие, он начал проповедовать. Еретики ариане засыпали его всякими насмешками и ругательствами, даже бросали в него камнями и хотели убить подсылая к нему тайных убийц. Народ же узнал своего истинного пастыря и начал тесниться к его кафедре. Своим словом, примером своей святой жизни и пастырским усердием он одолел врагов Православной Церкви. Множество людей стекались со всех концов послушать проповеди святителя. Слушающие волновались около его кафедры как бурное море, очень громко выражали знаки одобрения рукоплесканиями и восклицаниями, а скорописцы же увековечивали его слова. Тысячи людей из ереси возвращались к Православной Церкви каждый день.

После воцарения православного императора Феодосия (379-395 годы), ариане были изгнаны из храмов столицы. Вскоре обнаружилась ересь Македония, который отрицал Божество Святого Духа, святой Григорий боролся против ереси и принимал участие в заседаниях Второго Вселенского Собора. Много потрудившись, он отказался от Константинопольской кафедры, сказав: «Прощай, кафедра, — это завидная и опасная высота!» Святитель Григорий удалился в родное селение Арианз, возле Назианза, и здесь в строгих аскетических подвигах он провел последние годы жизни.

За свои замечательные творения святитель Григорий получил от Церкви наименование Богослова и вселенского учителя, а за способность проникать мыслью в глубину тайн веры и выражать непостижимые истины с прозрачной ясностью и строгой точностью Святая Церковь в одной из молитв называет его умом самым высоким. Его проповеди насыщены поэзией так, что многие фразы из них были использованы (святым Иоанном Дамаскиным и другими) для праздничных песнопений. Частицы мощей святителя Григория до сих пор источают чудное благоухание.

Развернуть
Тропарь, кондак, величание

Тропарь святителя Григория Богослова
глас 1
Пастырская свирель Богословия твоего/ риторов победи трубы,/ якоже бо глубины духа изыскавшу,/ и доброты вещания приложишася тебе./ Но моли Христа Бога, отче Григорие,// спастися душам нашим.

Кондак святителя Григория Богослова
глас 3
Богословным языком твоим сплетения риторская разрушивый, славне,/ православия одеждею, свыше истканною, Церковь украсил еси,/ юже и носящи, с нами зовет, твоими чады:/ радуйся, отче,// Богословия уме крайнейший.

Развернуть